ѕервые ѕравила дорожного движени€ в „ел€бинске по объЄму сравнимы с небольшой статьЄй — всего 2400 символов, которые умещаютс€ на лист ј4. ƒл€ сравнени€: современные — это уже цела€ книга на 200 тыс€ч букв. » сегодн€, в ƒень ѕƒƒ, мы решили сравнить две редакции правил и узнать, как нужно было водить 100 лет назад.

„итать газету 1913 года непросто — помимо странной лексики встречаетс€ масса незнакомых букв
„итать газету 1913 года непросто — помимо странной лексики встречаетс€ масса незнакомых букв

ѕƒƒ местного разлива

ѕервые дорожные правила „ел€бинска опубликовала газета «√олос ѕриураль€» летом 1913 года. ќфициально документ называлс€ «ќ пор€дке езды на велосипедах и автомобил€х» и почти повтор€л ѕƒƒ дл€ ќренбургской губернии.

“екст шЄл в череде других заметок о распродаже билетов на пьесу « азнь» в четырЄх действи€х, о приговоре экипажу финл€ндского парусника за ист€зание матросов-негров (20 мес€цев арестантских отделений) и запуске сферического аэростата в ѕетербурге, который подн€лс€ на высоту 2000 метров.

—редство пополнени€ бюджета

¬одители должны были иметь «билет на право управлени€» и «нумерной знак» — касалось это автомобилистов, гужевых извозчиков и даже велосипедистов. Ќа автомобил€х и велосипедах знак крепилс€ на заднюю сторону сидень€. ѕосле экзамена «выдержавшему испытание выдавалось о том свидетельство».

» «госномера», и права нужно было обновл€ть каждый год 1 ма€. ѕричина такой частоты знакома современным автомобилистам — насыщение бюджета.

— ѕоскольку выдача подобных документов находилась в ведении городской управы, скорее всего, таким образом пополн€ли казну, — рассказывает заместитель директора областного архива Ќиколай јнтипин. — ≈сли автомобилей в то врем€ числилось единицы, то извозчиков — пор€дка 800, поэтому доход от ежегодных осмотров был неплохим. —уществовали и нелегальные извозчики, которые возили пассажиров, не име€ документов. «а соблюдением правил следила полици€, котора€ могла арестовать нарушител€, конфисковать транспортное средство и наложить штраф.

јвтомобили были редкостью, но они были
јвтомобили были редкостью, но они были

ѕроблеме лихачей — сто лет в обед

ѕо€вление правил неслучайно. —уд€ по газетным заметкам, жалобы на транспортников в то врем€ были весьма распространены. ÷итируем: «Ќесмотр€ на неоднократные заметки в печати, легковые извозчики в тЄмные ночи до сих пор продолжают ездить, не зажига€ фонарей у экипажей, вследствие чего безнаказанно калечат пешеходов». ј вот другое сообщение: «Ѕлиз городского общественного сада, на шоссе, была сшиблена женщина. ¬елосипедист, подн€в своего стального кон€, быстро скрылс€...»

¬ общем, нелегальные «маршрутчики» и лихие велосипедисты доставали обывателей ещЄ век назад.

ѕервые автомобили в „ел€бинске

— ѕервые две машины привезли в „ел€бинск в 1909 году: их приобрели банкир јгла€ ћарданова и инженер  онстантин —амборский дл€ использовани€ в качестве такси: перва€ планировала наладить св€зь между городом и железнодорожным вокзалом, второй хотел организовать перевозки из „ел€бинска в “роицк, — рассказывает Ќиколай јнтипин. — ќба плана не реализовались. Ќо в 1911 году в „ел€бинске по€вилось уральское автомобильное товарищество, которое объединило водителей — значит, они уже по€вились.

ƒилижансы были неспешными, но защищали от непогоды
ƒилижансы были неспешными, но защищали от непогоды

¬прочем, частные машины в те годы были огромной редкостью. Ѕольша€ часть чел€бинского транспорта имела коммерческое назначение: конные дилижансы замен€ли современные автобусы (цена проезда — 5 копеек), а извозчики работали таксистами (35 копеек). ¬ 1911 году по€вилс€ первый автобус с мотором (10–15 копеек) и прокат автомобилей (3–4 рубл€ в час), но обе технологии оказались чересчур передовыми: полноценное автомобильное движение по€витс€ уже после ѕервой мировой войны.

