“ри четверти исследованных заправок грешат недоливами, а переплата за бензин из-за этого достигает 20% — к таким выводам пришли эксперты «‘едерации автовладельцев –оссии», проверив 34 ј«— в разных регионах страны.  ак уличить заправку в обмане и что с этим делать?

ќпределить недолив сложно, но возможно
ќпределить недолив сложно, но возможно

ћельче заправка — чаще недолив

Ёксперты ‘ј– провер€ли честность ј«— методом тайного покупател€, определ€€ количество топлива специальным мерником. «аправки в 13 регионах разделили условно на три типа: принадлежащие нефт€ным компани€ми (¬»Ќ ам), крупные сети и мелкие сети. »з п€ти ј«— ¬»Ќ ов нарушение было на одной и незначительное — недолив составил 1,63%. Ќа заправках крупных сетей обманывали в 80% случаев, а максимальна€ величина недолива достигала 19% — почти 10 литров на 50-литровый бак. Ќа мелких ј«— недолив был всегда, но максимальна€ величина поменьше — в пределах 8%.

—редн€€ недостача на российских ј«— составила 5%, что повышает фактическую цену топлива примерно на 2 рубл€ за литр. ¬ отдельных случа€х переплата была выше: например, на одной из  раснодарских ј«— с учетом недолива цена литра топлива составл€ла 55,2 рубл€ вместо 44,7 рубл€!

¬ «Ќезависимом топливной союзе» отнеслись к исследовани€ ‘ј– крайне скептически, отметив несовершенство методики измерений и ограниченную выборку ј«—. 

— ћы не отрицаем, что существует проблема недолива, но она не така€ распространенна€, как пытаютс€ показать представители ‘ј–. Ќадо отдать должное службам –осстандарта, которые отслеживают ситуацию на ј«—. » у регул€тора есть достаточный инструментарий дл€ воздействи€ на нерадивых владельцев — оборотные штрафы. ѕоверьте, это весомое наказание. ѕоэтому мы попросили юристов оценить выводы ‘ј–, с точки зрени€, подачи иска в суд по статье 128.1 ”головного кодекса –‘ « левета, содержаща€с€ в публичном выступлении, публично демонстрирующемс€ произведении или средствах массовой информации, — за€вил президент «Ќезависимого топливного союза» ѕавел Ѕаженов.

—талкивались ли вы с недоливом на ј«—?

јвторизируйтесь,  чтобы проголосовать ќпрос завершен ¬ы успешно проголосовали! –езультаты будут опубликованы по завершении опроса.
  • Ќе замечал
  • ƒа, на ј«— крупной нефт€ной компании
  • ƒа, на маленькой ј«—
  • ѕосто€нно
  сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосовани€

Ќедоливать будут чаще

ј«— промышл€ли недоливом всегда, но в последний мес€ц он стал практически единственным способом удержатьс€ на плаву дл€ многих. «аморозка розничных цен на топливо на фоне резкого роста оптовых лишила небольшие ј«— прибыли. ѕоэтому рецептов два — «бод€жить» и недоливать, и последний способ по многим параметрам безопаснее.

¬ начале этого года ‘—Ѕ раскрыла масштабную схему недолива на дес€тках российских ј«—. — помощью вредоносного кода в программном обеспечении сотрудники могли незаметно сливать в отдельный резервуар 3–7% оплаченного топлива.

„астные ј«— поставлены в т€желые услови€, поэтому мотиваци€ недоливать растет
„астные ј«— поставлены в т€желые услови€, поэтому мотиваци€ недоливать растет

“ехнологии недолива разнообразны: скажем, пробники объемом в 5 и 10 литров, которые предусмотрены стандартами, колонка может наполн€ть с необходимой погрешностью (до 0,5%), но увеличивать степень недолива при заправке больших объемов. ¬стречаетс€ индивидуальный подход:

— »ногда оператор выбирает машину, дл€ которой может задать недолив, — объ€сн€ет глава –осстандрата јлексей јбрамов. — Ќапример, в первую могут недолить бензин, а вторую и третью заправить как полагаетс€.

 ак обнаружить недолив

ѕервые подозрени€ у автомобилистов обычно по€вл€ютс€ на интуитивном уровне. ѕри этом показани€ индикатора на панели приборов нельз€ абсолютизировать: он не относитс€ к точным приборам, и его градуировка не всегда линейна.

јналоговые индикаторы остаточного топлива не отличаютс€ высокой точностью
јналоговые индикаторы остаточного топлива не отличаютс€ высокой точностью

’от€ есть и маленькие хитрости:

— Ќа моем Renault Logan установлен бортовой компьютер, позвол€ющий увидеть расход топлива, пройденный за день путь и тому подобное, — рассказывает автоэксперт ёрий ѕанченко. —  нопкой на торце правого подрулевого переключател€ можно пролистывать разные параметры. Ќо если войти в режим диагностики, который активируетс€, если перед поворотом ключа зажигани€ нажать кнопку обнулени€ одометра, то можно увидеть номер прошивки, ошибки датчиков и количество топлива в баке с точностью до литра.

јвтомобилисты часто негодуют, если в топливный бак вошло больше паспортного объема. Ќо помимо недолива виной может быть неверна€ оценка остаточного топлива и объем горловины бака. —кажем, Lada Largus озадачивал владельцев, вмеща€ в бак более за€вленных 50 литров топлива: помимо всевозможных погрешностей, сказывалась горловина объемом около 5 литров.

ѕаспортный объем топливного бака указываетс€ без учета горловины
ѕаспортный объем топливного бака указываетс€ без учета горловины

¬ целом лучше воспользоватьс€ отдельной емкостью, например канистрой. ѕри этом не ориентируйтесь на за€вленный производителем объем. “арировать емкость можно с помощью мерника известного литража. “акой способ не гарантирует высокой точности, но позвол€ет поймать €вный недолив.

—амодельные мерники позвол€ют измерить объем с точностью примерно до 0,1–0,5 литра
—амодельные мерники позвол€ют измерить объем с точностью примерно до 0,1–0,5 литра

∆елательно снимать весь процесс на видео в присутствии несколько свидетелей.

», кстати, не используйте емкости из пластика (включа€ ѕЁ“-тару): ј«— вполне может отказать вам в наливе, поскольку тара из диэлектрика грозит вспыхнуть от статических искр.

 уда жаловатьс€

ѕервый путь — обратитьс€ в надзорные органы.

— ѕроблемами защиты прав потребителей занимаетс€ –оспотребнадзор, — рассказывает автоюрист Ћев ¬оропаев. — Ќаказать по самому факту обращени€ они не смогут, но жалоба потребител€ €вл€етс€ основанием дл€ внеплановой проверки, по результатам которой могут возбудить административное дело по статье 14.7  ојѕ –‘ «ќбман потребителей». ¬ любом случае они об€заны дать мотивированный ответ на обращение. ¬ообще внеплановые проверки в –оссии строго регламентированы, но жалоба потребител€ — один из поводов дл€ ее проведени€. ѕравда, в любом случае необходимо за сутки уведомить ј«— о предсто€щей проверке и, возможно, согласовать вопрос с прокуратурой.

—анкции по ч. 1 ст. 14.7  ојѕ не так уж суровы: в худшем случае юрлицам гроз€т штрафы до 50 тыс€ч рублей. ƒл€ крупной ј«—, котора€ реализует 20 тонн топлива в сутки, недолива€ по 5%, сумма штрафа отобьетс€... за сутки.

— €нвар€ этого года в  ојѕ по€вилась нова€ стать€ 14.43.1, котора€ позвол€ет сурово наказать ј«— за продажу некачественного топлива: штрафы составл€ют 1–3% годового оборота от продажи топлива, но не менее 500 тыс€ч рублей. ј вот в отношении недолива столь жестких мер пока не предусмотрено.

–осстандарт, в отличие от –оспотребнадзора, на жалобы граждан реагировать не об€зан, но прин€ть во внимание обратную св€зь может. — начала года –осстандарт проводит регул€рные проверки ј«—, в том числе на недолив. «а шесть мес€цев исследовано 1,4 тыс€чи заправок, и проблемы вы€влены на каждой восьмой. —умма штрафов достигла 28 млн рублей. ѕравда, о контроле недолива чиновники говор€т как о нерешенной проблеме:

— ¬озможность недолива св€зана в первую очередь с установкой вс€кого рода «переключателей» на топливораздаточные колонки, а также с несовершенством законодательства, — объ€сн€ет заместитель руководител€ –осстандарта јлексей  улешов.

Ћев ¬оропаев отмечает и специфику плановых проверок, которые слишком очевидны дл€ владельцев ј«—:

— ѕровер€ть можно не чаще раза в три года, план проверок публикуетс€ на сайте ведомства, а саму ј«— нужно уведомл€ть за три дн€ до проверки.

–осстандарт изучает возможность проведени€ внезапных проверок ј«— на недолив и внесение изменений в методику. Ќапример, предлагаетс€ использовать проточные датчики — это позволит контролировать недоливы на больших объемах топлива.

“щательно задокументированный процесс измерени€ позвол€ет опубликовать данные
“щательно задокументированный процесс измерени€ позвол€ет опубликовать данные

Ќе держите в себе

ƒл€ автомобилистов есть и второй путь: предать полученные данные огласке. ѕравда, сделать это нужно относительно грамотно, например избежать необоснованных обвинений. ¬ идеале на видео должен быть виден весь процесс определени€ недолива, например с помощью мерника. ѕри описании процесса не нужно строить домыслов: комментировать только то, что можно подтвердить с помощью ролика, документов, показаний других людей и так далее. 

ћожет ли ј«— подать встречный иск, например, за подрыв деловой репутации?

— ћожет, но выиграет ли — большой вопрос, — делитс€ опытом Ћев ¬оропаев. — ≈сли человек опубликовал видео, в котором отражено происход€щее, и не вышел за рамки объективных фактов, суд, скорее всего, встанет на его сторону. Ќо все же это видео лучше сначала направить в –оспотребнадзор, чтобы оно стало основанием дл€ проверки.

¬неплановые проверки ј«— проводит «–оспотребнадзор»
¬неплановые проверки ј«— проводит «–оспотребнадзор»

ёрий ѕанченко считает, что боротьс€ с недоливщиками нужно и с помощью «бойкота»:

— ƒопустим, мне не долили 2 литра — грубо 80–90 рублей. “еоретически € могу отсудить эту разницу, но вр€д ли буду. —корее, € перестану ездить на эту заправку и найду ту, что работает без обмана.