Авто эксперимент

Пьяный тест — отберут ли права за квас?

Мы проводили его в два этапа — сначала в кабинете у нарколога, затем — в областной ГИБДД

Не прошло и двух лет с введения «порога трезвости», как президент России Дмитрий Медведев, а вместе с ним и депутаты, узрели в этом провокацию — дескать, разрешенные промилле подначивает водителей искать предел допустимого. Где бутылка пива, там и две, потом винцо, а тут уж и водку несут... Национальные особенности.

Неделю назад в первом чтении Госдума внесла в КоАП поправки, снижающие допустимое содержание алкоголя до нуля.

В этой связи наших читателей особенно взволновал квасный вопрос. Появилось мнение, что теперь отбирать права будут за стакан кваса или кефира, ведь в них тоже содержится небольшое количества всеми любимого «цэ-два-аш-пять-о-аш».

Хмелеем с кваса

Пьяный тест мы проводили в два этапа — сначала в кабинете у нарколога Андрея Власова, затем — в областной ГИБДД. В первом случае — с помощью канадского прибора Drivesafe, во втором — алкометром Lion Alcometer SD-400, стоящим на вооружении в областной ГИБДД. Оба имеют «допуск» к освидетельствованию водителей на дорогах.

Пили квас, безалкогольное пиво, кефир, ели конфеты с коньяком, виноград, пробовали жвачку и леденцы Halls. А попутно на добровольцах проверяли действие алкогольных напитков — пива и коньяка.

Магазинный кефир оказался безопасен. Сначала Марина Костюченко испила литр, на другой день — Андрей Винников столько же, и даже в момент употребления алкотестеры показывали нули. Если кефир постоит и забродит, бактерии «нагонят» небольшой градус, но в любом случае он будет исчезающе малым.

Что разрешает КоАП

Нынешняя редакция КоАПа допускает концентрацию алкоголя в крови на уровне 0,3 г/л или в выдыхаемом воздухе не более 0,15 мг/л. Обратите внимание, что термин «промилле» (1:1000) не используется в принципе, но иногда не вполне корректно промилле приравнивают к 1 г/л (в крови). Концентрации алкоголя в крови и выдыхаемом воздухе связаны коэффициентом 2000–2200, в России чаще используется 2100. То есть 1 г/л (промилле) в крови равен 0,476 мг/л в выдыхаемом воздухе

С домашним квасом получилось интереснее, тем более на второй день он уже был настоявшимся, с ядреным вкусом и хлебным осадком на дне. В момент употребления алкотестер Lion показал 0,34 мг/л, что уже выше лимита в 0,15 единиц. Но этот результат можно не принимать во внимание — его обусловили остатки кваса на слизистой рта. Многие думают, что алкотестер фиксирует «запах» алкоголя во рту после его употребления.

На самом деле прибор показывает концентрацию паров, выделяющихся из крови через альвеолы легких на выдохе. Эта концентрация связана пропорциональной зависимостью с содержанием алкоголя в крови (см. врезку). Вот поэтому слегка забродивший квас сбивает алкотестер с толку, ибо прибор думает, что алкогольные пары выделились из ваших легких. Но проходит пять минут, хмель выветривается, и от былого «опьянения» не остается следа.

Даже если вы пьете квас за рулем, что, вообще говоря, небезопасно само по себе, его остатки улетучатся за время, пока вы достаете документы и подходите к инспектору. Причем в инструкции ко многим алкотестерам написано, что проводить измерения можно лишь спустя несколько минут после еды, питья или курения, так что инспектор обязан дать вам время отдышаться.

Безалкогольное пиво имеет крепость 0,5 градуса, но даже после полутора литров алкотестер признал меня исключительно трезвым. Забавно, что в тот момент я уже ощущал легкий дурман. Как сказал нарколог Андрей Власов, возник эффект плацебо, который иногда используют для лечения психологической зависимости от алкоголя. Легкая эйфория и раскованность возникает без реального опьянения, просто потому, что ты его ожидаешь.

«Порог трезвости» был введен в России в 2008 году. С одной стороны, чтобы исключить спорные ситуации, например, связанные с употребление лекарств на спиртовой основе. С другой стороны, таким образом Россия подчинялась Венской конвенции 1968 года, которая требует наличие «национального» порога трезвости, отличного от нуля.

Виноград показал нули, равно как и конфеты «Вишня на коньяке». Жвачка и леденцы Halls также абсолютно неопасны.

Разумеется, в любом деле можно дойти до крайностей. Наверное, если съесть полкило конфет с коньяком, залить литром кваса, шлифануть подкисшим кефиром, закусить виноградом, то можно нагнать с десятую промилле. Впрочем, после такого коктейля вам будет не до вождения.

Что касается лекарств, то многие имеют неспиртовые аналоги в таблетках. Несколько капель валидола нынешние алкометры не зафиксируют, но если ГИБДД закупит более точные приборы, возможно, придется переходить именно на таблетки.

За или против?

И все-таки обнуление порога трезвости, на наш взгляд, шаг неправильный и в чем-то популистский. Одно дело понизить предел до какой-то обоснованной цифры (скажем, 0,1 г/л), совсем другое — вводить абсолютный ноль.

Если разобраться, в исчезающе малых дозах алкоголь неопасен, но всегда можно подобрать прибор, который уловит и тысячную, и десятитысячную промилле. А ведь инициатива Дмитрия Медведева в том и заключается, чтобы истребить любые следы алкоголя в крови водителей. Не выльется ли это в закупку более точных алкотестеров и постоянные конфликты водителей и инспекторов с объяснениями из разряда «да я квашеной капустки почавкал»?

От лишения прав водителя отделяет еще медицинское освидетельствование, но и оно не панацея. К примеру, кому охота тащиться в наркологию в незнакомом городе, когда тебя остановили на трассе, а впереди еще 500 км до места назначения? Ты прекрасно знаешь, что трезв, инспектор это знает, но формально алкотестер уловил какие-то доли промилле, и что остается? Взятка?

Само по себе освидетельствование — процедура непредсказуемая. Даже не обнаружив в выдыхаемом воздухе следов алкоголя, врачи имеют право признать вас пьяным по клиническим признакам.

«Они смотрят, как вы говорите, в какой позе стоите, как реагируете на вопросы, — рассказывает нарколог Андрей Власов. — И все записывают. Если вы держитесь вызывающе, агрессивно либо слишком заторможенно, подавленно, они могут провести исследование на предмет наркотического опьянения».

Пьяная Европа

В большинстве стран Евросоюза допустимая норма алкоголя за рулем — 0,5 промилле (у нас пока 0,3). Однако четыре государства (Ирландия, Люксембург, Мальта и Великобритания) повысили предел до 0,8 промилле, максимально допустимых Венской конвенцией. Европейские исследователи указывают, что риск серьезного ДТП резко увеличивается при переходе рубежа 1,5 промилле. В то же время уже при 0,5 промилле аварийность езды возрастает примерно вдвое, но речь идет о сравнительно легких ДТП.

А быть агрессивным или подавленным вы можете потому, что вас без причины поволокли в наркологию, отвлекли от дел и подозревают в серьезном правонарушении.

Во время теста мы обнаружили еще несколько тонкостей. К примеру, алкотестер после включения продувает камеру анализатора воздухом, чтобы результаты предыдущего теста не оказывали влияния на новое измерение. Но вот я дую в алкотестер после человека, употребившего 1,5 литра пива, и аппарат показывает 0,03 мг/л. Еще раз — 0,02 мг/л. Еще раз — 0.

А если не менять мундштук, то вообще атас: 0,07, затем 0,03, снова 0,03, и только на четвертый раз нули. Заметьте, это ниже нынешнего порога в 0,15 мг/л, но выше «абсолютного нуля». Конечно, инспектор должен вскрыть пакет с мундштуком при вас, но не факт, что вы обратите на это внимание и будете спорить.

А если задаться целью, можно поступить еще проще: запечатать «пьяную» трубку в пакет и дать вам под видом новой. В общем было бы желание.

Кстати, не стоит забывать про погрешность измерения. У Lion Alcometer SD-400 она довольно большая, и составляет 0,0475 мг/л (из инструкции). Гарантированно ненулевым можно считать результат, превышающий значение погрешности, но кто из водителей знает об этом? Инспектор показал табло со значением 0,03 и, по сути дела, остается только ехать в наркологию со всеми вытекающими последствиями. Либо отстаивать свою правду в суде, что муторно и ненадежно. Судья ведь может не вникать в тонкости метрологии и лишить вас прав для профилактики.

В организме некоторых людей алкоголь вырабатывает естественным путем, и его уровень называет эндогенным (до 0,2–0,3 промилле). Содержание эндогенного алкоголя зависит от наличия болезней, склонности человека к алкоголизму, даже от национальности. С введением поправок доказывать наличие в крови эндогенного алкоголя водителям придется самостоятельно путем медицинского обследования.

Собственно, наш тест доказал, что при существующих методах измерения квас, кефир и безалкогольное пиво укладываются в нормы трезвости с колоссальным запасом, и ни по каким стандартам их употребление не приводит к опьянению. А потому и смысла ловить блох в окрестностях абсолютного нуля нет. Достаточно понизить «порог трезвости» и обосновать, что существует он не ради стаканчика «Старопрамена» перед поездкой, а для исключения погрешности измерения, эндогенного уровня алкоголя и его следов после употребления безалкогольных напитков.

Впрочем, не будем нагонять панику. В принципе инспектор и сейчас имеет право направить вас на освидетельствование при нулевых показания алкотестера — для этого у него должны быть обоснованные подозрения в вашем опьянении наркотиками или другими психотропными или токсичными веществами. Поэтому простор для злоупотреблений есть, и весь вопрос, имеет ли инспектор мотивацию этим простором пользоваться.

На троих

Еще трое «подопытных» пробовали на себе действие алкоголя. Что по вашему хуже для водителя — 1,5 литра пива или 150 граммов коньяка? Чисто интуитивно кажется, что полторашка пива — сущее баловство, а коньяк — это уже «настоящий» алкоголь. Но наш опыт показывает, что пиво не менее коварно. Мужчина массой 98 килограмм после трех бутылок «Туборга» крепостью 4,6% выдал пик в 0,33 мг/л, а его «коллега» массой 94 килограмма после трех рюмок дагестанского коньяка (42 градуса) показал максимум 0,24 мг/л.

Правда, обобщать не стоит. Усвоение и выведение алкоголя из организма — процесс очень и очень индивидуальный и зависит от массы факторов. Иначе как объяснить парадокс, что третий подопытный массой всего 64 килограмма достиг лишь уровня в 0,18 мг/л с тех же трех рюмок коньяка? То есть он был почти в два раза менее пьян, чем его «коллега» с трех бутылок пива, который к тому же весит в полтора раза больше!

Если выведение алкоголя из крови происходит у всех людей примерно с одинаковой скоростью 0,15 промилле в час (не путать с мг/л), то усвоение идет совершенно по-разному. Скорость зависит и от физиологии конкретного человека, и от степени сытости, и от крепости напитка. Например, жирная пища снижает скорость всасывания алкоголя в шесть раз, а значит, падает и «пик» алкогольной нагрузки на кровь. Бывают и вообще интересные «спецэффекты» — к примеру, хряпнув водки на голодный желудок, можно вызвать закрытие так называемого клапана-привратника, который блокирует поступление алкоголя в кишечник, радикально снижая скорость его всасывания. В результате полбутылки водки могут дать меньшую степень опьянение, чем бутылка пива по крайней мере в первые часы.

Кроме того, поскольку алкоголь растворяется в биологических средах, его концентрация обратно пропорциональна массе человека. Поэтому простой и универсальной формулы для расчета степени опьянения от количества выпитого нет. И экспериментировать с промилле не стоит — для одного и сто грамм водки не дадут превышения, а для вас, возможно, достаточно немного пива, чтобы лишиться прав.

Опасны ли малые дозы?

В 2008 году мы делали «пьяный тест», выпив примерно по 150 грамм водки и проверив, как изменились водительские реакции. Дело было в феврале в сильный мороз, поэтому сильного опьянения не почувствовали — возможно, сказался «эффект клапана-привратника», описанный выше. Поэтому вокруг фишек рулилось даже лучше, чем на трезвую голову. Появилась приятная раскованность, захотелось ездить эффектнее, круче, быстрее, отсюда и улучшение времени.

Но один факт нельзя игнорировать: даже легкое опьянение радикально снизило порог ответственности. На трезвую голову мы берегли оранжевые конусы, а после «сугрева» передавили их почти все. До употребления в узком месте разворачивались в два захода, после — с ручником и ревом двигателя за один мах. Финалом алкотеста стал инцидент со сбитым фотографом, который, к счастью, не пострадал. А ведь дело было на огороженной площадке, где не было других машин, пешеходов, детей... Причем достигнутая нами фаза эйфории очень быстро могла перейти в фазу возбуждения, когда ты по прежнему «бог», но реакции уже не те...

Как проходить освидетельствование

Хватит о банальном: пить за рулем — это ай-ай-ай. Вы и сами знаете. Напоследок несколько ключевых моментов касательно освидетельствования.

Отстранять вас от управления и проводить освидетельствование просто так инспектор не может. Он должен выявить один из признаков опьянения: запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов, поведение, не соответствующее обстановке. Правда, кроме запаха алкоголя перечисленные признаки могут возникнуть, если вы «стрессанули» или сильно торопитесь. Так что это требование отчасти формально, тем более, для его выполнения понятых не требуется.

Они нужны в количестве двух человек непосредственно для замера опьянения с помощью алкотестера. Инспектор должен использовать прибор одобренного типа (например, «наш» Lion Alcometer SD-400), который фиксирует дату, время и распечатывает результаты. Обратите внимание, чтобы вам дали новый мундштук, а в случае сильных сомнений попросите дыхнуть человека, которого инспектор считает трезвым.

Вы можете отказаться «дышать в трубочку», но в этом случае вас отправят на принудительное освидетельствование, отказ от которого влечет те же последствия, что и пьянка за рулем — 1,5–2 года лишения прав.

Если алкотестер показал плохой результат, вы можете согласиться с ним на месте или ехать в наркологический центр для медобследования. Но даже при нулевых показаниях в результате инспектор имеет право направить вас туда, если у него есть подозрения на неалкогольное опьянение (например, наркотическое). Так что старайтесь вести себя спокойно и адекватно.

Инспектор обязан препроводить вас к месту освидетельствования, а если опьянение не подтвердится, то и доставить назад. Это является определенной защитой от произвола — если сотрудник считает водителя трезвым, то ради чего тратить несколько часов своего времени? Разве что ради шантажа или из чувства мести. Впрочем, уже были прецеденты сговора инспекторов с сотрудниками наркологии, так что иной раз могут сделать трезвого пьяным ради выполнения плана.

В медучреждении вам обязаны сделать два отбора проб с интервалом 20 минут на двух алкотестерах. Пробы берутся из выдыхаемого воздуха, но результат может пересчитываться в содержание алкоголя в крови (умножением на коэффициент 2100).

Время следования до наркологии плюс стояние в очереди плюс указанные 20 минут позволяют надеяться, что, даже опившись броженым квасом, вы успеете полностью «протрезветь» к финальным пробам.

Помимо инструментального исследования, врачи обязаны установить клинические признаки опьянения, вроде возбудимости, нетвердой позы и так далее, поэтому, как и при разговоре с инспектором, старайтесь держаться скромно, но уверенно.

Раньше существовала сомнительная формулировка «опьянение неустановленным веществом», которая позволяла врачам объявлять человека пьяным исключительно по клиническим признакам. Но Верховный суд убрал эту «вольность», поэтому сейчас медики обязаны выявить вещество, вызвавшее опьянение: токсин, наркотик, медицинский препарат.

Многие волнуются, не может ли это вещество попасть в организм «нечаянно» — мол, надышался краски или не полностью отошел от наркоза, а тебя признали чуть ли не наркоманом.

«Эти подозрения напрасны, — объясняет главный врач областной клинической наркологической больницы Борис Изаровский. — Нужно просто соблюдать закон: если вы надышались краски до такой степени, что не стоите на ногах, то вы действительно находитесь в состоянии опьянения, и вам противопоказано садиться за руль. То же самое с наркозом. Если вам только что сделали операцию, зачем испытывать судьбу? Но если вы просто вдохнули краски, никаких запрещенных веществ в крови не будет. И наркоз полностью выветривается через сутки. То же касается лекарственных препаратов: если в инструкции сказано, что нужно принять 25 капель, не следует пить весь пузырек. И если написано: «Не управлять механизмами», то и не нужно этого делать. Естественно, в клинике мы используем более точное измерительное оборудование, чем сотрудники ГИБДД, однако никто не ловит «сотки» — нас интересуют величины, больше 0,1 промилле, и ни квас, ни кефир такого опьянения не дадут. Что касается эндогенного уровня алкоголя, то если и встречаются люди с 0,3 промилле естественного фона, то 1 человек на миллион».

Итого

В общем трагедии не произошло — с любым порогом трезвости есть место и для ошибок, и для произвола. Но если примут полный запрет алкоголя, спорных ситуаций будет больше — сомнений в этом нет. Скажется ли это на безопасности? Те, кто принципиально не ездит под мухой, и так не представляют угрозы, а закостенелые алкоголики вряд ли ориентируются на промилле и миллиграммы. Остается узкая прослойка «миллиметровщиков», выпивающих стаканчик для запаха, но много ли их и представляют ли они реальную опасность? Как это часто бывает, государственные наветы основываются больше на эмоциях, нежели на научных исследованиях...

Артём Краснов, Марина КОСТЮЧЕНКО
Фото: Фото автора и Олега КАРГОПОЛОВА, видео Андрея ВИННИКОВА, монтаж Сергея КАБАКОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления