Авто В Астану и обратно: шесть машин за пять дней

В Астану и обратно: шесть машин за пять дней

2200 километров пути, несколько тонн бензина и десятки килограммов отборного мяса. Компания «Автомир» отметила свой 20-й день рождения с таким размахом, что участникам автомобильно-кулинарного «Одноэтажного пробега» показалось мало российских дорог, и они отправились покорять степи Казахстана.

«Одноэтажный пробег» стартовал 18 июля из Архангельска и продлился целый месяц. В него вошло 15 этапов – два федеральных и тринадцать региональных. Маршрут пролегал через 17 городов европейской части России и Казахстана: Архангельск, Санкт-Петербург, Ярославль, Москву, Брянск, Орёл, Воронеж, Саратов, Самару, Екатеринбург, Челябинск, Астану, Караганду, Алма-Ату, Сургут, Новосибирск и Новокузнецк.

Наш этап – Челябинск–Астана и обратно – один из самых протяженных. В нем приняли участие 15 человек (сотрудники компании «Автомир» и журналисты) на шести автомобилях: двух новых Mazda 6 (2-литровая и 2,5-литровая), Mazda CX-5, Mazda CX-9, Suzuki SX4 и Suzuki Grand Vitara. Мне удалось опробовать все автомобили, кроме 2,5-литровой «шестерки». Начинаю с двухлитровой Mazda 6.

Челябинск – Курган – Петропавловск

Первое впечатление от машины – очень яркая внешность. Пропорции, линии, профиль – все очень выразительное и запоминающееся. Крайне притягательный автомобиль.

Второе впечатление – удобное расположение органов управления. Бывает, что садишься в новую машину и минут 10 пытаешься сообразить, где у нее управление климатом и как не открыть багажник, переключая радиостанцию. Здесь во всем разбираешься не глядя. Необходимая информация всегда перед глазами или ее очень просто найти.

Несмотря на внушительные габариты и богатое оснащение (и, как следствие, немалый вес), машина демонстрирует прекрасную динамику. Очень здорово работает шестиступенчатый автомат. Даже без кикдауна двигатель бодро подхватывает с любых оборотов. Пожалуй, обгонять на «шестерке» было приятнее всего.

Подвеска здесь довольно жесткая. Впрочем, эту жесткость ощущаешь только на самых ядреных кочках и выбоинах, а на нормальной дороге просто наслаждаешься отточенной управляемостью. Расход топлива на трассе колебался в районе 7,4 литра на сотню – очень неплохо для машины таких габаритов. Технология SKYACTIV действительно впечатляет выверенностью каждой системы автомобиля.

Я никогда не был в Казахстане. Никогда не пересекал границу наземным транспортом. Слышал, что процесс этот несложный, но довольно затянутый. Сначала паспортный контроль и досмотр машины с российской стороны, потом то же самое с Казахской. Вроде быстро, без простоев, но в итоге на все про все уходит часа полтора. И это еще на не самом загруженном КПП, примыкающем к селу Петухово. Говорят, в Троицке все значительно дольше. Но в итоге формальности позади, и мы наконец оказываемся за границей. «За границей» – такое манящее для российского человека словосочетание. От него веет свободой, легкостью и бесплатными тюбиками шампуня в гостиничном номере. А тут вроде как ничего и не поменялось. Те же замылившие глаза лесочки да поля.

Оказалось, пройти границу – даже не половина дела. Нам еще предстоит застраховать на территории Казахстана все шесть «пробежных» машин. Женщина в покосившемся невзрачном киоске с надписью «Страхование» работает изо всех сил, но все равно не укладывается в обещанные полчаса. Благодаря затянувшемуся перекуру знакомимся с попутными байкерами. Обмен дорожными впечатлениями продолжается недолго. У парней порядок с документами наступает раньше, чем у нас, и они, поднимая в воздух клубы пыли, уносятся куда-то в сторону степей.

В Петропавловск въезжаем уже затемно. Проезжая пост, буквально кожей чувствую, как скребут взглядом местные гаишники. Нас предупреждали, что тут ехать на машине с русскими номерами, да еще и в колонне – это как дразнить амазонских пираний собственной пяткой.

Петропавловск – Боровое – Астана

Второе утро выдалось дождливым и неприветливым. Меняемся машинами и попутчиками. У меня сегодня Mazda CX-5. Плутаем по залитым улочкам, ругая создателей наших навигаторов. Уже здесь есть повод порадоваться большому дорожному просвету «пятерки». От Кокшетау нас отделяет 180 километров. Казалось бы, пустяк, но большую часть пути приходится преодолевать по грунтовым объездам – дорога на многих участках перекрыта и ремонтируется. Вот тут уже подвеска и просвет действительно решают. Рука так и тянется к рации, чтобы поторопить шарахающегося от каждой кочки водителя Mazda 6, который уже 20 минут беспомощно плетется за фурой и сдерживает всю колонну. Зато Suzuki здесь, как рыбы в воде. Им эти кочки нипочем, они бы и до Астаны так ехали – было бы время.

Если б не комфортная машина, это дорожное безобразие вытрясло бы из меня всю душу. Только на подступах к городу все это прекращается. Здесь нас уже встречает сотрудник «Автомир Казахстан» Ербол Жетписбаев. В последующие дни он стал для нас старшим братом, готовым всегда прийти на помощь и приоткрыть секреты казахской столицы.

Кокшетау мы обогнули по объездной и отправились в Боровое. Едешь по степи, и вдруг на горизонте встают огромные горы, а в их складках обнаруживаешь прекрасные лазурные озера. Поляна Абылай-хана – одно из красивейших мест Казахстана и один из зарождающихся национальных центров страны. На огромной поляне с окружающими горами в высоте соревнуется стела с национальным символом Казахстана – золотым орлом.

После прогулки Ербол приводит нас на обед в уйгурскую дамхану. Здесь нас встречают горячим тандыром, обжигающе острым уйгурским салатом, традиционной шурпой с бараниной и жаренным лагманом. Вкусно – не то слово!

Мы ехали в Астану в последний день священного для мусульман месяца Рамадан, накануне праздника окончания поста Ураза-байрам, поэтому Ербол не мог присоединиться к обеду: «В пост нельзя принимать пищу при свете солнца. Я ужинаю, когда стемнеет, а чтобы позавтракать, просыпаюсь в четыре утра. Днем нельзя даже каплю воды».

Остаток пути до Астаны мы преодолеваем по уникальному для СНГ автобану, где максимальная разрешенная скорость составляет 130 км/ч. Въезд на эту магистраль платный (расплачиваешься на выезде) и стоит для легковушек 200 тенге, или примерно 40 рублей. Совсем небольшие деньги за то, чтобы по хорошей дороге с ветерком добраться до столицы. Правда, предвкушение праздника скорости нам подпортили гаишники, остановив замыкающую машину колонны. Впрочем, мы сами недосмотрели. Suzuki Grand Vitara ехала с выключенным ближним светом фар. Благодаря Ерболу все ограничилось устным внушением от стражей закона и пожеланием счастливого пути.

Идеальный асфальт автобана на контрасте с объездными грунтовками первой половины дня кажется антигравитационным полем, где автомобиль теряет свой вес и может скользить в пространстве. Но забывать об опасности такой «левитации» не дают пасущиеся у самой дороги козы, овцы и прочая домашняя живность.

Тест-драйв был бы неправдоподобным, если бы я не нашел, к чему придраться хотя бы в одном из автомобилей. Так вот, на CX-5 датчик дождя не всегда адекватно реагировал на осадки. То есть с ливнем-то он справлялся хорошо, а вот когда дождь прекращался, но лобовое стекло продолжало загрязняться брызгами из под колес других машин, дворники слишком медлили, периодически оставляя меня «слепым».

И все равно автобан – раздолье для души автомобилиста. Поток машин не слишком насыщенный, и я пользуюсь возможностью испытать систему контроля полосы движения. Датчики исправно реагируют на смещение относительно разметки и звуковым сигналом напоминают о необходимости пользоваться поворотниками.

В Астану мы прибываем вместе с сумерками. В местном «Автомире» нас встречают, как участников ралли «Дакар». Толпа фотографов, журналистов и гостей затуманенным дорогой мозгом воспринимается как сон, от которого, кажется, надо просто отмахнуться и снова сосредоточиться на знаках и разметке. Но пора выходить из машины и получать свою порцию славы. Еще никогда моя мечта о том, чтобы у меня попросили автограф, не была так близка к осуществлению!

Праздник в самом разгаре, и гостей веселят традиционными казахскими танцами, бармен-шоу и торжественным разрезанием торта в форме автомобиля. Поневоле позавидуешь не измотанным дорогой гостям.

Астана

Третий день автопробега был наименее километроемким и наиболее впечатлениенасыщенным. Нам предстояло познакомиться с Астаной. Передвигаться по столице мне выпало на Suzuki Grand Vitara. Конечно, это не самый очевидный выбор для города. Плюсы этой машины (полный привод, большой дорожный просвет, хорошая проходимость) раскрываются на плохих дорогах. Впрочем, Grand Vitara все равно оставила о себе приятные впечатления и помогла сосредоточится на окружающих урбанистических красотах.

Астана в переводе с Казахского означает «столица». Официальная история города отсчитывается с 1830 года, когда участник бородинской битвы Федор Шубин основал здесь крепость Акмола. Крепость со временем разрослась до города. В советское время, когда в тренде было поднятие целины, город переименовали в Целиноград. К началу 1990-х население составляло около 300 тысяч человек. Решающую роль в перерождении провинциального в общем-то населенного пункта в ультрасовременную столицу сыграло географическое положение – город находится в самом центре Казахстана. Алма-Ата после распада СССР оказалась на самой границе. В 1994 начался исторический переезд руководства республики в тогда еще Акмалу. А название «Астана» было утверждено в 1998 году.

И понеслось. Город начал активно строиться и расти. Сегодня узнать в Астане Целиноград практически невозможно. Конечно, старые кварталы остались, но лицо города – это восхитительные новые постройки, на которые руководство республики не жалеет средств. Астана – это символ нового независимого Казахстана, который уверенно смотрит в будущее, но не забывает о своих традициях.

Пожалуй, главная достопримечательность города – это монумент Байтерек. Из шара, расположенного на высоте 97 метров, открывается замечательный вид на столицу. Здесь же в любое время можно поздороваться с президентом. Оттиск руки Нурсултана Назарбаева доступен всем посетителям. Если размер ладони примерно совпал с ладонью лидера нации, то заиграет гимн Казахстана. Отличная забава для туристов!

Площадь и монумент независимости «Казах Ели» по масштабности дадут фору центральным площадям большинства Европейских столиц. Совсем рядом находится самая большая мечеть Средней Азии «Хазрет Султан», которую открыли всего год назад. Для многих из нашей группы это первое посещение мечети. Архитектура и орнаменты завораживают. Чтобы войти внутрь, необходимо разуться. Внутри даже можно фотографировать, а вот на видеосъемку требуется разрешение имама.

После этого нас ведут на экскурсию в один из самых необычных религиозных центров – Дворец Мира и Согласия. Это огромная пирамида, созданная британским архитектором сэром Норманом Фостером. Она была построена в 2006 году специально для проведения «Конгресса лидеров мировых и традиционных религий». Пирамида – центр религиоведения и веротерпимости. Здесь расположены современные конференц-залы и выставочные зоны, художественные галереи, презентационные комплексы и даже концертно-оперный зал на 1350 человек.

А под вечер нам показали «Хан Шатыр» – огромный торгово-развлекательный комплекс, построенный в форме шатра. На верхнем этаже комплекса находится настоящий пляж, до которого мы, правда, добраться не успели.

Астана – просто красавица. Центральные фасады свежи, чисты и элегантны. Чувствуется, что здесь буквально на наших глазах созидается национальная идея современного Казахстана. Кто-то скажет, что все это искусственно, и будет, наверное, прав. Например, Москва растет и развивается изнутри. Для нее это естественный процесс заполнения пустого пространства жизнью. В Астане же сначала создают оболочку, которую лишь потом наполняют содержанием. Характерная для молодой столицы ситуация, когда сначала строят огромное изысканное здание, а уже потом задумываются, что будет в нем находиться. О внутреннем вакууме молодой столицы говорят пустые улицы и площади, где можно за весь день никого не встретить. Но дайте время, и пустота заполнится людьми, мыслями, словами – по другому не бывает.

Астана – Костанай

Самый продолжительный – почти 800-километровый участок пути – мне довелось пройти на Suzuki SX4. Я подходил к автомобилю с определенным предубеждением, но в итоге вполне нашел с ним общий язык. Первые 200 км прошли в поисках удобного положения тела за рулем. Оказалось, достаточно просто положить руку на подлокотник левой двери, и все встает на свои места. Не подвел и двигатель, который с запасом справлялся с обгонами на трассе. Качество дороги было вполне приемлемым, но встретившиеся несколько раз зубодробительные ямы подвеска отработала достаточно мягко.

Несмотря на свою скромную по сравнению с импозантными «Маздами» внешность, Suzuki SX4 оказался вполне приятной машиной. Во всяком случае для меня эти 800 км были наполнены медитативной рефлексией и чувством растворенности в дороге. Я был в машине один, без музыки, и наслаждался этим.

Вообще для колонны мы двигались очень и очень быстро, постоянно поддерживая скорость на уровне 100 км/ч. Примечательно, что во главе колонны шли Suzuki, нисколько не тормозя априори более скоростные «Мазды».

По мере приближения к Костанаю степной пейзаж стал перемежаться типичными уральскими лесами. Вечером впереди, наконец, показался город.

Костанай – Троицк – Челябинск

В последний день я таки выбил себе CX-9. Одно то, что попасть за его руль оказалось так сложно, говорит о многом. Наиболее искушенные участники пробега старались как можно большую часть пути пройти именно на этой машине. Оно и понятно – это самый большой и комфортный автомобиль из всех.

В пятый день пути, когда в голове все эмоции и впечатления потихоньку превращаются в окрошку, комфорт – это именно то, что выходит первый план. Хочется, чтобы тебя не трясло, не мотыляло по дороге после обгона, а шея не ныла после часа пути. CX-9 в такой ситуации оказался идеальным автомобилем. Его комфорт в сочетании с технологиями SKYACTIV сделали мою дорогу в Челябинск легкой. Довольны остались и пассажиры, которые с запасом разместились на заднем ряду.

Говорят, Костанай – один из самых интересных городов Казахстана. В центре можно встретить такие необычные скульптуры, как «Студентка с сотовым телефоном» и «Жанна Д'Арк», «Наполеон», «Девушка с ноутбуком». А еще на берегу Тобола стоит самый странный замок из всех, о которых мне доводилось слышать. Здесь нет правильных прямоугольных комнат, во многих внутренних стенах имеются окна, а некоторые лестницы никуда не ведут. Кто, когда и зачем создал этот иррациональный паноптикум, тоже неясно. Правда, посмотреть все это нам так и не удалось. Как раз в эти дни на юге Челябинской области бушевала стихия, и в отдельных районах машины просто смывало с дорог. Чтобы не попасть под удар, мы решили как можно быстрее выдвигаться.

Троицкий КПП и впрямь оказался куда более оживленным, чем в Петухово. Несмотря на внушительную очередь из большегрузов, пересечь границу нам удалось часа за полтора. Даже осталось время на посещение последнего пункта в нашем маршруте – Троицка. Здесь для нас организовали экскурсию по историческому центру города. Раритетные здания напоминают своих ровесников с улицы Труда в Челябинске. Пусть краска много где облупилась, но в каждом кирпичике чувствуется дух дореволюционной России.

Ну вот и кончается наш пятидневный вояж! Дорога позади, и под щелканье затворов фотоаппаратов колонна финиширует. Директор компании «Автомир» в Челябинске и харизматичный лидер нашего путешествия Константин Еськин по-отечески жмет руку и вручает сертификаты всем участникам автопробега.

Путешествие стало триумфом технологии SKYACTIV. Все автомобили Mazda прекрасно проявили себя в дороге и оставили исключительно положительные впечатления. Suzuki тоже не подвели, хотя и не так бросались в глаза, как Mazda. Благодаря отличному качеству автомобилей и сплоченной команде профессионалов компании «Автомир» путешествие прошло без проблем. Все участники могли спокойно наслаждаться дорогой и открывать для себя удивительный Казахстан.

Фото: Фото автора
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления