21 августа среда
СЕЙЧАС +16°С

ФАС повернулась к дилерам лицом

Федеральная антимонопольная служба России готова объявить 2012 год годом дистрибьюторов, чтобы разобраться в их взаимодействии с дилерами...

Поделиться

Федеральная антимонопольная служба России готова объявить 2012 год годом дистрибьюторов, чтобы разобраться в их взаимодействии с дилерами. Последние жалуются на ущемление прав и незащищенность бизнеса. Основные претензии в том, что контракты заключаются на кратковременный период, за который невозможно отбить инвестиции, к тому же дистрибьютор может в одностороннем порядке расторгнуть договор, изменить квоты поставок, в общем, полностью устанавливает правила игры. Множество требований и отсутствие гарантии, что вложения себя оправдают, – больная тема для автоцентров, которая проявилась особенно резко на фоне удачного года с точки зрения продаж.

Привычное мнение, что у дилеров и запчасти, и работы в несколько раз дороже, имеет основания. При покупке машины все равно приходится докупать и устанавливать допоборудование. А оно может отличаться от цены в специализированном магазине раза в два. Стоимость запчастей у «официалов» ФАС взяла под отдельное рассмотрение. Но приходится учитывать, что компаниям нужно отбивать вложения в дилерский центр, который должен работать по установленным стандартам. Неисполнение обязательств чревато расторжением контракта с дистрибьюторами или большими штрафами. Так что вся линия ценообразования завязана наверху.

В ФАС считают, что импортеры «ведут игру варварскими способами»: дилеры скованы по рукам и ногам массой обязанностей, но никак не защищены от краха. На этом вопросе антимонопольное ведомство сконцентрировалось после жалоб, которые поступили к ним от дилеров и их ассоциации. Сейчас в поле зрения ФАС находятся восемь представительств: по данным ведомства, это Hyundai, KIA, Ford, VW Group, Toyota, Opel, Honda и Land Rover.

«Среди дискриминирующих условий: одностороннее изменение дистрибьютором плана поставки автомобилей и запасных частей дилеру, требование о приобретении комплектующих и материалов для обслуживания автомобилей только у дистрибьютора или рекомендованных им поставщиков данных товаров, – комментирует президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Андрей Петренко. – Это и отсутствие консолидированной ответственности перед покупателями за качество автомобиля – сейчас практически вся ответственность за нарушения закона «О защите прав потребителей» лежит на дилере. Также в договорах нет условий о выкупе запчастей у дилера при расторжении дистрибьютором договора в одностороннем порядке. Да и право импортера на одностороннее расторжение контракта без компенсаций и объяснения причин вместе с ограниченным сроком действия этого договора вызывают не меньше вопросов».

Последние пункты, уточняют в ассоциации, – самые болезненные. И усугубляет их то, что организация, планирующая стать официальным дилером, не может изменять предложенный проект контракта.

«Дистрибьютор действительно может расторгнуть договор со своей стороны, и сложностей для него это не составит. Причин много, и основные – большое количество жалоб со стороны клиентов и неисполнение директив производителя в плане сервисного обслуживания, поддержании имиджа марки и так далее. Если говорить в общем, то причина одна – невыполнение требований дистрибьютора и производителя, – говорит директор по маркетингу и рекламе компании «АВС-Моторс» Артем Харжанович. – В целом дилерское соглашение бессрочное, но в любой момент дистрибьютор может прекратить его действие, если есть систематическое нарушение требований договора. Чтобы стать дилером, как минимум необходим шоу-рум.

Некоторые марки допускают его отсутствие, но в последние годы их становится все меньше – большой упор делается на качественном обслуживании клиентов, которое неразделимо со спокойной и удобной демонстрацией машин. Каждая уважающая себя компания требует наличия сервисной зоны, в которой можно устранить любую неисправность автомобиля. В соответствии с этой необходимостью и комплектуются сервисные центры. По оборудованию дистрибьютор дает лишь рекомендации. Много требований предъявляется к дилерской идентификации. Уже недостаточно иметь просто вывеску с названием: необходимо, чтобы салон был оформлен по стандартам марки, а это требует больших финансовых затрат».

Бессрочные контракты заключаются далеко не со всеми. Действительно, дилерам приходится подтверждать свой статус ежегодно.

«Все это и раньше было больной темой, – говорит представитель бывшей компании-дилера грузовых автомобилей в Челябинске Виктор. – Дилерские соглашения у нас заключались каждый год. Просто так дистрибьютор не может расторгнуть договор в одностороннем порядке, идет долгий процесс, связанный с судом. А вообще, если до расторжения дело не доходит, дистрибьютор может в будущем «напомнить» о прошлом недовольстве».

Так почему срок дилерских соглашений ограничивается столь коротким сроком?

«Объяснить это с точки зрения дилера практически невозможно. Логика импортера такая: если дилер не оправдал доверие и не справился с поставленной задачей, прекратить с ним отношения проще именно при таком временном раскладе. А если учесть, что представительство имеет право разорвать дилерский контракт в одностороннем порядке, то и вовсе очевидно, что эти условия – целиком и полностью защищают интересы импортера, – продолжает Андрей Петренко. – Причем пункты контрактов – стандартные, и лишиться дилерства могут как новички, так и компании с опытом и репутацией. Хотя, безусловно, у холдингов, особенно «с именем», больше авторитета и веса в коммуникациях с представительствами. Однако это не означает, что для этих дилеров создаются особые условия. Если говорить непосредственно о рисках, то больше рискуют отдельные мономарочные дилерские компании. Потерявшему дилерство холдингу проще перепрофилировать здание под другую марку, а бизнесмену, который владеет единственным центром, в случае разрыва контракта придется сложнее по определению».

Как ни странно, именно во время кризиса дистрибьютор фактически зависел от дилеров – все держалось на продажах, которые шли с трудом, – приходилось уступать. По мнению ФАС, как только ситуация наладилась, и продажи пошли вверх, импортеры заняли жесткую позицию и перешли на диктовку условий.

Все же для расторжения договора должны быть веские причины, которые говорят дистрибьютору о недобросовестности или «слабости» дилера. Как в случае с автоцентром Ford в Магнитогорске, руководство которого решало личные финансовые проблемы за счет покупателей и импортера.

Ранее ФАС рассматривала неоднозначную ситуацию с дилерами, которые имеют эксклюзивное право на гарантийное обслуживание машин. Звучали предложения разделить дилерство на продажу авто и на их гарантийное обслуживание. Таким образом дается шанс на получение этого права частным автосервисам. С точки зрения роста точек, где можно пройти «официальное» ТО, удобно для потребителей. Но будут ли здесь услуги дешевле, чем у дилеров? Ведь все равно придется проходить аккредитацию и выполнять жесткие условия. А это требует инвестиций, который будут отрабатываться за счет клиентов.

«А потянут ли автосервисы? Допустим, идет кампания по отзыву машин из-за неисправности двигателей. Смогут ли мастерские за свой счет исправить дефекты на миллионы рублей и только потом получить возмещение от дистрибьютора? Или например, дилеров обязывают утилизировать масло, фильтры, что делают с этим мастерские, как вы думаете? Также необходимо обеспечить склад запчастей, обучение персонала и еще множество условий для того, чтобы компании дали официальное разрешение на гарантийное обслуживание, – говорит директор компании «Авто-М» Сергей Барыкин. – Сейчас одним из первых условий получения дилерства является наличие авторизованного сервиса с соответствующим оборудованием, площадями, квалификацией специалистов, в общем, учитывая все эти факторы, мало кто из автосервисов сможет выполнить все требования. И если закладывать все эти расходы в услуги, вряд ли работы в автомастерской будут дешевле, чем у дилеров».

Итак, ассоциация дилеров для устранения противоречий предлагает увеличить срок действия дилерских договор до 6-7 лет, поскольку это средний период окупаемости вложений. Плюс предоставить право закупать комплектующие и материалы не у импортеров. Поскольку всплыло слишком много проблем, связанных с дилерскими центрами, ФАС готова следующий год посвятить новым правилам игры в этой сфере.

ТЕКСТ

оцените материал

    Поделиться

    Увидели опечатку?
    Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
    Павел
    9 дек 2011 в 14:22

    Евгений,
    Акция протеста в г.Челябинск состоится
    10 декабря в ПАРКЕ ИМ. ГАГАРИНА у фонтана с 14.00 до 16.00 часов .
    Пройдет мирная акция протеста против сфальсифицированных выборов под общим лозунгом "Это не выборы, это - фарс!"
    предлагаем всем Гражданам РФ выйти 10 декабря, принести доказательства фальсификаций, результаты опросов, а также флаги России, Челябинска, свистки и другую атрибутику. Выйти на митинг, пикет, на народный сход.

    Евгений
    9 дек 2011 в 12:04

    Во сколько субботний митинг?

    Demon74
    8 дек 2011 в 17:53

    Цена на услуги и ремонт не упадёт в любом случае если даже оборудования у дилера не будет и запчасти СЕРЫЕ и народ из глубинки 1 раз автомобиль увидел
    А СЕРЫЕ запчасти масла и тд и тп которые будут служить в 2 о то и 3 раза меньше будут нам впуливать по цене оригинала
    Соответственно когда у машины гарантия будет подходить к концу при гарантийном ремонте её напичкают китайским пи******* а через месяц поломка повторится но гарантия уже закончилась и Клиент будет с носом предоставленный сам себе думая какая плохая это МАШИНА
    И когда он будет выбирать себе новый автомобиль он выберет другую марку

    Итог простым потребителям выгоды от это не какой