¬ новой версии ќ—ј√ќ разница тарифов между зелеными и опытными водител€ми стала почти двукратной
¬ новой версии ќ—ј√ќ разница тарифов между зелеными и опытными водител€ми стала почти двукратной

–еформа ќ—ј√ќ обрела законченные черты: изменитс€ и базовый тариф, и принципы расчета. јвтор реформы — Ѕанк –оссии продвигает ее как шаг в интересах водителей. ѕослаблени€ действительно есть: снижены некоторые коэффициенты и тарифы дл€ р€да транспортных средств. Ќо есть и подвохи, на которых авторы инициативы предпочитают не заостр€ть внимание. ћы разобрались, как изменитс€ стоимость ќ—ј√ќ уже осенью.

«ѕлатить в ваших интересах»: все подробности о гр€дущем подорожании ќ—ј√ќ

Ѕазовый тариф растет не€вно

ѕоднимать ставки в лоб не стали: вместо этого изобрели термин «либерализаци€ ќ—ј√ќ». “ак, «вилка» базового тарифа расшир€етс€ до без малого двукратной величины: если сейчас страховщики выбирают из коридора 3432–4118 рублей, то уже в сент€бре он будет расширен до 2746–4942 рубл€.

ћаксимальный тариф вырастет дл€ таксистов (с 6166 до 7399 рублей), а также водителей грузовиков и автобусов, но будет снижен дл€ мотоциклистов (с 1579 до 1407 рублей).

¬ теории расширение диапазона позволит страховщикам поощр€ть «выгодных» водителей низким базовым тарифом. Ќо зацикленность страховых на убыточности ќ—ј√ќ наводит на мысль, что ждать скидок не стоит.

Ќапример, мы попытались подобрать оптимальную страховку на взрослого водител€ Daewoo Matiz: кстати, не сама€ аварийна€ категори€. »з дес€тка страховых компаний все предложили максимально возможный тариф.

—траховщики отказывают в демпинге из-за убыточности (по их версии) ќ—ј√ќ. — 2012 года средние выплаты по ќ—ј√ќ выросли втрое (с 24 до 75 тыс€ч рублей), средний размер премии — вдвое (с 3 до 6 тыс€ч рублей).  роме того, страховщики жалуютс€ на резкий рост судебных издержек, св€занных с активностью «черных автоюристов».

ќпытным и возрастным — скидка 4%

—егодн€ возраст и стаж водителей учитываетс€ двум€ коэффициентами, которые разбивают водителей на четыре категории. ѕричем опытным «старцем» считаетс€, например, 23-летний водитель со стажем аж 4 года. Ќова€ сетка тарифов вводит 50 градаций и детально учитывает «накат» водител€.

Ќа первый взгл€д, есть и плюсы: например, дл€ «бывалых» коэффициент снижаетс€ до 0,96 единицы против 1,0 сейчас. ѕравда, касаетс€ это людей в возрасте старше 30 лет и с продолжительным стажем вождени€.

Ќо удешевление страховки дл€ опытных компенсируетс€ ростом ее стоимости дл€ остальных. Ќапример, сейчас 24-летний водитель со стажем 2 года получает коэффициент 1,7, по новой сетке — 1,77.

» общий баланс все равно смещаетс€ в сторону удорожани€: повышенными тарифами наградили две трети категорий.

ѕримерно в тех же пропорци€х возрастет коэффициент дл€ автомобилей с неограниченным списком водителей, допущенных к управлению, — с 1,8 до 1,87.

≈жегодный  Ѕћ

–еформа устранит путаницу с коэффициентом бонус-малус, который учитывает аварийность водител€. —егодн€ он рассчитываетс€ дл€ каждого полиса на дату его окончани€, но, если водитель вписан в несколько страховок, он получает несколько  Ѕћ. “еперь коэффициент прив€жут к конкретному водителю и будут определ€ть по истечении календарного года. ѕри наличии нескольких значений при формировании единого  Ѕћ выберут наименьшее.

ѕри этом территориальные и мощностные коэффициенты остаютс€ прежними.

 онтроль наличи€ полисов поручат камерам фотовидеофиксации нарушений
 онтроль наличи€ полисов поручат камерам фотовидеофиксации нарушений

«а несогласными прослед€т камеры видеофиксации

ќтказ правительства увеличивать штраф за отсутствие полиса ќ—ј√ќ с 800 рублей до 5000 рублей выгл€дел нелогично.  азалось бы, на фоне удорожани€ страховки и роста числа безосажных водителей (по оценкам, их от 2 до 4 млн человек), размер штрафа необходимо поднимать до уровн€, сравнимого с ценой полиса.

Ќо власти делают ставку не столько на размер штрафа, сколько на пресловутую неотвратимость — провер€ть наличие полиса с осени 2018 года начнут камеры фотовидеофиксации нарушений. Ёксперимент стартует в столице и затем будет распространен на другие регионы. Ќа начальном этапе безосажные водители получат лишь напоминание купить или продлить полис ќ—ј√ќ.

»нтересно, что дл€ безосажных водителей остаютс€ лазейки даже в этом случае. Ќапример, автомобиль можно застраховать от лица наиболее «дешевого» водител€, скажем, взрослого безаварийного родственника, проживающего в сельской местности, — это позвол€ет сэкономить в 2–3 раза. ¬ базе данных ј»— –—ј по€витс€ отметка о наличии действующего полиса ќ—ј√ќ, поэтому камеры не смогут выписать штраф, даже если им управл€ет не вписанный в документ водитель.

«а и против «либерализации»

— ѕервый этап — это либерализаци€ некоторых коэффициентов, второй шаг — поэтапное расширение коридора с полным отказом от регулировани€ тарифа вообще, — рассказал о планах властей заместитель министра финансов –‘ јлексей ћоисеев. — Ќа мой взгл€д, это могло бы произойти не раньше чем через 5 лет.

ѕо статистике «–оссийского союза автостраховщиков», убытки от 17% проблемных клиентов ложатс€ на плечи 83% аккуратных. ¬ результате кто-то «отбивает» взносы по ќ—ј√ќ почти полностью и даже зарабатывает сверху, а другие лишь отдают страховым всЄ большие суммы, ничего не получа€ взамен. ¬ ÷ентробанке считают, что предлагаемый курс на либерализацию решит именно эту проблему: страховые смогут дифференцировать тарифы, привлека€ выгодных клиентов и «наказыва€» проблемных.

ѕо данным издани€ «√азета.ру», сегодн€ идею либерализации ќ—ј√ќ поддерживает 59% автомобилистов.

ѕоддерживаете ли вы переход на свободную тарификацию ќ—ј√ќ?

јвторизируйтесь,  чтобы проголосовать ќпрос завершен ¬ы успешно проголосовали! –езультаты будут опубликованы по завершении опроса.
  • Ќи в коем случае
  • ƒа, это снизит цену полиса дл€ адекватных
  • ƒругого выхода нет
  • ќ—ј√ќ нужно отменить
  сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосовани€

Ќо надежды на справедливую тарификацию могут оказатьс€ ложными. Ќесмотр€ на все усили€, прошлый год оказалс€ крайне тревожным дл€ страховщиков: впервые за врем€ существовани€ ќ—ј√ќ снизилась средн€€ стоимость полиса — веро€тно, из-за отказа от ќ—ј√ќ клиентов с высокими тарифами, которые предпочли ездить без страховки. —редние выплаты по ќ—ј√ќ, напротив, выросли и достигли рекордной отметки в 75,7 тыс€чи рублей. ¬ результате соотношение сборов и выплат составило 228 и 181 млрд рублей, то есть выплаты достигли 79% от сборов. Ќапример, в 2014 году дол€ выплат была лишь 59%, но страховщики уже вовсю били тревогу и говорили об убыточности страховки. ѕоэтому добровольное снижение тарифов пока выгл€дит маловеро€тным вариантом.