RU74
Погода

Сейчас+10°C

Сейчас в Челябинске

Погода+10°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +5

6 м/c,

с-в.

745мм 57%
Подробнее
3 Пробки
USD 93,29
EUR 99,56
Авто Дорожные разводы набирают обороты

Дорожные разводы набирают обороты

На водителях зарабатывают – и мошенники тоже. Их жажда легких денег только усиливается: за 2011 год, по данным Минтранса и ГИБДД РФ, число автоподстав выросло на 10-15%...

На водителях зарабатывают – и мошенники тоже. Их жажда легких денег только усиливается: за 2011 год, по данным Минтранса и ГИБДД РФ, число автоподстав выросло на 10-15%. Чтобы снизить этот вид преступности на дорогах, в Госдуму внесен законопроект, предлагающий дополнить Уголовный кодекс отдельной статьей «за умышленное создание ДТП в целях вымогательства денег» с максимальным наказанием в виде 7 лет лишения свободы и штрафом в миллион рублей. Подразумевается, что жесткие санкции отобьют охоту наживаться на испуганных автомобилистах.

Челябинск с его интенсивным движением для мошенников представляет не меньший интерес, чем другие мегаполисы. В транспортном потоке легко подставиться под удар, а на парковке внушить водителю, что он шоркнул соседнее авто по невнимательности, или того хуже – сымитировать наезд на пешехода. Самые «прожженные» халявщики устраивают происшествие на глазах жертвы, но есть такие джентльмены удачи, которые надеются заработать, приложив минимум усилий.

Именно с такими столкнулся Евгений. Выйдя утром во двор, где и ночевала его Lada, под дворниками молодой человек обнаружил записку. Послание было кратким: «Как будем решать вопрос по ДТП?» и указан номер телефона. На том конце провода Евгению поведали: есть очевидец, который может подтвердить, что он ударил машину и скрылся с места аварии. Причем называли время, когда автомобилист находился дома, а его «пятнашка» стояла на приколе, и это могли подтвердить свидетели Евгения. Почему выбор пал на авто нашего собеседника? На бампере были сколы, с которыми Lada перешла к Евгению от прежнего владельца. А это для мошенников как красная тряпка для быка: есть признаки аварии – можно испытать удачу.

«Уже при нашем первом разговоре я понял, что это развод чистой воды. Во-первых, мне не называли, какую машину я задел. Во-вторых, когда я предложил им подъехать и разобраться воочию, никто так и не объявился. В-третьих, когда я предложил провести экспертизу, те сконфузились – понятно, что это не входило в планы. И наконец, при повторном разговоре, когда речь шла конкретно о деньгах, «пострадавшие» уже путались в показаниях, называли другое время аварии», – рассказывает Евгений.

В общем, парень оказался не промах, а точнее, промахом для злоумышленников – развод не удался. В другой обстановке водителю достаточно растеряться, и мошенники задавят морально.

Как правило, они «нападают» на автомобилистов, путешествующих в одиночку, на неопытных водителей. Зато сами всегда заручаются поддержкой, работают на дорогих машинах, имеют амплуа и отработанные сценарии: жертва – тот водитель, которому якобы наносится ущерб; свидетели – подставные водители, которые на момент аварии «случайно» оказывались рядом; иногда в группе появляются лица с удостоверениями министерств или депутатов.

«Мой брат два раза сталкивался с автоподставами. В первом случае участвовали «десятка» и «четырнадцатая», второй раз дорогие машины – Mercedes и Volvo, – рассказывает челябинская автомобилистка Мария Елизарьева. – Обычно нападают на автомобили, чьих водителей видно – чтобы не было матерых молодых парней и мужчин. Девушки, женщины, пенсионеры – вот лакомые кусочки этих товарищей. У брата машина тонированная, поэтому второй раз мошенники попали на него, а не на его жену, как это было в первом случае. И зря... Как только брат вышел из машины, дело было «закрыто». Общее в этих ситуациях: за рулем парни дерзкие, наглые и, судя по всему, не дураки – приходится каждый раз придумывать новые схемы, задействовать новые лица. Печально только одно, что иногда они работают с гаишниками».

Реальных свидетелей, особенно с видеорегистраторами, мошенники не выносят: «Стал очевидцем попытки автоподставы, – комментирует запись своего видеорегистратора форумист Гриня. – На оригинальном видео видно, как в момент сближения в районе пассажирской двери мелькнула рука, что-то кидая. Отчего, кстати, и слетел снег с крыла «Октавии». Решил, что было столкновение, остановился предложить видео и был очень удивлён, что «мерин» уехал. Я для него был не по плану. Подошёл к «Октавии» – водила уже осматривал машину, сказал, что был удар по кузову, но следов нет. Сели и разъехались».

Дорожные разводы различны, но канва строится на одних приемах. Мошенники вынуждают водителя маневрировать, неожиданно на его пути возникает дорогая иномарка, откуда незаметно бросают какой-нибудь предмет для звукового эффекта (например, кусок мыла или пластиковую бутылку). Затем авто останавливаются, и, пока водитель суетится вокруг машин, один из «пострадавших» незаметно обеспечивает следы удара. Иногда подставляется уже покалеченное авто.

Самое неприятное, когда в подставах фигурируют дети. Как правило, это происходит в инсценировках аварий на парковках: водитель садится в машину, слышит удар сзади, выбегает, а рядом с авто плачет ребенок. Как здесь не запаниковать? Вот и мошенники рассчитывают на шоковое состояние водителя и его желание все решить на месте любыми средствами. Если не удается получить деньги сразу, делается еще одна попытка: через официальное заявление в ГИБДД об оставлении места аварии. Если не проходит и этот удар, мошенники могут махнуть рукой – они не заинтересованы в судебных разбирательствах и экспертизах, в которых кроется потенциальная опасность.

«Для них главное – получить деньги сразу и от самого водителя, поэтому они и зажимают его в растерянном состоянии, дабы обойтись без официальных лиц, – говорит директор «Центра страхования» Кирилл Смолин. – Инспекторы начнут сверять повреждения, пробивать по базам, не попадала ли машина в другую аварию раньше и не получала ли похожие увечья, то есть могут раскусить злоумышленников. Как правило, преступники подставляются на битом автомобиле, а пока с водителем беседует один из них, другой работает «наждачкой» по автомобилю жертвы. То же самое и с человеком, который якобы бросается под колеса. Он инсценирует столкновение, потом симулирует боль, конечно, водитель сразу пытается откупиться, отдает все деньги, лишь бы не было проблем. Мошенники таким образом вымогают деньги у водителей, не доводя дела до страховых выплат».

Ведь если их замысел раскроют, им грозит уголовная ответственность. А по новому законопроекту – серьезнее, чем за другие виды мошенничества. Сейчас автоподставы проходят по одноименной 159 статье, где наказание для «группового» вымогательства – до пяти лет лишения свободы, для одиночных – до двух лет. Эти сроки по новому предложению планируется увеличить: до семи и пяти лет соответственно и сопроводить большими штрафами: от 300 тысяч до 1 млн рублей.

«Идея неплохая, но доказать умысел в действиях «пострадавших» практически невозможно. Это реально, если есть видеозаписи, где понятно, что машина подрезает, тормозит без видимых причин. Тогда есть шансы восстановить реальную картину, но ведь мошенники, как правило, не доводят дело до судебных разбирательств», – резюмирует Кирилл Смолин.

Получается, что основная проблема – доказать факт мошенничества. Иногда и сами водители не подозревают, что с ними «играют в аварию», а расплатившись с преступниками, еще и радуются, что легко отделались. Если доходит до разбирательств и нет свидетелей, записей, тогда свой вклад может внести страховая компания, которая просто так, без экспертиз, ни за что не выплатит крупную сумму.

Автоюристы считают, что предусмотренное наказание за мошенничество вполне адекватное, и главное – не ужесточать его, а доказывать факт преступления. Зачем увеличивать сроки и штрафы, если оснований на это не будет?

«К сожалению, работа нашей судебной системы до сих пор в подобных авторазборах имеет явно обвинительный уклон. Закрепленная Конституцией презумпция невиновности действует очень слабо, поскольку обвиняемому в совершении ДТП приходится самому доказывать, что он невиновен, – подтверждает управляющий партнер юридической компании «Гольцева, Данилевский и партнеры» Ольга Гольцева. – Спасением, на мой взгляд, могут стать видеорегистраторы. Обвиняемому водителю достаточно будет предъявить запись,на которой будет видно, что в указанный период времени он находился в другом месте или обстоятельства не соответствуют доводам лжепостардавшего».

А между тем в Госдуме работают над проектом, который обяжет суды в безусловном порядке рассматривать записи с видеокамер и регистраторов как доказательство. Сейчас они принимаются на усмотрение судьи. По замыслу это должно обеспечивать объективную картину происшествия, в том числе выводить мошенников на чистую воду.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления