2 июля четверг
СЕЙЧАС +18°С

Едем к работе на автопилоте

Поехали к друзьям, а оказались у места работы? Исследование британской страховой компании показало, что такое происходит с каждыми седьмым водителем. Но это лишь число тех, кто неожиданно для себя приехал к рабочему месту. Треть опрошенных автомобилистов

Поделиться

Поехали к друзьям, а оказались у места работы? Исследование британской страховой компании показало, что такое происходит с каждыми седьмым водителем. Но это лишь число тех, кто неожиданно для себя приехал к рабочему месту. Треть опрошенных автомобилистов вообще забывают в пути, куда и зачем они направляются. Причем концентрация рассеивается уже на 12 минуте за рулем, подсчитали исследователи. Водитель начинает отвлекаться на посторонние вещи или у него включается автопилот. И куда он заведет, одному автомобилисту известно. Как правило, это те места, куда он чаще всего приезжает на собственном автомобиле: работа, дом и близкие люди. Челябинские водители рассказали, как они впадают в «бессознательное» состояние, а находят себя именно у работы.

Британские страховщики заинтересовались темой, потому что, управляя машиной на автопилоте, водители не просто рискуют, но и попадают в аварии. Если первые 11 минут автомобилист держит себя в руках и «читает» дорогу, потом его мозг занимают посторонние мысли, диалоги и всяческие помехи. Четверть водителей начинают отвлекаться, потому что в дороге им становится скучно от монотонных действий. Растворяясь в посторонних делах, 34% водителей вообще теряются в пространстве и забывают куда едут. Продвигаясь по изученному маршруту, многие включают автопилот, который заводит их в привычные места. Забыл о нужном повороте, попал на другую улицу – а там куда память заведет.

«Когда я за рулем, дети не дают скучать, – рассказывает менеджер по персоналу Лилия. – На них и отвлекаюсь, реже – на телефон. Очень люблю виды природы, но если засматриваюсь, предпочитаю остановиться. Иногда задумываешься, отключаешься. Был случай, когда проехала перекресток и не помнила, какой был сигнал светофора. Случалось и такое: везу ребенка в школу, звонит телефон, я забываю повернуть к месту назначения и еду по обычному маршруту на работу».

Страховщики отметили, что женщины за рулем оказываются сосредоточеннее: их сложнее отвлечь от дороги, они более внимательны. Например, случайно к месту работы приезжали 16% мужчин и 11% женщин. Это еще одна причина, почему девушки-водители считаются более аккуратными.

«В дальней дороге я абсолютно не скучаю, но постоянно держать концентрацию на дороге получается не всегда – или мысли в голове крутятся, или разговоры в салоне отвлекают. Конечно, глаза постоянно то на дорогу смотрят, то в зеркала. Даже на знакомых маршрутах я всегда слежу за знаками, смотрю, вдруг приоритеты поменялись в движении, потому что сталкивалась с этим неоднократно, – рассказывает менеджер челябинской типографии Ирина. – Один раз случилось, что я уехала не туда, куда надо: утром отправилась в гости к сестре, а в итоге уехала в направлении работы, пропустив нужный поворот. Правда, почти сразу сообразила, что ошиблась, и развернулась».

Насчет 11 минут, за которые британские водители теряют ориентиры, челябинские автомобилисты усомнились. Суровые дороги и интенсивное движение заставляют держать форму гораздо дольше: «За рулем я постоянно стараюсь держать концентрацию, но в дальней дороге, часу на третьем, внимание ослабевает, расслабляешься. А вот по знакомым маршрутам на самом деле езжу на автопилоте – уже знаешь, где какой знак, где светофор или пешеходный переход. Меня мало что способно отвлечь от дороги, но иногда задумаешься или пассажиры заведут разговор, и можно забыть, куда собирался ехать. Забываешь не место назначения, а что собирался повернуть на следующем перекрестке или сократить дорогу по другому маршруту. Было и такое, что из-за невнимательности приезжал не туда, куда надо. Думал об одном человеке и добрался к его старому дому, хотя знаю, что он уже переехал», – рассказывает владелец автосервиса Евгений.

Казалось бы, в городе требуется постоянная концентрация, и мозг в особом напряжении – больше машин, людей, препятствий, средств организации движения, и со всех сторон грозит опасность. Но водители утверждают, что на трассе гораздо легче удерживать внимание на дороге, поскольку чаще всего маршрут изучен хуже или совсем не известен, в отличие от города: «Я думаю, большинство водителей по знакомым маршрутам ездят на автопилоте и порой приезжают не туда, куда хотели, или забывали свернуть на нужном повороте. И на мой взгляд, как раз-таки в дальней дороге концентрация сохраняется дольше, чем в городе. Потому что местность, как правило, не знакомая – стараешься ничего не пропустить. Я сам несколько раз ездил в Москву и обратно – часов 7-10 в дороге спокойно провожу. А в городе кажется, что все знаешь, расслабляешься», – говорит автоспортсмен Алексей Букреев.

Психологи подтверждают, что именно изученные маршруты включают автопилот: «Здесь проявляется психический и телесный автоматизм. Если какие-либо действия неоднократно повторяются, они закладываются в памяти, превращаясь в своеобразную привычку. Так и с постоянными маршрутами – водитель на автомате едет по привычному пути. Движение расслабляет человека в принципе. Однообразный звук мотора, мелькающие предметы – эта монотонность способствует тому, что чувство осознанности действий уходит. В целом, рассеивание внимания – способ психического расслабления», – поясняет известный психолог, психотерапевт Единого реестра профессиональных психотерапевтов Европы (ЕАП) Вадим Шмаков.

Чтобы победить рассеянность в продолжительном путешествии, сами водители переключаются на посторонние вещи: находят более ритмичную музыку, кто-то меняет положение сидения, некоторые останавливаются на обочине поразмяться. И это известный прием: чтобы посмотреть на ситуацию свежим взглядом, нужно переключиться на другие дела. Только не во время движения! Логичнее, чтобы в дальнем пути в автомобиле находились как минимум два водителя, которые бы менялись при малейшем утомлении.

А куда вас заводил автопилот и часто ли он побеждает ваш светлый разум?

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!