ƒо верхушки его колеса не дот€нешьс€ даже выт€нутой рукой
ƒо верхушки его колеса не дот€нешьс€ даже выт€нутой рукой

¬ нашем интересе к такой технике есть что-то фрейдистское, потому что всЄ в ней подчинено культу размера. ¬ысота — с трЄхэтажный дом, масса — тоже, расход топлива — как у мини-“Ё÷. ¬ некотором смысле карьерный самосвал и €вл€етс€ мини-“Ё÷, ведь колЄса привод€тс€ в движение электромоторами. » с высоты его чердака-кабины можно упиватьс€ своими комплексами и считать весь мир вокруг слегка недоразвитым.

¬идео и монтаж ¬адима јрхипова
¬ысота в холке — около 10 метров. — «шапкой» сыпучего груза она возрастает до 13 метров
¬ысота в холке — около 10 метров. — «шапкой» сыпучего груза она возрастает до 13 метров

¬прочем, когда наш Komatsu 730E спускаетс€ по улитке карьера, особенно остро понимаешь теорию относительности.  ажетс€, будто он не просто едет, а попутно уменьшаетс€ в размерах, и уже возле экскаватора становитс€ чем-то вроде детского самосвала. Ќормальные же машины вокруг него выгл€д€т модел€ми самих себ€ в масштабе 1:43.

¬ отсутствие других ориентиров он перестает казатьс€ громоздким 
¬ отсутствие других ориентиров он перестает казатьс€ громоздким 
ј издалека выгл€дит малолитражкой
ј издалека выгл€дит малолитражкой
ќбычные грузовики и вовсе станов€тс€ игрушками, которые разбросал ребЄнок
ќбычные грузовики и вовсе станов€тс€ игрушками, которые разбросал ребЄнок

ѕолна€ масса в 328 тонн означает, что гружЄный самосвал весит с дюжину танков “-34 или целый автопарк «газелей». » тем удивительнее, что он не кажетс€ медлительным. ѕиковое усилие на колЄсах в момент трогань€ составл€ет около 90 тонн, а 2000 л. с. обеспечивают ему максимальную скорость на уровне 50–60 км/час, хот€ в карьере она ограничена 37 км/час.

ћощность электромотора в задней оси составл€ет 2000 л. с. в режиме разгона и свыше 3000 л. с. в режиме торможени€
ћощность электромотора в задней оси составл€ет 2000 л. с. в режиме разгона и свыше 3000 л. с. в режиме торможени€

≈сли перевести энергию гружЄного самосвала в тротиловый эквивалент, его разрушительна€ сила равна четырЄм килограммам тринитротолуола. “о есть он без труда сметЄт небольшой дом. ѕоэтому и расход топлива за 12-часовую смену составл€ет около полутора тонн: каждую минуту в трубу вылетает 2,5 литра горючки.

–азмер автомобил€ особенно заметен сверху 
–азмер автомобил€ особенно заметен сверху 
Ћесенка дл€ быстрого спуска
Ћесенка дл€ быстрого спуска
¬ысота — 4 метра
¬ысота — 4 метра
¬одители предпочитают обычную лестницу
¬одители предпочитают обычную лестницу

Ёти Komatsu 730E обслуживают медно-порфировое месторождение, где содержание меди в руде составл€ет всего 0,4%. Ёто значит, что когда наш крепыш тащит на спине 180 тонн руды, чистой меди в ней — не более 750 килограммов. Ќеудивительно, что она така€ дорога€. —обственно, дл€ того и происходит еЄ обогащение, чтобы повысить концентрацию металла хот€ бы до 20–22% перед отправкой на медеплавильный завод.

Ёкскаватор не кажетс€ огромным, но его ковш наполн€ет кузов автомобил€ за 3-4 гребка
Ёкскаватор не кажетс€ огромным, но его ковш наполн€ет кузов автомобил€ за 3-4 гребка
√ружЄный самосвал уезжает, следующий заходит на погрузку
√ружЄный самосвал уезжает, следующий заходит на погрузку
¬ ковше можно заниматьс€ дайвингом
¬ ковше можно заниматьс€ дайвингом
ѕериодически порода обрушиваетс€
ѕериодически порода обрушиваетс€
¬одители ждут очереди
¬одители ждут очереди
—амосвалы пыл€т, поэтому дороги орошают водой круглый год
—амосвалы пыл€т, поэтому дороги орошают водой круглый год

∆изнь карьерного самосвала однообразна, как мои будни. ќн циркулирует по маршруту от экскаватора до дробилки и обратно, и так — 12 часов кр€ду. ѕосле этого мен€ютс€ водители, но самосвал остаЄтс€ и работает следующие 12 часов. ј потом снова и снова, и конца-кра€ не видно. “очнее, виден лишь край карьера, который планируют углубить со 180 метров до полукилометра. 

