21 октября понедельник
СЕЙЧАС -5°С

Как мы открыли машину с помощью смартфона: каршеринг в челябинских реалиях

Сорок автомобилей уже работают в городе, еще десять на подходе

Поделиться

В Челябинске полгода назад заработал первый сервис каршеринга — краткосрочной аренды автомобилей. Сайт 74.ru отправился испытать новую услугу, и в момент, когда по клику смартфона замки шерингового Lifan X50 щелкнули и открылись, возникло ощущение чуда — да неужели? Впрочем, и без казусов не обошлось. Если вы всё ещё не рискнули протестировать каршеринг, то эта статья для вас.

Прямая трансляция сайта 74.ru о первом опыте использования каршеринга

Каршериг — это нечто среднее между сервисом такси и полноценной арендой автомобиля: чтобы взять его в прокат, достаточно иметь смартфон с установленным приложением и одобренной единожды заявкой. Мы уже рассказывали о технологии каршеринга и стоимости услуг.

Первым мы взяли вот этот Lifan X50 на парковке около отеля «ПаркСити»

Первым мы взяли вот этот Lifan X50 на парковке около отеля «ПаркСити»

Перед тестом компания-оператор Uramobil предложила подогнать шеринговую машину поближе к нашему офису на Российской, но я попросил не делать ничего специально, чтобы эксперимент был чистым. И когда дошло до дела, я выбрал ближайшую ко мне машину на Советской, 24, чтобы обнаружить у нее лишь 5% топлива в баке.

Выбор машин есть, но ближайшие к офису оказались почти без топлива

Выбор машин есть, но ближайшие к офису оказались почти без топлива

При каршеринге топливо входит в стоимость услуги, но если его мало, придется ехать на АЗС. Оператор потом компенсирует расходы на заправку 20 литров и пришлет 100 бонусов награды, но мне не хотелось тратить свои 900 рублей вот так сразу. Поэтому я нашел другой автомобиль на улице Сони Кривой, 43а, но у него было 4% топлива. И третья машина тоже стояла почти пустой: по странной причине вокруг нашего офиса сконцентрировались сплошь «сухие» Lifan.

Автомобиль с половиной бака стоял на Энгельса, 95, но коль скоро добираться туда все равно удобнее на своей машине, я выбрал автомобиль, запаркованный на Лесопарковой, 6а, около нашего прежнего офиса. В Челябинске пока работает 40 автомобилей, поэтому географическая доступность остается одним из главных препятствий. Но это — на первых порах: если дело пойдет, парк машин будет расти довольно быстро.

Приложение позволяет забронировать автомобиль: после этого у вас 20 минут, чтобы добраться до места, но если не уложились — не страшно. Можно продлить бронь по тарифу 2,5 рубля за минуту.

Перед использование автомобиль нужно осмотреть на наличие явных повреждений и сфотографировать

Перед использование автомобиль нужно осмотреть на наличие явных повреждений и сфотографировать

Оранжево-серый Lifan X50 мы нашли на большой парковке около отеля «ПаркСити», осмотрели его, не обнаружили ничего критичного и нажали ту самую заветную кнопку «Арендовать», которая открыла замки.

Интерьер Lifan X50 неплохо выглядит, не пахнет клеем, эргономика — на четыре с минусом

Интерьер Lifan X50 неплохо выглядит, не пахнет клеем, эргономика — на четыре с минусом

Пока автомобили совершенно новые, состояние у них идеальное. Со временем, понятно, появятся дефекты. В компании Uramobil меня заверили, что обращать внимание на сколы, следы от чужих дверей и прочую мелочевку не нужно: главное, убедиться в отсутствии серьезных проблем, вроде стесанных бамперов или, допустим, выбитого стекла. Если дефект застарелый, компания или устраняет его, или помечает стикером. Если же вы нашли что-то новое — нужно сфотографировать и послать снимок оператору, сняв с себя ответственность.

Все автомобили с автоматической трансмиссией, кондиционером, магнитолой и шнуром для смартфона

Все автомобили с автоматической трансмиссией, кондиционером, магнитолой и шнуром для смартфона

Внутри автомобиля мы обнаружили полис ОСАГО, свидетельство о регистрации и знак аварийной остановки. Но запаски, огнетушителя, аптечки не было, видимо, во избежании соблазна. А вообще каршеринг — это проверка Челябинска на вшивость.

Багажник не очень большой, но для городских поездок достаточный

Багажник не очень большой, но для городских поездок достаточный

Что касается проколотых колес и прочих неприятностей, то при любых проблемах нужно связаться с оператором и следовать инструкциям. Как я понимаю, в большинстве случаев вам скажут или оставить автомобиль, или подгонят другой. В случае ДТП алгоритм действий обычный: аварийка, знак, звонок в ГИБДД, звонок в компанию, оформление…

Кстати, сервисы каршеринга обычно предлагают тарифы со страховкой «по кругу»: в нашем случае вместо «Стандарт» (7 рублей за минуту) можно выбрать «Стандарт+» (8 рублей за минуту) с включенным каско. 

По опыту других городов, штат шеринговых машин будет быстро расти

По опыту других городов, штат шеринговых машин будет быстро расти

Ключ с вынутым из него чипом был уже в машине — мы завелись да поехали. Я не тестировал Lifan X50 раньше, но, по беглым впечатлениям, для каршеринга автомобиль вполне подходит. Пусть у него не идеальная эргономика (руль хочется поднять повыше), маломощный мотор (103 л. с.) и не всегда понятная работа усилителя руля, зато есть автоматическая трансмиссия, кондиционер, парктроник, магнитола. По размеру Lifan X50 близок к универсалу Lada Kalina, и его салон вполне подходит для городских поездок вчетвером. Что касается дальних путешествий, то компания предлагает поездки в Екатеринбург за 2500 рублей, например в аэропорт Кольцово.

Оплата начинается с момента, когда вы нажали кнопку «Арендовать», и пока я разглагольствовал на камеру, накапало рублей сорок. Зимой клиент будет оплачивать время, которое нужно для очистки машины от снега и прогрев.

Я не оплачивал каршеринг — оператор прислал нам 300 бонусов для теста. Но если бы деньги были мои, наверное, возросла бы нервозность из-за любых заминок в дороге, будь то пробка или просто медленный водитель впереди. Вообще для использования каршеринга нужна известная дисциплина: если нервничать из-за каждой минуты опоздания, гонять и нарушать, рано или поздно расплатишься штрафами (а они за счет виновника) или аварией.

Оператор Вадим Архипов перекладывает вещи во вторую машину: у нее стальные колеса без колпаков

Оператор Вадим Архипов перекладывает вещи во вторую машину: у нее стальные колеса без колпаков

Для интереса от Лесопарковой мы доехали до улицы Энтузиастов и пересели в другую шеринговую машину, чтобы вернуться обратно. За счет светло-оранжевой раскраски их видно издалека, а при желании можно попросить машину поморгать аварийкой. Но основной ориентир, конечно, карта — точность позиционирования не стопроцентная, но вполне достаточная.

Кстати, пока вы не заглушили мотор или не нажали кнопку разблокировки, открыть двери изнутри невозможно. В критической ситуации это может быть опасно: растерявшийся водитель не сразу сообразит, почему двери не поддаются.

Каршеринговые машины часто паркуют впритирку

Каршеринговые машины часто паркуют впритирку

Тариф «Стандартный» позволяет ездить по всему Челябинску, но оставить шеринговую машину можно не везде. Во-первых, стоянка не должна противоречить ПДД, во-вторых, в зоне покрытия сотовой связи, в-третьих, запрещается ставить на закрытых территориях (за воротами и шлагбаумами, доступ к которым есть только у вас). Впрочем, всё это понятно. Важнее четвертое ограничение: чтобы машины не растащили по всему мегаполису, оператор выбрал так называемые зоны завершения аренды, обозначенные на карте фиолетовым цветом — оставлять машину можно только в этих пределах. Они охватывают практически весь центр города: проспект Ленина, ЮУрГУ, улица Труда, Воровского и так далее. Но в других районах есть лишь «анклавы» с конкретными местами для парковки.

