Василий Рыбаков, генеральный директор Группы компаний «Автокомплекс «Регинас»: «Мы начинали голым задом на голой земле. Времена были смутные: и обстреливали нас, и выкупать машины у бандитов приходилось...»

Поделиться

Наш разговор я начинаю с небольшой провокации: дескать, есть мнение, что автомобильный бизнес – довольно легкий способ заработать деньги.

Василий Петрович настораживается:

– А чье это мнение?

Обывателей, отвечаю. И вполне понятно, откуда оно берется. К примеру, чтобы выручить миллион рублей, можно продать один автомобиль. Или 33 000 шоколадок. Для неискушенного ума первая задача представляется более простой, хотя бы потому, что 33 000 шоколадок весят более трех тонн и для их перевозки нужны две «газели». Василий Рыбаковсоучредитель и генеральный директор Группы компаний «Автокомплекс «Регинас», которая буквально на днях – 12 августаотметила 19-летний юбилей. На мой вопрос он отвечает так:

– Достаточно богатые люди, обладающие большим административным ресурсом, не занимаются автомобильным бизнесом, потому что он не относится к высокодоходным. На этой есть ряд причин. Во-первых, емкость автомобильного рынка не бесконечна, при этом товара предлагается очень много, а значит, конкуренция крайне жесткая. Во-вторых, маржа на автомобили отнюдь не так высока, как думают многие. Я могу по секрету сказать, что на некоторые популярные модели она составляет всего 2%, и когда рассказываешь об этом бизнесменам из других сфер, они даже не хотят участвовать в беседе. За эти проценты автомобиль необходимо привезти, сделать предпродажную подготовку, содержать торговые помещения, платить зарплату персоналу и так далее. Наконец, любой, кто хочет заниматься автомобильным бизнесом, должен выполнять условия брендодержателя (импортера) по размерам и оснащенности дилерского центра. Нужно иметь выставочный комплекс площадью 1000 квадратных метров – посчитайте, сколько это стоит. Нужно иметь технический центр площадью 1000 квадратных метров, в котором должны быть подъемники, пневмоинструмент, кузовные стенды. Добавим к этому, что автомобиль не является товаром первой необходимости, поэтому спрос на него зависит от экономического климата в стране. Если суммировать все сказанное, то мой ответ таков – это тяжелый бизнес.

Кажущаяся прибыльность автомобильного бизнеса связана с высокой стоимостью самих машин. Однако сравните автомобильную маржу в 2-5% с наценкой, которую делает розничная торговля – до 30-40%. При этом средние месячный расходы на покупку автомобиля и на продукты питания сравнимы, так что в автобизнес деньги приходят сложнее, а рисков зачастую больше, чем в торговле товарами народного потребления.

Впрочем, не будем драматизировать ситуацию. Василий Рыбаков продолжает:

– Это сложный бизнес, но не невозможный. Если обратите внимание, инфраструктура дилерских центров в Челябинске очень серьезная и современная, а это означает, что бизнес позволяет зарабатывать достаточные средства, чтобы окупать эти расходы. И тут можно задать вопрос – почему так происходит? Почему люди готовы платить деньги за автомобили? В советское время автомобиль считался роскошью, которую мог позволить только очень богатый человек, ставший передовиком производства, попавший в заветные списки и так далее. Это мировоззрение глубоко укоренено в нас, но оно меняется. И сегодня мы понимаем, что автомобили и связь – это два атрибута, необходимых для зарабатывания денег. Жизнь становится все более тяжелой, и мы вынуждены отказываться от многих благ советского периода, я имею в виду бесплатное образование, бесплатная медицина, и чтобы выживать – мы должны зарабатывать. Поэтому эти два инструмента – автомобиль и сотовый телефон – обретают жизненно важную значимость для современного человека. А потому при всех проблемах, которые есть в нашей стране, мы наблюдаем парадоксальный бум на машины, потому что они необходимы нам для зарабатывания денег, для того, чтобы растить детей, помогать родителям. И это обеспечивает нам хорошие продажи в количественном выражении.

Автомобильный бизнес может быть прибыльным, просто он требует более тщательного, ювелирного подхода, чем кажется со стороны. И совершить ошибку здесь гораздо проще, чем во многих высокодоходных бизнесах, завязанных на административный ресурс.

– В автобизнесе все зависит от того, кто как умеет хозяйничать, управлять людьми, – говорит Василий Рыбаков. – Если построить дилерский «дворец» с неправильным сочетанием квадратных метров к объемам продаж, можно вылететь в трубу очень быстро.

«Регинас» в этом смыслепример удивительного умения лавировать, лавировать и вылавировать. В последние годы ни один автомобильный холдинг Челябинской области не развивался столь стремительно, как «Регинас». Некоторые конкуренты смотрят на подобный рост с долей тревоги, ибо есть впечатление, что «Регинас» стремится занять львиную долю авторынка Челябинской области. Чего только стоит новая «дилерская деревня» на Свердловском тракте, 5, где представлено пять брендов «Регинаса» – Hyundai, Mitsubishi, Nissan, KIA и SKODA. Все это сверкающее великолепие возведено на месте бывших задворок промзоны буквально за год, и, я думаю, должно тешить самолюбие боссов «Регинаса» – кто из крупных игроков может похвастаться такими темпами развития?

Мой собеседник настаивает, что дело совсем не в имперских амбициях.

– Холдинг «Регинас» не ставит задачу доминировать на рынке Челябинской области любой ценой, догнать и перегнать Америку и так далее. Мы просто пытаемся правильно вкладывать заработанные деньги. Но поскольку мы давно занимаемся автобизнесом, поскольку мы профессионалы именно в этой сфере, то и деньги вкладываем в развитие автомобильного направления. Разумеется, правильно растущий бизнес является более устойчивым. Скажем, сейчас мы с вами находимся на новой площадке «Регинаса» – мы называем ее Пугачевкой (Свердловский тракт, 5). Здесь расположены несколько шикарных, удобных дилерских центров, и в этом есть смысл. Это удобно для клиента, и, по нашим оценкам, 70% людей, которые приезжают сюда, останавливают свой выбор на одном из этих автосалонов. Другими словами, наш масштаб позволяет нам более эффективно работать с клиентским трафиком. А это очень важно, потому что за каждого клиента, приехавшего сюда, заплачены деньги, чтобы он выбрал нас, нашел нас, узнал о наших преимуществах. И если бы здесь располагался один автосалон, была бы велика вероятность потери такого клиента, а значит, потери эффективности.

Помимо прочего, мы всегда пытаемся сбалансировать свой портфель марок, ведь производители тоже подвержены влиянию политических и экономических факторов. Когда ты несешь ответственность за судьбы людей, твоих сотрудников, очень важно иметь разнообразный набор брендов, чтобы снизить риски от неблагоприятных экономических условий. К сожалению, пока в нашем пакете не достает европейских брендов и доминируют азиатские – японские и корейские. Но так сложилось исторически, ведь Группа компаний «Автокомплекс «Регинас» всегда отдавала предпочтение доступным маркам, а наибольших успехов в этом сегменте добились именно корейцы и японцы.

Мы не ставим перед собой задачу доминировать в регионе. Нет, мы просто должны хорошо представлять те бренды, что у нас есть, следить за сбалансированностью портфеля марок и четко выполнять нашу стратегию. Вот и все.

Группа компаний «Автокомплекс «Регинас»крупное предприятие не только в масштабах челябинского автобизнеса, но и области вообще. Так, в челябинских автосалонах работает порядка 800 человек, еще 250 – в Магнитогорске. Общая площадь автосалонов «Регинаса» составляет 50 000 квадратных метров, на которых представлены шесть брендов KIA, Hyundai, Nissan, Mitsubishi, SKODA, Infiniti. И портфель марок продолжает растискоро к нему добавится Toyota, с которой «Регинас» будет работать в МагнитогорскеХолдинг развивается не только в сфере продаж и обслуживания автомобилей – так, уже год работает современный завод по производству воздушных и масляных фильтров мощностью до 100 000 единиц в месяц. 

В чем основная сложность руководства таким крупным предприятием? Ответ Василия Рыбакова оказывается на удивление конкретным и совсем не тем, что я ожидал.

– Из многих проблем, которые есть у нас в стране, одна стоит для нас наиболее остро. Это проблема формирование современного руководителя, исполнительного директора. В стране ощущается серьезный дефицит людей, способных эффективно руководить предприятием. Сегодня можно купить менеджера с опытом работы в Москве, в крупных компаниях, но говорить о том, что он будет отвечать твоим чаяниям и требованиям очень рискованно. Есть те, кто предлагает себя, кто хотел бы поуправлять большим предприятием, но 90% из них никак не ассоциируют себя с нашим бизнесом. Их основная задача – продать себя как можно дороже и при этом как можно меньше работать. С точки зрения инвестора это абсолютно неприемлемая ситуация, потому что руководитель такого ранга должен прежде всего чувствовать колоссальную личную ответственность. К сожалению, репутация в нашей стране мало чего стоит, и если такой директор не справляется со своими обязанностями, он просто меняет работу и едет в другой город. В условиях дефицита кадров он будет востребован, фактически, вне зависимости от результатов его работы. Ситуация приводит к тому, что директоров мы должны готовить самостоятельно.

Но мне повезло. Я могу назвать это удачей, счастьем, везением, что в ключевые моменты развития компании к нам приходили специалисты, получившие образование еще той, советской школы, и которые сегодня превратились в очень содержательных директоров, способных эффективно управлять подразделениями, в которых трудится 150-200 человек. Кроме того, нам удалось привлечь состоявшихся специалистов, которые закончили работу на предыдущем предприятии или ушли с чиновничьей службы по выслуге лет.

Этих людей немного, и я могу назвать их поименно. Сергей Николаевич Попов – мой компаньон и первый заместитель. Иван Алексеевич Чернаев – уникальный человек, замену которому просто не найти. Игорь Разумов. Михаил Почетный.

Михаил пробовал себя в бизнесе, но когда я лично попросил его помочь нашему предприятию, он проявил себя настолько патриотично, что передал управление своим бизнесом другому человеку и теперь развивает наше предприятие в городе Магнитогорске.

Это Татьяна Алексеевна Токарева, которая пришла к нам со студенческой скамьи, росла и развивалась с предприятием. Это Алексей Вяткин – самый сильнейший технарь, который на олимпийских играх в Корее по техническим дисциплинам взял золотую медаль среди участников из более чем 100 стран! Теперь он воспитал своих последователей, который также стали призерами олимпийских игр – это очень интересно.

Юрий Евгеньевич Стариков – бывший заместитель губернатора, заместитель начальника УВД Челябинской области, который на нашем предприятии раскрылся именно как хозяйственник в структуре с частным капиталом.

По Магнитогорску – это Александр Федорович Тимохин, который обеспечивает жизнеспособность всего комплекса предприятий, на которых работает более 250 человек.

И сегодня без этих людей я просто не мыслю многие вещи. Это уникально. Проблема в том, что сегодня на предприятии работает 800 человек, и я просто не могу уделять по два-три часа в день некому человеку, подающему надежды, как я делал прежде с Поповым, Чернаевым, Токаревой. Чтобы сформировать руководителя такой величины, нужно пять-семь лет, и отсюда проистекает проблема – как развиваться дальше?

У нас сегодня бесконечное количество вузов, но качество образования крайне низкое. Более того, это образование каким-то образом формирует у выпускников мировоззрение некого великого специалиста, который приходит на предприятие с крайне высокими запросами, не умея ничего. Абсолютно. Его еще нужно учить и учить, но он не желает учиться. Амбиции и возможности расходятся невероятно сильно. Он понимает руководящую должность так, что ему необходимо развалиться в кресле, давать указания и распределять деньги. Но его задача не в этом – он должен сформировать систему, которая бы работала эффективно, а не просто «пилить» деньги, не им же заработанные.

И нам приходится подменять роль государства, создавая учебные центры и доучивая этих людей. В стратегическом плане я вижу лишь один путь – объединить ресурсы сразу нескольких структур, в частности, бизнеса, образования (включая среднее специальное) и властей для создания некого учебного центра для подготовки управленцев разных уровней. Для создания кадрового резерва, как это было в советское время. Я думаю, если сейчас мы все сделаем правильно, через пять-семь лет удастся решить проблему системно.

Среди руководителей крупных дилерских центров Челябинска Василий Рыбаков интересен не только успешной карьерой в автобизнесе, но и достижениями в большом спортегребле. Так, в 2002 году он привез из Мельбурна 6 золотых медалей с олимпийских игр ветеранов. Я спрашиваю,насколько спортивная карьера повлияла на деловую?

– Если говорить о бизнесе и спорте – на самом деле это одно и то же. Меня как личность сделал спорт, причем спорт не из легких. Гребля, как и бег, лыжи, плаванье относится к циклическим видам спорта, очень тяжелым физически. И это очень справедливый спорт, потому что на финише четко видно, кто впереди, и победа зависит исключительно от того, насколько упорно ты готовился. Здесь нет субъективизма. Это очень гармоничный спорт, потому что любой гребец хорошо бегает – на уровне кандидата в мастера спорта. Он хороший лыжник – на уровне кандидата в мастера спорта. Хорошо плавает – на уровне кандидата в мастера спорта. Волейбол, баскетбол, футбол – любой гребец играет, если не на уровне профессионального спортсмена, то близко к нему. Тренироваться нужно круглый год: осень, дождь, мокрый снег, температура ноль градусов, но водоем еще не замерз, значит, нужно грести. Лето, ветер, зной, плюс 35 – нужно грести. Это формирует характер. Человек растет очень уверенным в себе, потому что спорт демократичный, и единственный путь к победе – много работать. Человек видит свой результат, он понимает свой прогресс и то, на что он реально может рассчитывать. Это закаляет характер, учит быть предприимчивым, принимать решения, и главное – уважать людей труда. Потому что ты сам хорошо понимаешь, что такое труд.

Я не говорю сейчас о том, что спорт – это достаточное условие для успеха в бизнесе. Но это необходимое условие. Люди, которые двигаются по служебной лестнице, обязаны иметь жизненный опыт, но как его приобрести в 23-25 лет? Спорт дает такую возможность. Если человек идет по стандартной системе обывателя – детский сад, школа, институт, производство – то он, по сути дела, никто. Он такой, как все. А сегодня бизнес настолько жесткий, что он не терпит таких, как все. Бизнес с почтением относится к тем, что создает себя сам, и для этих целей спорт незаменим.

Даже свою супругу я встретил в секции гребли, причем она уже была кандидатом в мастера спорта, а я лишь начинал путь. Воспитание у меня было достаточно жесткое, в семье доминировал мужчина, и мне нелегко было вынести ситуацию, когда женщина занимает более высокие позиции. Поэтому была поставлена цель догнать ее, что и было сделано. Это был сильный мотив, не без этого...

Личная спортивная карьера Василия Рыбакова – лишь одна часть истории. Колоссальное внимание он уделяет развитию гребли в Челябинской области, и кто-то даже назовет такое усердие излишним. Ведь мы привыкли, что крупные организации поддерживают спорт ради рекламы и формирования правильного «здорового» имиджа компании. В случае в Рыбаковым увлечение греблей носит «надкорпоративный» характер, и для целей саморекламы достаточно было, быть может, десятой части усилий, которую тратит генеральный директор  ГК «Автокомплекс «Регинас» на развитие спорта. Зачем ему это?

– Но, если спорт сделал из меня личность, я должен вернуть этот долг. Однако я не просто отрабатываю его, батрачу – ничего подобного. Для меня это огромное удовольствие.

Как оценивается величие государства? К сожалению, раньше – в количестве боеголовок, а теперь на передний план выходит количество медалей на олимпийских играх. На Олимпиаде в Пекине было три финалиста, которые готовились нашим холдингом, лично мной. Можем ли мы себя в этом плане отнести к патриотам государства?

Безусловно, можем. Вы не представляете, насколько волнительное и почитаемо слышать гимн свой страны на соревнованиях высочайшего уровня, и я не раз слышал его и в свой адрес, и в адрес своих учеников. Это абсолютно непередаваемые ощущения. Многие хотят оказаться на месте спортсменов-победителей, но немногие могут, потому что для этого нужен адский труд.

Ежедневно я трачу на спорт по два-три часа. Мы активно развиваем детский спорт, и сейчас непосредственно тренируем более 30 ребятишек. Это колоссальный комплекс задач, включающий как непосредственно тренировки, так и ряд бытовых вопросов, связанных с транспортировкой спортсменов на соревнования, их проживанием, материальным обеспечением.

Но мы работаем с очень талантливыми людьми, штучным товаром, если хотите, которые рождаются, быть может, раз в 50 лет. В спорте, как и бизнесе, очень многое зависит от системного подхода, и мы всегда стремились выстраивать такую структуру, чтобы она выдавала максимально хорошие результаты. Мы использовали возможности вузов, потому что у них сильная база, в том числе по фармакологии, формировали кадровый состав, налаживали связи с ветеранами спорта. И сегодня я могу сказать, что в деле подготовки спортсменов мы достигли необходимого уровня профессионализма.

Отчасти это также относится к роли, отнятой у государства, но я рассматриваю нынешнее время как промежуточный период, в течение которого мы обязаны поддержать спорт и свою страну.

И если у вас есть дети 1999-2000 годов рождения, обращайтесь к нам – будем встречаться, общаться и растить из них больших сильных людей.

Поскольку наш разговор проходил накануне дня рождения Группы компаний «Автокомплекс «Регинас», я задал очевидный вопрос – а что именно произошло 12 августа 1992 года? И как выглядел бизнес Василия Рыбакова и его партнеров в то время?

– 12 августа 1992 года произошла регистрация ООО «Регинас». Холдинга тогда не было, а было горнозаводское объединение, гендиректором которого был Александр Сергеевич Калинин, который, фигурально выражаясь, научил меня писать слово «бизнес» без ошибок.

Мы зарегистрировали ООО «Регинас» в Тракторозаводском районе, причем изначально подавали заявку на название «Регина», но она оказалась занятым. Лишних денег у нас не было, за подготовку документов мы уже заплатили и, чтобы не выбирать новое название, просто дописали в конце слова букву «с» черной ручкой. Так появилось название «Регинас».

Сначала мы торговали «Ладами» – многие начинали именно с нее. Мы покупали и продавали машины, более 30 «Лад» я пригнал из Тольятти лично. Времена были интересные, смутные, и обстреливали нас, и выкупать автомобили у бандитов приходилось... Кто прошел тот беспредел, знает, о чем я говорю.

Первым иностранным брендом стала марка KIA – это произошло в 1995 году. Позже к ней присоединился Hyundai, и в какой-то момент нам пришлось выбирать между этими двумя брендами, чтобы оптимизировать бизнес. Поскольку KIA в тот момент представляли три дистрибьютора, мы склонились в пользу Hyundai, однако в прошлом году восстановили «историческую справедливость», вернув марку KIA в свой портфель. В это время у нас уже появились бренды Mitsubishi, Nissan, Infiniti, в прошлом году – первый европейский бренд SKODA.

Одна из характерных черт «Регинаса» – непрерывное развитие. За прошедшие 19 лет рынок неоднократно менял знак с плюса на минус и обратно, были дефолты, кризисы и стагнации, но вектор «Регинаса» всегда был устремлен вверх. Я думаю, отчасти это есть проявление личности самого Рыбакова, который и в спорте, и в бизнесе не признает подхода «просто так, для себя». Он не из тех людей, кто ищет тихую гавань, где можно зажить спокойной жизнью. Ему нужна высокая планка, достигнув которой он смешает ее на несколько вешек вверх. Впрочем, на одном лишь желании быть первым бизнес не построить. В чем секрет стабильности «Регинаса»?

– С самого зарождения предприятия мы всегда внимательно отслеживали реальную ситуации и старались подходить ко всем решениям взвешенно. Мы начинали голым задом на голой земле, поэтому для нас было очень важно накапливать активы и затем максимально эффективно их использовать.

Я помню, насколько радостным для нас стало строительство первого собственного автосалона. Тогда на улице Братьев Кашириных не было никакой дилерской деревни – там были камыши, уточки и лягушки. Когда Владимир Иванович Слободской привез меня туда первый раз, я сказал: «Да ты что, мы тут будем рыбу ловить или охотой заниматься?» Но он – серьезный профессионал, и он сказал – город будет развиваться в этом направлении, строить нужно непременно здесь. Теперь там огромный комплекс автосалонов разных брендов, и в этом «вина» Владимира Ивановича Слободского. Это один из примеров эффективных решений, которые сделали «Регинас».

После того как окрепли автосалоны на Бр. Кашириных, мы собрали достаточно активов, чтобы достойно представить себя в Магнитогорске, где нам удалось выстроить очень хорошую, современную инфраструктуру. Затем мы сосредоточили усилия на строительстве комплекса дилерских центров на Свердловском тракте, 5.

Мы всегда старались действовать очень сбалансированно, выстраивая четкую систему: создавать инфраструктуру, набирать нужных людей, поддерживать высокие стандарты, которых требует брендодержатель.

Я никогда не отдавал особого предпочтения тому или иному бренду из нашего портфеля. С одной стороны, это было бы политически безграмотно, с другой – автомобили сейчас слишком похожи. Все мировые производители делают хорошие, качественные продукты, и наша задача – также качественно представлять их в нашей области.

Мы всегда вели справедливую политику по отношению к разным брендам, и если у какой-то марки возникали определенные трудности, мы не поднимали ее в ущерб другим брендам. Для меня каждый из представляемых нами брендов очень дорог, каждый достался с великим трудом и каждый обогащал нашу компанию новыми знаниями, подходами к ведению бизнеса, уникальной культурой. И в этом многообразии нам предстоит еще очень и очень много поработать, и если мы сумеем грамотно распорядиться имеющимся потенциалом, то наш клиент всегда будет получать большое удовольствие от общения с нами.

И сегодня я бы хотел поздравить всех наших клиентов с событием, которое мы отмечаем, и выразить им благодарность за то, что они поддерживали нас на протяжении всех 19 лет.

Сайт AutoСhel.ru в свою очередь поздравляет Группу компаний «Автокомплекс «Регинас» с 19-летием. И мы уверены, что в следующие 19 лет именно «Регинас» будет давать нашему сайту максимальное количество позитивных информационных поводов, потому что потенциал и амбиции компании не позволяют ей стоять на месте.

На правах рекламы

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Екатерина
2 сен 2011 в 13:30

Работала у Василия Петровича короткое время, пришла абсолютно зеленой студенткой. Считаю свой опыт - очень полезным для себя. Василий Петрович - очень масштабный человек! уважаю его безгранично. Он строгий руководитель, однако при этом очень человечен!

Павел
1 сен 2011 в 00:28

Хочу высказать уважение г-ну Рыбакову и всем бизнесменам, достигших успеха в делах, сделавших себя сами.

Филолог
31 авг 2011 в 14:12

А вот интересно, почему Рыбаков называет автодеревню на Свердловском тракте Пугачевкой? :) Откуда такое название?