ѕочти физически ощущаешь облегчение, когда кузов поднимаетс€ вверх мощными гидроцилиндрами
ѕочти физически ощущаешь облегчение, когда кузов поднимаетс€ вверх мощными гидроцилиндрами
ћомент высшего наслаждени€
ћомент высшего наслаждени€
«амереть на секунду, чтобы запомнить мгновение
«амереть на секунду, чтобы запомнить мгновение

Ќо есть в судьбе самосвала и высокие моменты.  огда с его спины съезжает 180 тонн, €, сто€ р€дом, испытываю что-то вроде катарсиса. ’орошо ведь, если жизнь даЄт возможность сбросить пустую породу и двигатьс€ дальше.

ѕриборов и органов управлени€ не больше, чем в обычном грузовике
ѕриборов и органов управлени€ не больше, чем в обычном грузовике
»конки и панель с индикаторами
»конки и панель с индикаторами

—амый, конечно, интригующий вопрос — сложно ли им управл€ть? „естно скажу, не пробовал — на такую технику нужны специальные права, а меры безопасности в карьере настолько суровые, что даже в туалет идЄшь в каске.

—лева обзор закрывает стойка толщиной с берЄзу, а сто€щий близко к капоту грузовик вообще исчезает из пол€ зрени€
—лева обзор закрывает стойка толщиной с берЄзу, а сто€щий близко к капоту грузовик вообще исчезает из пол€ зрени€

∆елание порулить выветриваетс€, когда садишьс€ на место водител€. Ќет, само по себе оно не пугает ничем, а посадка чем-то напоминает трактор «Ѕеларусь». ѕугает вот что: ты видишь горизонт, но не видишь, что хрустит у теб€ под колесом: остроугольна€ порода или, допустим, «газель» сопровождени€.

«еркала заднего вида направлены в том числе на заднее колесо
«еркала заднего вида направлены в том числе на заднее колесо
ј это зеркало позвол€ет видеть пр€мо перед машиной
ј это зеркало позвол€ет видеть пр€мо перед машиной
Ќужна привычка, чтобы ориентироватьс€ по зеркалам в шести метрах от теб€
Ќужна привычка, чтобы ориентироватьс€ по зеркалам в шести метрах от теб€

¬роде бы такой машине положены камеры, но они €вл€ютс€ опцией, а наши « омацу» имеют лишь хитрую систему зеркал, которые позвол€ют более-менее видеть, кто стоит на пути. ¬ любом случае, после посещени€ кабины мне резко расхотелось подходить к самосвалам, у которых работает двигатель.

„Єрный рычаг — включение реверса, а худосочный рычажок у бедра водител€ поднимает кузов. ќжидаешь чего-то более внушительного
„Єрный рычаг — включение реверса, а худосочный рычажок у бедра водител€ поднимает кузов. ќжидаешь чего-то более внушительного

–улевое управление с гидравлическим приводом делает саму «баранку» достаточно лЄгкой, да и в остальном управление незатейливо, как у детского электрокара. ≈сть рычаг включени€ заднего хода, педаль газа и две педали тормоза: механического и электрического. ѕоследний, кстати, развивает мощность свыше 3000 л. с., то есть способен рассе€ть энергию гружЄного самосвала примерно за 8 секунд. ѕопутно происходит рекупераци€ (возврат) энергии. ћеханические тормоза используютс€ лишь дл€ полной остановки и точного маневрировани€.

¬ карьере достаточно свободно, но нужно быть внимательным, чтобы не раздавить мелочЄвку, вроде  амј«а
¬ карьере достаточно свободно, но нужно быть внимательным, чтобы не раздавить мелочЄвку, вроде  амј«а

√абариты машины, столь устрашающие вблизи, в масштабах карьера перестают быть проблемой, и, насколько могу судить, главной сложностью дл€ новичков €вл€етс€ маневрирование задним ходом и взаимодействие с машинистом экскаватора, общение с которым помимо звуковых сигналов происходит с помощью светофоров на бортах.

ѕозади кабины можно разгл€деть трЄхцветный светофор
ѕозади кабины можно разгл€деть трЄхцветный светофор
¬одитель —ергей отвечает: нет, физически не т€жело, просто работа ответственна€
¬одитель —ергей отвечает: нет, физически не т€жело, просто работа ответственна€

≈здить на карьерном самосвале несложно, но утомительно: за смену водители провод€т 11 часов за рулЄм (час — обед). ≈сли перевести это в легковые категории, считайте, что каждый будний день они проезжают по 800 километров.

¬нутрь машины можно зайти
¬нутрь машины можно зайти

¬оспользовавшись паузой, € приближаюсь к одному из самосвалов, но держу водител€ в поле зрени€ — ну, мало ли. ј потом захожу в его подвеску. «вучит странно, но позади передних колес достаточно место дл€ экскурсий в полный рост.

—тупица колеса и механические тормоза
—тупица колеса и механические тормоза

ѕодвеска у автомобил€ гидропневматическа€, и вкупе с огромными колЄсами и подрессоренными сидень€ми это обеспечивает довольно м€гкий ход: он скорее плывЄт, чем едет.

“опливный бак незатейливой формы
“опливный бак незатейливой формы

—права под «брюхом» находитс€ топливный бак объЄмом 3000 литров, которого хватает примерно на 24-часовую смену.

¬ид на моторный отсек снизу: € стою, не пригиба€сь
¬ид на моторный отсек снизу: € стою, не пригиба€сь

ƒвигатель расположен под передней палубой — той самой, куда влезаешь по лесенке, чтобы попасть в кабину. ќбъЄм 16-цилиндрового дизел€ таков, что в его цилиндры можно закачать объЄм топливного бака средней легковушки, то есть 50 литров.  стати, сам мотор весит 6 тонн — как две гружЄные «газели».

∆Єлтый цилиндр между колЄсами — корпус мощного электромотора с главной передачей
∆Єлтый цилиндр между колЄсами — корпус мощного электромотора с главной передачей

ƒвигатель приводит в движение генератор, а тот отдаЄт энергию на мотор-колесо, которое хорошо видно сзади. Ёлектротрансмисси€ часто используетс€ на т€жЄлой технике, в том числе потому, что обеспечивает гигантский стартовый момент.

« алибр» самосвалов подбираетс€ под конкретное месторождение
« алибр» самосвалов подбираетс€ под конкретное месторождение

» конечно, возникает вопрос: сколько он стоит? ≈сли сдавать в чЄрный лом, то полтора миллиона рублей, если же продавать, как есть, — полтора миллиона долларов. ѕроще говор€, под 100 миллионов рублей. Ёто сама€ дорога€ машина, на капот которой € вставал ногами.

Ќайдите на снимке грузовик
Ќайдите на снимке грузовик
—амосвалы видны чуть лучше
—амосвалы видны чуть лучше

Ќо если уж говорить о размерах и масштабах, то больше поражает сам карьер. –азработка таких месторождений ведЄтс€ каким-то хитрым образом, когда воронка растЄт и вглубь и вширь так, чтобы захватить как можно больше медной руды, а пустую породу использовать в качестве дорог.

‘орма карьера не случайна: еЄ специально просчитывают
‘орма карьера не случайна: еЄ специально просчитывают

«—тены» карьера периодически взрывают, дела€ в земле «заборы» скважин, которые заливают жидкой взрывчаткой и детонируют с небольшим интервалом, чтобы не допускать сейсмических провокаций. —амосвалы доставл€ют руду в дробилку, после которой еЄ ждет измельчение.

÷ех, где крошат породу, выгл€дит по-своему празднично
÷ех, где крошат породу, выгл€дит по-своему празднично
¬нутри некоторых барабанов — металлические шары
¬нутри некоторых барабанов — металлические шары
≈сли смотреть долго, кружитс€ голова
≈сли смотреть долго, кружитс€ голова

Ёти машины по принципу работы напоминают кофемолку, только «зубы» у них покрепче. ¬ несколько стадий порода крошитс€ до состо€ни€ песка и поступает на флотацию.

Ѕурл€ща€ суспензи€ перетекает через край, унос€ частички, богатые медью
Ѕурл€ща€ суспензи€ перетекает через край, унос€ частички, богатые медью

¬ цехе флотации стоит кисловатый, но вполне терпимый запах, а в котлах под решЄтками, на которых ты стоишь, бурлит адское варево. Ќа самом деле измельченна€ порода с водой и специальными реагентами не кипит, а насыщаетс€ пузырьками воздуха. „астицы с высоким содержанием меди «липнут» к реагенту и всплывают на поверхность, откуда перетекают во внешний резервуар.

 аскады «чанов» дл€ флотации
 аскады «чанов» дл€ флотации
«десь обогащЄнную руду превращают в сухую субстанцию, по консистенции напоминающую землю
«десь обогащЄнную руду превращают в сухую субстанцию, по консистенции напоминающую землю

ѕравда, за один цикл всю медь не вытащить, поэтому флотаци€ идЄт в несколько этапов: в цехе сто€т каскады бурл€щих Ємкостей, что создаЄт аллюзии на фильм «“ерминатор» и вообще любой боевик, где герой вступает в финальную схватку со злом на оставленном без присмотра заводе.

¬низ лучше не смотреть
¬низ лучше не смотреть

»з цеха мы возвращаемс€ на парковку самосвалов размером с небольшой аэродром, где кипит работа по замене колеса.  стати, кажда€ шина весит 17 тонн, и замена их требует трЄх человек и специального погрузчика. ∆утковатое зрелище.

ƒл€ шиномонтажа используетс€ специальный погрузчик
ƒл€ шиномонтажа используетс€ специальный погрузчик
— ’ьюстон, приступаю к стыковке
— ’ьюстон, приступаю к стыковке
Ўин хватает примерно на год
Ўин хватает примерно на год

„уть ранее мы знакомились с другим необычным автомобилем: снегоболотоходом «Ѕурлак». ќн позвол€ет не только ездить, но и ночевать в услови€х  райнего —евера. ƒл€ покорени€ российского бездорожь€ также подходит одна из самых проходимых машин на планете — «¬ит€зь» ƒ“-30ѕ

Ѕлагодарим јќ «ћихеевский √ќ » за помощь в подготовке материала