Появилась новая автомобильная «фишка»: рамка-шторка для госномеров. На первый взгляд она ничем не отличается от обычной рамки, но при нажатии кнопки на пульте управления номер скрывается выползающей створкой. Распространяется устройство преимущественно через Интернет – на сайтах автосервисов нет ни единого упоминания про такую услугу.
И это неудивительно: сокрытие номеров противозаконно и чревато лишением прав. Хотя продавцы устройства заверяют, что оно предназначено для защиты от кражи (особенно красивых номеров), грязи и всяческих повреждений, автомобилисты используют его совсем не из этих соображений. Скрыть номера от видеокамер от нового «Паркона», который в автоматическом режиме фиксирует нарушителей правил парковки и стоянки, просто тюнинговая «приблуда» – это основная мотивация при покупке сомнительного устройства.
Схема его работы проста. На передний и задний бампера устанавливаются рамки, а в салоне автомобиля – индикаторы состояния: две синие лампочки, указывающие, открыт номер или скрыт. Шторки можно поднимать и на одном бампере, и на обоих сразу, управляя ими карманным пультом. Время поднятия шторки занимает не более двух секунд. Сама рамка может быть пластиковая или металлическая, вторая, убеждают продавцы, надежнее – не лопнет от холода, от удара не треснет.
Цена вопроса – в среднем 5-6 тысяч рублей. В социальных сетях устройство предлагается за 5400 рублей. Если берете оптом – от 3900 рублей. Разброс цен в объявлениях: от 4 до 10 тысяч. Мы позвонили по такому челябинскому объявлению, где нам назвали цену 7000 рублей за американский аппарат. Плюс работы по установке – примерно 1,5 тысячи рублей. Итого – 8500, и ведь берут!
«Разбирают моментально, в основном владельцы джипов вроде Land Cruiser или Land Rover. У самого на машине стоит. На дорогах проблем ни разу не было, и мне даже нравится – проезжаешь камеры, скрываешь номер», – уточняет наш собеседник.
И подобных объявлений о продаже – море, потому что это легкий способ заработать.
Но настолько ли эти рамки-шторки безобидны, как рассказывают «бизнесмены»? По сути это то же самое, что всевозможные пленки на номера, сетки, светоотражающие аэрозоли и другие запрещенные средства «защиты». А по статье КоАП 12.2 их использование карается 5-тысячным штрафом или лишением прав на срок до 3 месяцев. То есть по наказанию оно приравнивается к езде без номеров.
В комментарии федерального закона по изменениям в КоАП (ФЗ от 23 июля 2010 года N 175-ФЗ) подтверждается, что водители все чаще стали утаивать номера: «Данные поправки введены в связи с многочисленными попытками водителей скрыть регистрационные знаки своих транспортных средств с целью избежания ответственности, когда нарушение фиксируется работающими в автоматическом режиме средствами фото-, киносъемки и видеозаписи».
«Водитель должен обеспечить считываемость регистрационных номеров, поэтому использование средств, затрудняющих их идентификацию, или нечитаемые, грязные номера влекут административное наказание. А назначение этих рамок как защита от хищения сомнительно – разве их не скрутить вместе с рамкой? – говорит инспектор по пропаганде УГИБДД Челябинской области Андрей Юрин. – Всяческие сетки, пленки, переворачивание номеров не спасают от средств видеофиксации. Камеры работают по принципу сканера: если человеческий глаз может различить номер, то и техника сможет. И пока такие средства будут пользоваться спросом, их будут предлагать, будут появляться новые устройства, вроде этих рамок-шторок, даже если они не помогают – таков менталитет».
Последнее справедливо: ксенон запрещен, как и тонировка не по ГОСТу, тем не менее сервисы открыто предоставляют эти услуги – значит, есть спрос. Мастера предупреждают, что с техосмотром будут проблемы, но и это не мешает развитию «индустрии». К примеру, чтобы ездить затонированными и проходить без проблем техосмотр, придумали съемную тонировку: пластины, которые просто убираются на время его прохождения.
Для сравнения: за использование средств, мешающих идентификации номеров, предусмотрен штраф в 5000 рублей и даже лишение прав; за ксенон – лишение прав до года, за тонировку не по ГОСТу и грязные номера – 500 рублей.
Обладатели рамок-шторок пишут на форумах, что это средство спасает от «Паркона»: «Иногда дело доходит до дебилизма, когда около магазина есть расширение проезжей части, но парковаться там нельзя почему-то, и ближайшей парковки нет в радиусе 1-2 км, а автомобили, оборудованные системой «Паркон» курсируют постоянно, то что делать-то? – пишет пользователь Ильнар. – Вот тут рамка с шторкой и пригодилась бы, так как патруль, снимающий на камеру, останавливаться не будет».
И это действительно так. В областной ГИБДД поясняют, что действие «Паркона» базируется именно на считывании номеров. Поэтому, если их невозможно идентифицировать, наказание минует. При этом экипажи, ведущие запись, не останавливаются у автомобилей – в этом суть автоматической фиксации.
Если же ваш автомобиль попадет в поле зрения патрульных инспекторов без средств фиксации, и вас застанут у автомобиля, то наказания за скрытые номера не избежать. Но, если вас не будет на месте, протокол составить невозможно. В частности, из-за таких нюансов по дорогам продолжают ездить затонированные по кругу машины, с «левым» ксеноном и всяческими прикрытиями от штрафов.
С точки зрения тюнинга «шторке» есть более интересные альтернативы: например, переворачивающиеся таблички, где на одной стороне сам госномер, на другой – имя или ник водителя. Другими словами, основное назначение рамок – все-таки избежать штрафов. В отличие от сеток плотная «шторка» действительно скроет номер от камер, но и поможет в случае чего лишиться прав. Сама их установка – явный признак того, что нарушение для водителя – дело обычное, и стоит быть осторожнее на дороге, если рядом с вами такое авто. И если уж на то пошло, то сколько раз нужно обойти правила, чтобы отбить стоимость этих сомнительных рамок...