7 апреля вторник
СЕЙЧАС +0°С

Недоливчег!

Недолив измеряли самым простым и очевидным способом – с помощью мерных емкостей. Дело было так...

Поделиться

Опросчитателей Autochel.ru показал, что среди разнообразных трат на машину большевсего вас волнуют расходы на топливо.

Бензин в России переоценен –так считают многие. Но все оперируют официальной ценой бензина, той, чтообозначена на чеке. А есть еще неофициальная, которую вы реально отдаете залитр попавшего в бак топлива. Разница появляется при недоливе. Насколько онасущественна?

Мерачестности

Недолив измерялисамым простым и очевидным способом – с помощью мерных емкостей. Дело было так.В кассе я оплачивал ровно пять литров бензина АИ-92. В одном случае – наСибнефти – оператор выбила 5,11 литра (сподручнее сдавать сдачу), поэтому витоговой таблице мы привели величину к пяти литрам.

Бензин набиралив предварительно смоченную металлическую канистру, не забывая сливать остаткииз шланга, насколько позволяла конструкция колонки. Затем топливо переливалосьв мерную емкость (также смоченную) с крупной шкалой, тарированную в лабораторииГСМ Сертификационного центра автотракторной техники (пр. Ленина, 2). Еслиобнаруживался недолив, измеряли его величину с помощью поверенного мерникаценой деления один миллилитр. Делать это пришлось в семи случаях из девяти.

Мы не претендуемна сверхвысокую точность измерений: по нашим оценкам, погрешность составлялаплюс/минус 0,02 литра (20 мл). Величины недоливов превышали эту величину, такчто как минимум методика позволяла фиксировать сам факт недолива сверх нормы.Напомним, что по закону недостача в пределах 0,5% допустима (25 мл на пятьлитров).

Накануне тестамы приглашали всехжелающих выступить в роли наблюдателей, так что заборы проб и измеренияпроходили под присмотром добровольцев, которые затем расписывались введомостях. Также на тесте присутствовала руководитель лаборатории ГСМ СЦ АТТАнна Преснякова. Сотрудники АЗС не были поставлены в известность о предстоящемтесте заранее, и заправки мы выбирали, по большому счету, случайно.

Если результатывызывают у кого-то сомнения, предлагаем следующее: отправляйте контакты напочту (krasnov@info74.ru), когда наберется группа желающих, выберем день ипроедемся еще раз, и не обязательно по тем же самым АЗС. Можете приезжать сосвоей мерной тарой: убедимся в точности тарировки поверенными мерниками – ивперед.

Результаты

Во время прошлого теста многиезаправщики посмеивались: «Недоливы? Да вы что, не 90-е ведь. Приезжайте,проверяйте – столько нальем, что отпивать придется...» А на деле?

А на деленедоливают. Из девяти проверенных АЗС пять литров по бровку отмерили лишь надвух, еще на одной недолив оказался меньше погрешности (4,99 литра вместопяти), поэтому ее мы тоже занесли в список хорошистов.

Самый большойнедолив составил 0,37 литра или 7,4% при допустимой норме 0,5%. В пересчете на50-литровый бак это эквивалентно 3,7 литра или переплате в 74 рубля.

Есть мнение, чтопроцент недолива растет при увеличении объема «отгружаемого» топлива. Возможно,ведь точность налива чаще всего проверяют с помощью 10-литрового мерника, акакова погрешность при пробе в 50 или 100 литров – Бог его знает. К тому же мытестировали заправки в черте города, а на трассе, говорят, дела еще хуже.Недоливать там безопаснее – шансов, что человек вернется и затеет разборки, вразы меньше.

В день тестацена бензина АИ-92 на подопытных АЗС колебалась от 19,5 до 21,7 рубля за литр,но то была цена официальная. А реальная? Самой дешевой оказалась неприметнаяконтейнерная АЗС за троллейбусным кольцом на пересечении улиц Молодогвардейцеви Кашириных, где бензин и так был дешевым, да еще и налили точно. Итогореальная цена составила всего 19,54 рубля за литр.

Самый дорогойбензин оказался на Челнефти – небольшой недолив поднял цену до отметки почти 22рубля за литр.

Забавно, чтоиногда «дешевые» АЗС оказываются не такими уж выгодными: заправка на ГероевТанкограда при декларируемой цене 20 рублей за литр фактически берет на 1,6рубля больше, и топливо получается дороже, чем на брендовых АЗС.

 

Заметим, что нестоит воспринимать данные слишком буквально. Мы не проверяли по несколькозаправок одной сети, так что, возможно, где-то есть более (или менее) точныеколонки. Можете относиться к подобным рейдам как к лотерее – кому-то повезло,кому-то нет. Оправданий у заправщиков много: постфактум кто-то говорил, чтоизначально все было окей, просто погрешность растет со временем (почему?).Кто-то ссылался на недолив по причине простоя колонки в течение несколькихчасов: дескать, часть топлива тратится на смачивание механизмов, и получаетсяминус. В общем, у каждого своя правда. Но даже если абстрагироваться от конкретных брендов, главный вывод таков – недоливы есть. Подробные результаты – в таблице.

Результаты измерения недолива топлива на челябинских АЗС

* Приведено к объему пять литров. Оплаченный объем – 5,11 л, реальный – 4,92 л.
** Погрешность реальной цены – плюс-минус 9 копеек.

Капитализация недолива

Может быть, внедоливах виновата... зима? АЗС покупают топливо в тоннах, а продают в литрах.При падении температуры от +20 до -20 градусов тонна «худеет» на 55-60 литров(-4,4%), а это более тысячи рублей.

Есть и другая«сезонная» тонкость. Сами заправщики жалуются на несовершенство методикконтроля недолива. Так при отрицательных температурах проверяющие органыиспользуют мерники типа МО2-10, рассчитанные на работу при +15...+25 градусах.В результате, чтобы удовлетворить стандарту, допустим, при -10 градусах, максимальныйнедолив должен составлять не 0,5%, а всего 0,34%. То есть вместо пяти литров вхудшем случае можно налить 4,983 литра. Иначе после приведения к +20 градусамнедолив превысит допустимую норму.

Короче говоря,зимой оступиться проще и выгоднее. Тем более рисков не так и много. Самизаправщики рассказали, что сегодня в России фактически отсутствует системагосударственного контроля точности налива на АЗС. Большинство проверок носиткампанейский характер, и контролируются обычно менее «наукоемкие» аспекты,вроде наличия на территории АЗС мусора или целостности электропроводки. Аморочиться с мерниками, допусками и температурными поправками – это слишкомхлопотно. Да и в принципе по закону «Озащите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлениигосударственного контроля...» проверять их можно раз в три года, уведомивза три дня до начала рейда. Так что пока точность налива остается на совестивладельцев АЗС: чем, как и когда проверять колонки, они решают сами.

Естественно,возникает соблазн чуть-чуть обвесить. Тем более небольшой недолив можетпринести вполне серьезные деньги. Взять, к примеру, заправщика, которыйнагревает клиентов за счет трехпроцентных недоливов. Перепродавая неучтенноетопливо через свою же АЗС, он получает «премию» в 10 тысяч с каждой колонкиежемесячно, ничего особенно не делая. Пять колонок – пятьдесят тысяч.

Можно посмотретьна ситуацию глобально. Российские НПЗ поставляют на АЗС страны порядка 3миллионов тонн топлива в месяц. Даже если недолив составляет разрешенные 0,5%,в год можно «наварить» 5 миллиардов рублей – и это вполне легально! А гдеполпроцента, там и процент, а где процент – там уже 10 миллиардов. А сколько вдействительности?

Как пойматьнедоливщиков?

Допустим, вызаподозрили обман. Забавно, что иногда эти подозрения не вполне обоснованны.Например, измерение залитого объема по стрелке топливомера слишком грубо, чтобыотловить проценты недолива. Заливая полный бак, иной раз не стоит удивляться,что получился объем больше паспортного: есть еще горловина, в которую входит3-5 литров, иногда больше. Разумеется, если вам перелили литров 20 – это ужеповод задуматься.

Хотите проверитьточнее – изготовьте мерник из обычной пятилитровой бутылки, разметив ее пищевойемкостью или чем-то вроде того. Точность такого «прибора» будет невысока, ногрубый недолив вы заметите. На АЗС набирайте топливо в металлическую канистру,как требуют правила техники безопасности. Для больших доз можно использовать25-литровую канистру, переливая ее в мерную емкость частями.

Выявилисущественный недолив – обращайтесь к оператору АЗС или к менеджеру: иногда оннаходится на заправке или поблизости. Собственно, можете делать это и безпредварительного замера, просто в этом случае сами не будете уверены, что вас «обвесили».Выполнять все лучше в присутствии свидетелей.

