Авто На автомобиле в Европу? Сел и поехал!

На автомобиле в Европу? Сел и поехал!

Наверняка у вас возникало желание съездить в Европу на автомобиле. Там ровные скоростные дороги, развитый сервис и удивительная концентрация разнообразных культур. Там проходят футбольные чемпионаты, Гран-при «Формулы-1» и пивные фестивали...

" src=

Наверняка у вас возникало желание съездить в Европу на автомобиле. Там ровные скоростные дороги, развитый сервис и удивительная концентрация разнообразных культур. Там проходят футбольные чемпионаты, Гран-при «Формулы-1» и пивные фестивали. Там находятся альпийские предгорья, игрушечные деревни и SPA-курорты. Наконец, там сосредоточены штаб-квартиры, музеи и заводы крупнейших мировых автопроизводителей. В отличие от автобусных туров, для которых нужен чугунный зад и умение спать сидя, поездка на автомобиле – это отдых свободолюбивых. Насколько сложно и дорого поехать в Европу на автомобиле?

Автомобильный журналист Григорий Скабичевский только что вернулся из подобного путешествия на своей Skoda Roomster, проехав 12 тысяч километров через территорию пяти стран: России, Финляндии, Германии, Чехии, Дании. Конечной целью путешествия было посещение «альма-матер» Skoda – завода в Млада-Болеславе.

Итак, Григорий отвечает на «часто задаваемые вопросы».

Как получить визу?

«Как ни странно, получить шенгенскую визу для въезда на автомобиле несложно, – говорит Григорий. – Для этого необходимо либо приглашение (в нашем случае – от компании Skoda), либо подтверждение своего дохода в России, а лучше – и то, и другое. Также потребуется страховка Green Card на автомобиль (аналог ОСАГО, 35 евро на две недели) и страховка жизни пассажиров. Удивило, что границу с Финляндией близ Выборга (пограничный пункт Торфяновка) мы пересекли всего за 20 минут, правда, дело было ночью. На обратном пути это заняло чуть дольше, но все равно некритично – владельцев машин с российскими номерами пропускают отдельно от перегонщиков. Чувствуешь себя гражданином своей страны».

Экипировка

" src=

Помимо элементарных вещей – сотового телефона с роумингом, фотоаппарата, вещей, обуви и прочей галантереи – есть два крайне полезных изобретения, отсутствие которых в Европе может обернуться конфузом. Итак, угадываем по порядку.

«Когда мы ехали по Дании, то немного не рассчитали с бензином и катились буквально на парах топлива, – рассказывает Григорий. – Ситуация была нервная, потому что остановка из-за пустого бака на магистрали грозит штрафом до 300 евро».

Что же за изобретение? Канистра? Нет.

«Находим по навигатору ближайшую заправку и чудом дотягиваем до нее, а заправка-то автоматическая – наличные не принимают, только пластиковые карточки. Может дойти до смешного: есть деньги, есть заправка, есть, куда лить топливо, а заправиться нельзя. Вроде бы, достаточно попросить какого-нибудь датчанина заправиться с его карточки и отдать ему наличные, но в Европе к таким просьбам, да еще произнесенным с акцентом, относятся с подозрением».

Чтобы не попасть впросак, нужно иметь пластиковую карточку, например, Visa Classic. Они принимаются везде, избавляют от обмена валют (в Старом Свете помимо евро в ходу национальные валюты), а главное – в ряде случаев являются единственным способом расчета. Печальнее всего, что «ряд случаев» подразумевает неотложные дела, вроде заправки пустого бака или покупки билетов на поезд/паром/самолет.

Второе изобретение – навигатор. «Я знал, что это необходимо, но даже не предполагал насколько, – говорит Григорий. – Я использовал навигатор Garmin с картами Европы, который купил в магазине «Активный отдых». Европа быстро перестраивается, и вы можете не обнаружить какой-нибудь развязки, заправки или даже гостиницы на устаревшей карте, поэтому важно иметь последние версии. Ездить без навигатора практически невозможно, особенно вблизи больших городов и в вечернее время, так как дорожная сеть сложная, а читать на том же автобане указатели успеваешь не всегда. Малейшая ошибка может обернуться крюком в 50-100 км».

А навигатор не только прокладывает маршрут и голосом информирует о поворотах, но рассчитывает время в пути, пройденный километраж и реальную скорость. Плюс, как нить Ариадны, он выведет вас к месту парковки машины после пешего похода в центр Гамбурга или Праги.

Маршрут

" src=

«Нужно тщательно продумывать путь следования и места остановок, иначе отдых может превратиться в тяжкий труд, – говорит Григорий Скабичевский. – В Европе средняя скорость в пути – 100 км/час, в России – порядка 60 км/час. Поэтому, если вы надеетесь за первые сутки проехать 1500 км от Челябинска до Пензы за 15 часов, это фикция. Путь по России лучше разбить на участки поменьше – отдыхайте, смотрите по сторонам, достопримечательности есть везде. Отдых уже начался, и не надо превращать поездку в марафонскую гонку».

Второй важный вопрос – где пересекать границу. «В Чехию мы могли ехать через Белоруссию и Польшу, но по ряду причин предпочли добраться до Питера, оттуда – в Финляндию, затем на пароме до одного из портов Германии. С одной стороны, билет на паром для автомобиля и двух человек стоит от 600 до 1000 евро, в среднем – 700 евро. Однако проезд через Белоруссию и Польшу сопряжен с пересечением польской границы и стоит порядка 500 евро с учетом бензина, ночевок, непредвиденных расходов. 200 евро – это та разница, которую ты платишь за удовольствие сутки ехать на пароме, ничего не делая. Кроме того, появляется возможность познакомиться с Финляндией и Хельсинки. И только с верхней палубы парома видно, что земля круглая».

В континентальной Европе, конечно, раздолье. Дороги ровные, ограничение скорости в основном 130 км/час, на некоторых немецких автобанах – безлимитка. Четкая разметка, грамотная организация движения и помощь навигатора позволит наслаждаться каждой минутой за рулем. Впрочем...

«Не стройте иллюзий насчет легкости такой поездки: проводить за рулем по 7-10 часов ежедневно в чужой стороне неравнозначно езде по родному городу, – предупреждает Григорий. – Планируйте маршрут без жадности и отводите на каждый город хотя бы два дня, иначе получится «галопом по Европам». И не устраивайте туры с посещением десяти стран, потому что устаешь от всего, даже от впечатлений».

Бензин

" src=

В Европе средняя цена бензина на конец лета 2008 составляла 1,5 евро/литр (55 рублей/литр). «Когда заправляешь бак «румстера» на 80 евро (3000 рублей), начинаешь задумываться, стоит ли делать 900-километровый крюк в Вену, – смеется Григорий. – Мы решили – не стоит».

Таким образом, при расходе топлива 6,5 л/100 км один километр обойдется примерно в 3,5 рубля, если машина «пьет» 10 л/100 км – 5,5 рублей.

Кстати, сказывается ли качество европейского бензина на эффективности мотора? «Меня этот вопрос тоже интересовал, но, честно говоря, разницы ни по расходу топлива, ни по приемистости я не заметил. Чтобы понять отличия, нужны лабораторные методы. Средний расход топлива ниже, чем в России, но связано это с более грамотной организацией движения, – рассказывает Григорий. – Заправки в Европе встречаются разные, порой – довольно затрапезные. Зато почти на всех можно бесплатно подкачать колеса и почистить стекло от насекомых специальной щеткой. Поскольку Евросоюз растет, на многих заправках щеточки стали пристегивать цепочками».

Гостиницы

«По идее, можно забронировать все отели через Интернет, однако нужно точно знать, что это за место. Подводных камней много: неудачное расположение, большая плата за дополнительные услуги (вроде парковки), ветхое состояние. Поэтому мы выбирали отели уже на месте и обнаружили немало парадоксов. Например, в Праге наткнулись на отель стоимостью 125 евро за сутки, напоминающий советское общежитие, причем расположенный довольно далеко от центра. Он нам не понравился, и в итоге мы нашли отличный отель за 65 евро в сутки (плюс 15 евро за парковку) в 10 минутах от центра города. Он называется Expo – могу рекомендовать. Другими словами, перед поездкой лучше составить список отелей, удовлетворяющих вашим требованиям, чтобы не нарваться на откровенный «развод». В среднем номер на двоих в сутки стоит от 60 до 100 евро, – говорит Григорий. – Есть отели с очень громкими названиями, но абсолютно неряшливые внутри».

Пожиратели бюджета

" src=

Рассчитывая бюджет поездки, не зацикливайтесь только на «крупняках» – расходы на топливо, гостиницу, еду. Европа – край коммерции и повсеместных государственных поборов, так что непредвиденные расходы порой могут перекрыть запланированные.

Взять те же парковки. «В центре Гамбурга подземная парковка стоит 2 евро в час, так что если пойдете по магазинам (а вы по ним пойдете), готовьте 10 евро: пять часов, проведенных в изобилии разных товаров, пролетят легко – сообщает мой собеседник. – В той же Дании мы были удивлены, когда кинули в паркомат 5 крон (67 евроцентов), и пока изучали чек, время парковки истекло. Оставлять автомобиль в запрещенных местах или без оплаты в паркомате нельзя ни при каких условиях – эвакуаторы работают очень бойко, и на моих глазах в Гамбурге утащили две машины. И я не представляю, как бы я с минимальным знанием языка искал свой Roomster, случись такое».

Порой в Европе нужно платить за вещи, которые наше постсоветское сознание воспринимает как бесплатные по своей природе. «Мы были удивлены, что проезд в Данию по мосту стоит 60 евро (в оба конца), причем в сторону Дании деньги берут уже после того, как ты миновал мост, – говорит Григорий. – Германия вообще страна, рассчитанная до цента. Там не существует выгодного или невыгодного транспорта, например, из пригорода вы можете добраться до центра мегаполиса на машине, автобусе или поезде, но сумма во всех случаях будет примерно одинаковая, так что дешевых способов перемещения нет».

Неприятной неожиданностью может стать кража денег или ценного оборудования. «Вроде бы, Европа, но жулики есть и там, – говорит Григорий. – Поэтому не бросайте машину с камерами, ноутбуками и навигаторами без присмотра, а осматривая центр Праги, помните: не все тут отдыхают, кое-кто на работе. Евросоюз растет, и публика встречается самая разная».

Полиция

" src=

«Как ни странно, самой большой статьей расходов могут стать штрафы за нарушение правил, – говорит мой собеседник. – В Праге совершенно без злого умысла мы скатились под горку со скоростью, на 13 км/час превышающей городской лимит (50 км/час), что зафиксировал полицейский патруль. Штраф – 100 евро. Кое-как упросили отпустить нас – объяснили, что мы русские журналисты. Девушка-полицейский согласилась сразу, а парень долго упорствовал. Пара таких нарушений может съесть весь бюджет поездки, поскольку при серьезных превышениях штрафы становятся космическими, а за отдельные грехи можно попасть в тюрьму. Для россиян это откровение, и на лице обычно написаны два вопроса: «Что я такого сделал?» и «Кому дать денег?». Только за взятку там можно поплатиться еще серьезнее, поэтому гораздо лучше не нарушать вообще. При въезде в страну стоят информационные табло со скоростными лимитами и рядом специфических правил – запоминайте. Скажем, в Финляндии даже на отличных дорогах ограничение скорости – 80 км/час, и хотя местные едут быстрее – не увлекайтесь. На то они и местные, чтобы знать расположение радаров и уметь объясниться с полицейским на родном языке».

