«имой увеличиваетс€ риск «электрических» пожаров из-за более активного пользовани€ автозапуском и другим электрооборудованием
«имой увеличиваетс€ риск «электрических» пожаров из-за более активного пользовани€ автозапуском и другим электрооборудованием

— начала года в „ел€бинске сгорело 255 автомобилей, то есть пожары регистрируют почти ежедневно, а с наступлением холодов статистика ухудшаетс€. јвтомобильные возгорани€ составл€ют почти 10% от общего числа пожаров, и это — не счита€ случаев, когда обошлось без вызова пожарных. ѕочему полыхают чел€бинские автомобили и как этого избежать?

√ород поджигателей

ƒол€ умышленных поджогов в –оссии — около 20%, но „ел€бинск светит на этом фоне очень €рко: по данным местного отделени€ государственного пожарного надзора, из 255 возгораний на поджоги приходитс€ 125 случаев — почти половина. » количество растЄт: например, в 2014 году число автоподжогов не достигало и сотни, в 2015 году превысило 150, а по итогам этого года может приблизитьс€ к 170.

јвтомобиль с характерными следами поджога
јвтомобиль с характерными следами поджога

ќсновных мотивов у поджигателей три: месть, хулиганство или «нагл€дна€ агитаци€» ставить автомобили на платные сто€нки.

«а поджог автомобил€ грозит часть 2 статьи 167 ”  –‘, котора€ предполагает наказание в виде принудительных работ или лишени€ свободы на срок до п€ти лет.

Ўтатные огнетушители эффективнее бутылки воды, но следите за сроком годности
Ўтатные огнетушители эффективнее бутылки воды, но следите за сроком годности

—горели по глупости

÷елый класс пожаров не св€зан ни с поломкой, ни с поджогом — от раскаленных частей автомобил€ легко воспламен€етс€ всЄ, что горит. Ќапример, утеплители капота, которые в народе называют оде€лами. —поры об их эффективности не утихают: утренним запускам они помогают едва ли. Ќо если уж решились на такую покупку, убедитесь в негорючести материала.

≈сть прецеденты, когда под днищем от контакта с выпускным трактом или нейтрализатором автомобил€ вспыхивает налипша€ трава. «абытые под капотом промасленные перчатки, бумага или пакеты — из той же оперы.

¬ автомобиле горит не только бензин, но и множество жидкостей, пластиков, тканей, поэтому выгорает он до металла
¬ автомобиле горит не только бензин, но и множество жидкостей, пластиков, тканей, поэтому выгорает он до металла

ѕорохова€ бочка на колесах

Ќеверно думать, что гор€т лишь старые автомобили. ƒл€ них риски выше, но в остальном не застрахован никто: например, пластиков разной степени горючести в современном автомобиле — около 300 килограммов.

ѕожароопасными €вл€ютс€ почти все технические жидкости. Ќапример, этиленгликоль — попул€рный компонент охлаждающих жидкостей — очень горюч: температура вспышки от стороннего источника (искры) составл€ет всего 120 градусов, самовоспламенени€ — 380 градусов. ј отдельные части выпускного коллектора раскал€ютс€ до 500–600 градусов.

ѕоэтому очень важно следить за герметичностью всех систем: масл€ной, тормозной, охлаждающей, усилител€ рул€, и, самое главное, системы топливоподачи. Ћюбые подтеки, а тем более капли, трещины на шлангах и ослабление хомутов требуют немедленного внимани€. 

“ушить автомобили пожарные учатс€ специально
“ушить автомобили пожарные учатс€ специально

— пожаром накоротке

ƒл€ защиты от коротких замыканий у автомобил€ есть блок предохранителей, которые перегорают, если ток превышает пороговую величину. ѕредохранители бывают разными: дл€ одних систем достаточно 5ј, дл€ других — 10 или 15, дл€ третьих — 30ј. ѕусковой ток автомобил€ достигает сотен ампер, но кратковременно.

«амена предохранител€ на более «мощный», а тем более на проводник €вл€етс€ очевидным риском.

¬озгорани€ на ходу чаще всего св€заны с коротким замыканием или утечками жидкостей
¬озгорани€ на ходу чаще всего св€заны с коротким замыканием или утечками жидкостей

„то происходит при коротком замыкании? ƒаже сравнительно небольшой ток в 160ј за 10 секунд разогревает медный провод до 500 градусов, а в случае с автомобил€ми токи могут быть гораздо выше. Ќо ещЄ раньше оплавл€етс€ проводка и образуетс€ характерный шарообразный наплыв, который при расследовании пожаров ищут эксперты. Ўутить с предохранител€ми не стоит.  ак не стоит шутить с электрикой вообще: одной из причин пожара специалисты называют некачественную установку сигнализаций и другого электрооборудовани€. —истемы с автозапуском сами по себе неопасны, но в случае проблем не оставл€ют владельцу шанса воврем€ отреагировать на предвестники пожара: запах и дым.

∆енщина напрасно села в машину: суд€ по всему, в этот момент и накопилс€ статический зар€д. ¬идео panzerfaust10/Youtube.com

 ак не сгореть на ј«—

«амечали, как порой искрит синтетическа€ одежда? “акой искры достаточно, чтобы поджечь пары топлива при заправке.

ќткрытое плам€ на ј«— — это гарантированный пожар. ¬идео јварии –оссии/Youtube.com

≈сть, конечно, и совсем уж клинические случаи, когда водители подсвечивают горловину бака зажигалкой... Ќо их мы не обсуждаем.

–еально ли потушить автомобиль?

¬сЄ решает врем€: после по€влени€ первых €зыков пламени до точки невозврата остаетс€ лишь пара минут. ј вообще автомобиль выгорает за п€ть-семь минут, хот€ активное тушение может затормозить процесс.

Ѕлагодар€ относительно быстрым и слаженным усили€м очевидцев этот Matiz удалось потушить за 15 минут. ¬идео ќлег √оршков/Youtube.com

ћы тестировали штатные огнетушители: они не бесполезны, но врем€ активной работы составл€ет несколько секунд — одна-две попытки. —бить плам€ с небольшой лужи бензина им по силам, но если под капотом разгорелось основательно, нужно как минимум несколько порошковых огнетушителей. ј ещЄ наш тест показал, что через год 500-рублевый огнетушитель становитс€ абсолютно бесполезным.

ѕотушить разгоревшийс€ автомобиль под силу пожарным, да и то не всегда
ѕотушить разгоревшийс€ автомобиль под силу пожарным, да и то не всегда

„то делать при возгорании автомобил€

  1. ќстанавливаемс€, выключаем зажигание, дергаем рычаг капота.
  2. ¬ысаживаем пассажиров, отгон€ем на безопасное рассто€ние.
  3. ѕросим их или очевидцев вызвать пожарную службу по номерам 112 или 101.
  4. Ќе допускаем притока воздуха в зону горени€. ≈сли возгорание под капотом, не открываем его полностью — иногда достаточно щели, чтобы прошла стру€ огнетушител€. ≈сли горит в салоне, не держим двери открытыми до момента, пока не подготовим огнетушитель. Ѕывает, что пожар «задыхаетс€» в замкнутом пространстве.
  5. ѕо возможности обесточиваем автомобиль, скидыва€ клемму аккумул€тора (с учетом предыдущего пункта).
  6. “резво оцениваем возможность потушить пожар за 10–20 секунд работы огнетушител€. ≈сли плам€ слишком сильное, принимаем меры дл€ эвакуации людей и других машин.
  7. ≈сли возгорание локально, примен€ем огнетушитель. “ушим снизу вверх: например, если горит лужа топлива на земле, сначала гасим ее.
  8. ќстаточное плам€, которое грозит разгоретьс€ снова, можно «придушить», накинув сверху негорючую ткань или залив водой.
  9. Ќе спешим радоватьс€: если видимого пламени уже нет, убедитесь, что не осталось тлеющего очага, например, из-за короткого замыкани€ (если автомобиль так и не обесточен).
  10. ƒаже если пожар удалось погасить, дожидаемс€ пожарных, в том числе дл€ правильного оформлени€ инцидента — документы понадоб€тс€ при обращении в страховую и последующих разбирательствах.