Попроситепредставителей АЗС провести контрольный эксперимент с помощью поверенногомерника, наличие которого на АЗС обязательно. Отказать в контрольном замере вамне могут, и, если что, ссылайтесь на «Правилапродажи отдельных видов товаров...», где имеется такой пункт: «Продавецобязан иметь и содержать в исправном состоянии средства измерения, своевременнои в установленном порядке проводить их метрологическую поверку. Для проверкипокупателем правильности цены, меры и веса приобретенного товара в торговомзале на доступном месте должно быть установлено соответствующее измерительноеоборудование».

Сначала приборсмочат топливом (никакой черной магии – этого требует методика), затем проведутдва замера. Чаще всего на АЗС имеются 10-литровые мерники, некоторые имеютподвижные шкалы для корректировки по температуре или типу топлива. Недолив награни допустимых 0,5% вряд ли стоит ваших нервов, поэтому обращайте внимание насерьезные недостачи.

Ну а дальше –как договоритесь. Если обнаружен недолив, большинство адекватных заправщиковпредложат вам компенсировать его пропорционально объему купленного топлива.Рассчитывать, что они расщедрятся на год бесплатной заправки, наивно, ведьшансов, что вы доведете дело до серьезных разборок, немного. Проблематичнотакже склонить заправщиков к измерению недолива в больших объемах – они скажут,что просто не имеют соответствующих пробников.

Если заправщикне признал вины или вы решили наказать его во что бы то ни стало, составляйтеакт, где отражайте все существенные факты, включая имена и телефоны свидетелей,данные представителей АЗС, дату и время забора, название и номер АЗС, типмерника, температуру воздуха, показания прибора. В идеале работники заправочнойстанции должны расписаться под актом, если отказываются – отражайте это вдокументе. Не забывайте и чек с АЗС.

Далее – кофициальным структурам. Внеплановые проверки на точность налива могут проводитьсоответствующие отделы милиции, органы государственной инспекции по защите правпотребителей или суды. В Челябинске можете обращаться в местное отделениеРоспотребнадзора (ул. Елькина, 73, тел.: 263-64-90, 263-85-77).

Ваше заявление иакт дадут основание провести внеплановую проверку, однако заправщика поставят визвестность за сутки, так что время подготовиться у него будет. Есть шанс, чтово время проверки колонки будут нещадно переливать, хотя все пломбы окажутсянетронутыми – трюкачи есть в каждой профессии. Некоторые юристы утверждают, чтооснованием для возбуждения административного дела являются ваши заявление играмотно составленный акт, и никакой дополнительной проверки не понадобится.

Но прежде чем выввяжетесь в войну с заправщиками, расскажем вам о том, что стоит на кону. Дажеесли вы докажете вину АЗС, в самой пиковой ситуации юридическое лицо попадет наштраф... только не смейтесь: от 10 до 20 тысяч рублей (ст. 14.7 КоАПРФ). Для должностных лиц или граждан штраф и вовсе 1000-2000 рублей.Делов-то. Заправщики не скрывают, что если такие штрафы им и выписывают, сугубодля отчетности контролирующих органов с согласия обеих сторон.

Выхода нет

Складываетсявпечатление, что с недоливами проще смириться, чем бороться. Ну разве чтоиногда полезно пугнуть заправщиков, чтобы они компенсировали вам пару литров,заблудившихся в колонке. А хождения по надзорам и судам – занятие для людей сизбытком свободного времени и жаждой отрицательных эмоций. Решить проблемурадикально может лишь государство, но ему, похоже, эта тема неинтересна. ВРоспотребнадзоре нам сообщили, что заявлений по поводу недолива топлива еще неписал никто.

Можнодействовать по-другому: составить более полный рейтинг АЗС с точки зрениянедолива и реальной цены, который мотивирует заправщиков относиться к вопросутщательней. Но для этого нужна ваша помощь, уважаемые читатели. Если соберетсяинициативная группа из 7-10 человек, готовых потратить в новом году дня четырена масштабную проверку недоливов, мы готовы поддержать идею и даже раздобытьудобный мерник, чтобы максимально ускорить процедуру (krasnov@info74.ru).

Ну а еслижелающих не найдется... Будем считать это знаком, что текущее положение всехустраивает. Лично меня, если хотите, 70 рублей «обвеса» на АЗС волнуют кудаменьше, чем размер коммунальной платы или стоимость автомобильной страховки.

Официальныепартнеры проекта «Лаборатория»:
холдинг «Сейхо-Моторс»,
лаборатория ГСМ Сертификационного центраавтотракторной техники
.

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!