Нам требовалось попасть в фиолетовый прямоугольник на улице Лесопарковой (показан стрелкой)

Нам требовалось попасть в фиолетовый прямоугольник на улице Лесопарковой (показан стрелкой)

Например, на улице Лесопарковой фиолетовым была обозначена парковка около гостиницы «ПаркСити», куда я и вернулся на втором «Лифане», оставив его в трех метрах от места парковки первого «Лифана», который брал за полчаса до этого. И вот чудо — программа не дала завершить аренду, утверждая, что нахожусь вне разрешенной зоны. Маркер на экране действительно отстоял от фиолетового прямоугольника. Я переставил в другое место, и сделать это на забитой парковке было не так-то просто. И снова тот же результат. Тогда я перегнал машину уже ближе к зданию гостиницы, и уже тогда всё получилось. Как я понимаю, оператору нужно чуть расширить зоны-анклавы, чтобы клиенты могли использовать такие парковки целиком. На троекратное маневрирование я потратил лишние пять минут, то есть рублей 35.

Оставить машину на подземном паркинге получится, только если есть сотовая связь

Оставить машину на подземном паркинге получится, только если есть сотовая связь

Перед завершением аренды программа предлагает сфотографировать автомобиль. Сделать это желательно два раза: спереди и сзади. Проводить детальную съемку не требуется, главное, на фотографии должно быть видно общее состояние машины и место парковки, чтобы избежать споров в случае штрафа или эвакуации.

Попутно приложение советует убедиться, что стекла закрыты, ручник затянут, селектор в положении P, а фары выключены. От себя добавлю — не забывайте в прокатных машинах вещи. С тестовыми автомобилями у нас случилось похоронить в бардачке шапку или забыть наушники в подлокотнике.

После окончания поездки автомобиль нужно сфотографировать в двух ракурсах

После окончания поездки автомобиль нужно сфотографировать в двух ракурсах

Если вы хотите отлучиться на 5–10 минут, например в магазин, автомобиль можно поставить на паузу — стоит это 2,5 рубля в минуту.

Делать калькуляцию наших расходов я не буду: мы потратили чуть более 300 рублей за две поездки, но большую часть этого времени заняли съемки. Фиксированный тариф 7 рублей за минуту позволяет вам прикинуть расходы на свой маршрут: в день без пробок они примерно сопоставимы со стоимостью такси, но заторы могут увеличить их непредсказуемо. Помимо «минутных» тарифов, есть также дневной (2000 рублей в сутки) и междугородний (2500 рублей) — последний дает 300 минут и 300 километров пробега.

Плюсы и минусы каршеринга

Приложение удобное, технология интуитивно понятная, машины вполне приличные, цена кажется адекватной. Но доступность машин пока далека от идеала, а зоны завершения парковки ограничены, что делает каршеринг чем-то похожим на общественный транспорт: доехать прямо до дома можно далеко не везде. Плюс элемент нервозности из-за состояния машины.

Впрочем, основные минусы связаны, скорее, с молодостью технологии: по расчетам экспертов, для полноценного каршеринга в городе-миллионнике нужно 1000 машин. И когда дойдет до таких значений, проблема доступности решится сама собой.

Мы уже писали об основных принципах каршеринга в Челябинске и сравнивали с Екатеринбургом. Другой интересной технологией будущего является такси с автопилотом. А  очистить город от нынешних водителей-нарушителей позволит наш проект «Лови маршрутку»

Планируете ли вы пользоваться каршерингом в Челябинске?

    оцените материал

      Поделиться

      Поделиться

      Увидели опечатку?
      Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
      вводитель
      20 июл 2018 в 08:09

      По-моему проще и быстрее на троллейбусе проехать, чем с такими заморочками.

      автор
      20 июл 2018 в 08:03

      Не понимаю, как они собираются "вывозить" конкуренцию с такси. Такси дешевле, быстрее, удобнее (подгоняют теплую машину прям к подъезду и не надо идти искать) и никакой ответственности.

      Гость
      20 июл 2018 в 09:49

      Попробовал зарегистрироваться - требуют фото паспорта, ВУ и селфи с паспортом! С ума посходили чтоли? Сегодня у вас зарегистрируюсь, а завтра на мне три ипотеки будет висеть?