Помимо этого на дорогах дежурит таможенная служба и просто полиция, так что имейте при себе все документы. «В Дрездене мы свернули с автобана и поехали по пустынной второстепенной дороге. Потом я понял, что это граница бывших ГДР и Чехословакии и, видимо, ее часто используют контрабандисты. Нас остановил полицейский патруль и тщательно проверил документы и машину – почему-то особый интерес вызвали несколько книг. Так что будьте готовы объясниться, кто вы такой и что делаете в Европе. Если документы в порядке – проблем не будет. Конечно, любое свидание с полицией напрягает, но постарайтесь быть корректными. Как говорил Леонов: «Вежливость – лучшее оружие вора». Люди делают свою работу и делают добросовестно, так что не стоит им мешать. Равно как не стоит глупо шутить на таможне».

Завод Skoda в Млада-Болеславе

" src=

Какое впечатление оставил завод Skoda? «Довольно странное, – признается Григорий. – Больше всего поразила неспешность работы: все происходит чересчур плавно, буднично. В моем представлении конвейер – это сборище «роботов» с измученными лицами. Тут же нет суеты, нет спешки, не чувствуется конвейерного ритма. Работают приятные улыбчивые люди. Поразительная чистота и порядок. И над всем этим витает фольксвагеновский дух. Наверное, в этом залог качества».

На фоне европейского отношения заметна и еще одна российская особенность. «В Европе представители автомобильных марок относятся к своим продуктам спокойнее, без привычного нам ажиотажа и святой веры, что они делают или продают лучший в мире автомобиль. Я бы сказал, они толерантнее к поклонникам других марок».

О Roomster

«За все 12 тысяч км проблем с машиной не было – другого мы и не ожидали. Единственная вынужденная остановка случилась из-за пробитого колеса под Златоустом. В России подвеска Roomster кажется достаточно жесткой (плюс низкопрофильная резина), но на европейских дорогах машина расцветает. Великолепная курсовая устойчивость и максимальная скорость до 200 км/час позволяют уверенно чувствовать себя на автобанах, а скорость 160 км/час воспринимается совершенно естественной. Уверенности добавляет точное рулевое управление: на развязках зачастую едешь на пределе возможностей – машина позволяет».

" src=

Осторожно – Россия!

«Европа очень расслабляет, – признается Григорий Скабичевский. – Расслабляет своими дорогами, разметкой, правильными знаками, людьми, которые с автошколы учатся быть предупредительными. Въезд в Россию – это культурный шок, требующий включения самоконтроля, чтобы не просто читать знаки, но и понимать их двойное толкование, которым пользуются сотрудники ГИБДД. К сожалению, они у нас не блюстители порядка, а ловцы ошибок».

И напоследок...

Чтобы поехать в Европу на машине, нужно многое. Но, фактически, не нужно ничего, кроме желания. «На эту поездку меня вдохновил пример швейцарского путешественника Бруно Блюма, который был в Челябинске проездом во время очередного тура, – говорит Григорий. – Я брал у него интервью и спросил: что нужно, чтобы отправиться в путешествие? Он сказал: ничего. Просто в один прекрасный день нужно собраться, сесть и поехать. Наш пробег в Чехию так и назывался – «Сел и поехал». Ничего сложного».

Григорий Скабичевский выражает благодарность:

– компании «Радслав Авто» за техническую поддержку автопробега;

– компании «Билайн» за обеспечение международной сотовой связью;

– магазину «Активный отдых» за навигационное оборудование;

– «Номос Банку» за предоставление кредитной карты;

– страховой компании «Ergo-Русь» за страховку автомобиля.

Благодарим компанию «Радслав-Авто», официального дилера Skoda в Челябинске, за помощь в подготовке материала.

Фото: Фото Григория СКАБИЧЕВСКОГО
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления