¬ июле 2018 года отменен льготный режим ввоза автокомпонентов дл€ российских заводов: за импортные детали предпри€ти€ будут платить в разы большую пошлину. Ёто накладываетс€ на общее подорожание машин, которое активно идет даже летом, хот€ в прошлые годы теплые мес€цы давали рынку передышку.

«а весну и начало лета цены переписали почти все марки
«а весну и начало лета цены переписали почти все марки

ƒорожать лучше хором

ѕереписывание прайсов началось еще в апреле после девальвации рубл€, но темпы не ослабли до сих пор.

ѕо данным аналитического агентства «јвтостат», летом в цене прибавили SKODA Octavia (+20 тыс€ч), основные модели Peugeot и Citroen (+26–40 тыс€ч), рестайлинговый Renault Logan (+10 тыс€ч), Chevrolet Niva (+15–17 тыс€ч), Suzuki (+10–20 тыс€ч), Subaru (+30–100 тыс€ч), Honda CR-V (+30 тыс€ч), ”ј«ы (+10–18 тыс€ч), Volkswagen Amarok (+28–113 тыс€ч), попул€рные модели KIA (+15–30 тыс€ч), Ford Kuga, EcoSport, Focus (+10–20 тыс€ч).

Ќабор моделей абсолютно разношерстный: здесь есть автомобили с высокой локализацией (например, ”ј«), иномарки российской сборки (KIA Rio), импортируемые модели (Suzuki Vitara).

–естайлинг Renault Logan носит косметический характер, но цена базовой версии возросла на 10 тыс€ч
–естайлинг Renault Logan носит косметический характер, но цена базовой версии возросла на 10 тыс€ч

”казанные повышени€ не всегда отражают тенденцию, потому что многие модели дорожали дважды — весной и летом, например Volkswagen Tiguan, SKODA Octavia, р€д моделей KIA, Renault Logan.

Ћихорадочность измерени€ цен можно проиллюстрировать на примере некогда попул€рного Ford Focus: весной минимальна€ комплектаци€ седана с кондиционером (SYNC Edition) стоила от 1,012 млн. —ловно спохватившись, что цена перевалила психологическую отметку в миллион рублей, Ford скорректировал линейку комплектаций, и по€вилась верси€ Trend с неплохим набором оборудовани€ — от 912 тыс€ч рублей (за седан). Ќо уже летом стоимость подн€лась до 922 тыс€ч рублей.

ѕрибавл€ет и премиум-сегмент, причем здесь наценки достигают шестизначных цифр: Mercedes-Benz GLC подорожал на 30–130 тыс€ч, Lexus NX — на 51–74 тыс€чи, больша€ часть моделей BMW — на 40–140 тыс€ч, Jaguar — на 50–91 тыс€чу. ¬есной этого года ценники переписал родственный Land Rover, добавив 31–200 тыс€чу.

÷ена Lada Vesta Sport пока неизвестна, но она имеет шансы стать первой Vesta с ценником за 1 млн рублей
÷ена Lada Vesta Sport пока неизвестна, но она имеет шансы стать первой Vesta с ценником за 1 млн рублей

 то виноват 

— ¬ основном производители продолжают отыгрывают повышение курсов валют в апреле, — считает эксперт агентства «јвтостат» јзат “имерханов.

¬ числе других факторов аналитики называют повышение утилизационного сбора и акцизов, общую инфл€цию, а также «сговорчивость» потребителей: несмотр€ на ощутимое повышение цен, продажи автомобилей достигли локального максимума. ѕравда, не все вер€т в устойчивость тренда. ќдин из представителей автобизнеса на услови€х анонимности сообщил следующее:

— Ќа самом деле, настроение тревожное. ƒа, люди возвращаютс€ в автосалоны, но не потому, что стали богаче. «а предыдущие четыре года накопилс€ отложенный спрос, и у многих просто подошел срок мен€ть автомобиль. ќткладывать же покупку люди не хот€т из-за непрерывного подорожани€ машин, рассужда€ «лучше сегодн€ по три, чем завтра по п€ть». ћы понимаем, что ситуаци€ погранична€: импортеры поднимают цену, стара€сь довести ее до уровн€, который оправдан с точки зрени€ экономики производства. Ќо это чревато тем, что в какой-то момент рынок выдохнетс€, и люди оп€ть предпочтут ждать или покупать подержанные автомобили.

÷ены на автомобили интенсивно растут уже 4 года
÷ены на автомобили интенсивно растут уже 4 года

ѕричин к снижению цен в обозримом будущем эксперты не вид€т, напротив, уже скоро по€в€тс€ новые поводы дл€ накручивани€ прайсов.

— »тогом первой половины 2018 года стал рост на 7,4%, — объ€сн€ет глава агентства «јвтостат» —ергей ÷еликов. — ¬переди изменение ставки Ќƒ—, дальнейшие корректировки утилизационного сбора и многое другое. ¬опросы на эту тему, видимо, чисто риторические: произошло ли «привыкание» к новому уровню цен? Ќастолько сейчас адекватны цены на автомобили в глазах покупателей? » подстегивает ли их гр€дущее повышение, о котором много пишут в интернете?

„то касаетс€ повышени€ Ќƒ— с 18% до 20% с 1 €нвар€ 2019 года, эксперты отмечают негативность данного шага именно дл€ автопрома, где из-за длинных производственных цепочек Ќƒ— платитс€ многократно. ѕравда, большинство аналитиков склон€етс€ к мысли, что увеличение себестоимости примерно на 2% не окажет радикального вли€ни€ на рынок: ежегодное подорожание может перекрыть эту величину.

ѕошлины растут ради ¬“ќ

1 июл€ в –оссии завершилс€ режим льготного ввоза автокомпонентов, который действовал дл€ компаний, подписавших с правительством соглашение о промсборке. ќсобенным сюрпризом этот шаг не стал: –осси€ просто выполнила об€зательства, вз€тые в 2012 году при вступлении страны во ¬семирную торговую организацию.

Ћьготна€ ставка в 0–5% на ввоз автокомпонентов заменена полноценной — 5–15%. Ёто все равно дешевле, чем пошлина при ввозе готовой иномарки (30–40%).

¬возимые компоненты будут облагатьс€ теперь полной пошлиной
¬возимые компоненты будут облагатьс€ теперь полной пошлиной

ѕовышение актуально дл€ компаний, работающих в режиме промсборки, который подразумевает степень локализации до 60%: в последние годы многие автозаводы (Ford, Volkswagen, Renault) перешли на штамповку кузовов из российских сталей и выпуск двигателей на территории страны, что снизило зависимость от импорта. ѕоэтому увеличение пошлин скажетс€ на цене лишь отдельных элементов машины, среди которых тем не менее есть дорогосто€щие, например электроника.

Ѕольша€ часть значимых дл€ –оссии марок имеет модели с глубокой локализацией
Ѕольша€ часть значимых дл€ –оссии марок имеет модели с глубокой локализацией

Ќо резкого скачка цен игроки рынка не ожидают: правительство разработало план помес€чной компенсации расходов на пошлины дл€ производителей, которые работают в режиме промсборки.  ак и в случае с утилизационным сбором, отсроченный характер компенсации и особенности самого механизма выплат могут подтолкнуть некоторые компании к повышению цен в длительной перспективе.

Ќесмотр€ на сложности, автопроизводители охотно везут в –оссию новинки, в числе которых — новый Touareg, Toyota CH-R, BMW X5. Ќесмотр€ на ощутимый рост цен, по итогам полугоди€ авторынок –оссии показал рост на 18%. ¬олна подорожани€ автомобилей началась весной 2018 года после роста курсов валют.