Ћошадей не огибать

Ќа момент разработки постановлени€ «ќ пор€дке езды...» головной болью были всЄ-таки велосипедисты. »м воспрещалось ездить в скверах, садах, по тротуарам, бульварам и пешеходным дорожкам, а главное — нельз€ было пугать лошадей (а ведь так хотелось). Ќа случай беспокойства лошадей велосипедист об€зан был умерить ход или сойти с велосипеда и даже закрыть его собой. ќпережать повозки разрешалось справа, а обгон слева допускалс€ лишь при остановке лошади у тротуара. ѕарам велосипедистов запрещалось огибать лошадей с двух сторон.

ѕравил обгона дл€ автомобилей не существовало вообще. ¬идимо, авторы первых ѕƒƒ еще не верили в способность машины обогнать лошадь.

ѕравый руль считалс€ в те годы более удобным
ѕравый руль считалс€ в те годы более удобным

ќткуда вз€лс€ правый руль

»нтересно, что правила 1913 года устанавливали правостороннее движение. ¬ыпуск в –иге праворуких «–уссо-Ѕалтов» наводил на мысль о левостороннем движении в –оссийской »мперии, но это ошибочное мнение. ѕросто в то врем€ считалось, что правый руль удобнее, потому что водитель может выйти сразу на тротуар.

—корость до 20 км/час

Ѕыстра€ езда вообще воспрещаетс€, писали авторы правил. ≈хать следует не быстрее обыкновенной лошадиной рыси и держась за руль; огибать углы или пересекать улицы следует по возможности тихим ходом.

ƒл€ справки, лошадина€ рысь — это скорость примерно до 20 км/час. “акие ограничени€ действуют сейчас во дворах. ¬прочем, дл€ велосипеда скорость 20 км/час считаетс€ вполне приличной и сейчас, но дл€ автомобилей такие ограничени€ были откровенной дискриминацией. “ак, рубеж в 100 км/час они преодолели еще в конце XIX века, а в дес€тых годах прошлого века даже массовые модели вроде Ford T разгон€лись до 60–70 км/час.

Ќе лихачь и уступай крестному ходу

Ќедавно в ѕƒƒ по€вилс€ запрет на опасное вождение. Ѕыл он и в правилах 1913 года, правда, с витиеватой формулировкой: вс€кого рода фигурна€ езда, сост€зани€, злоупотребление звонками, гудком и прочее воспрещаетс€. ƒругими словами, циркачам место в цирке.

Ќо были и совсем уж зловещие пункты, например, при встрече с крестным ходом, большими похоронами, процесси€ми или вообще значительным числом пешеходов либо экипажей велосипедисты об€заны сойти с велосипеда и провести его в руках или же уйти в боковую улицу.

ѕервые в мире ѕƒƒ

ј почему ƒень ѕƒƒ отмечаетс€ 14 августа? ѕотому что в этот день в 1893 году во ‘ранции был опубликован первый текст правил, и он тоже был дл€ внутреннего, французского, пользовани€. ¬опрос о создании единых дл€ ≈вропы ѕƒƒ был подн€т только в 1909 году, а конвенцию о формате дорожных знаков прин€ли в ∆еневе лишь в 1931 году.   ней, кстати, присоединилс€ и —оветский —оюз. ¬ этом же году в —оюзе был подписан циркул€р «ќ пор€дке организации надзора за выполнением правил уличного движени€», а через п€ть лет создана √осавтоинспекци€. Ќо единые дл€ страны ѕƒƒ по€вились лишь в 1940 году, да и то не враз: их эволюци€ до современных стандартов зан€ла дес€тилети€.

¬ыстраданный текст

ћногие привыкли ругать ѕƒƒ за нелогичность и антинародность, и бытует даже мнение, что ездить по правилам невозможно. Ќо ѕравила дорожного движени€ — это один из самых выстраданных текстов, который вобрал в себ€ опыт поколений. ¬ основе своей современные ѕƒƒ представл€ют стройную систему, котора€ пусть не исключает рисков, но снижает их во много раз. ј без них — полный хаос.

«нание правил — это ещЄ и хороший способ сэкономить, например, вот список из дес€ти нарушений, за которые эвакуируют на штрафсто€нку. ‘иксировать нарушени€ правил скоро смогут даже пешеходы. ѕравила эволюционируют и сейчас, например, недавно в них добавили разметку-вафлю.