¬о врем€ техосмотра провер€ютс€ дес€тки параметров, включа€ головной свет фар
¬о врем€ техосмотра провер€ютс€ дес€тки параметров, включа€ головной свет фар

 упить диагностическую карту сегодн€ можно, сделав пару кликов в поисковике или у благообразных старушек пр€мо на дому. „то самое интересное, эти люди внос€т данные в базу ≈ј»— “ќ, котора€ подтверждает прохождение техосмотра. Ќо с 2019 года лавочку прикроют: в первом чтении √осдума прин€ла законопроект, который возвращает полноценный техосмотр. » вот что ждЄт любителей фальшивок.

Ќужна ли –оссии система техосмотра?

јвторизируйтесь,  чтобы проголосовать ќпрос завершен ¬ы успешно проголосовали! –езультаты будут опубликованы по завершении опроса.
  • Ќет, его нужно вообще отменить
  • Ќужна работающа€ система, а не формальные проверки
  • ƒа, но без очередей
  • ƒа, и как можно скорее
  сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосовани€

≈жедневные штрафы

¬ статье 12.5 административного кодекса по€витс€ новый штраф — за езду без техосмотра. ¬ начале года обсуждалась сумма 800 рублей, но в прин€той √осдумой редакции еЄ увеличили до 2000 рублей.

—ейчас штрафа за отсутствие карты нет в принципе: формально она нужна лишь дл€ покупки полиса ќ—ј√ќ. ѕри этом страховые нередко закрывают на это глаза и принимают карты, выданные без осмотра автомобил€.

‘иксировать нарушение смогут не только сотрудники √»Ѕƒƒ, но и камеры фотовидеофиксации, причЄм не однократно, а каждые сутки. Ёто означает, что мес€ц езды без техосмотра обойдЄтс€ в 60 тыс€ч рублей в мес€ц — это без малого две средние по региону зарплаты.

Ќо разве камера может проверить наличие диагностической карты? Ѕумажные карты уберут в принципе, и основным критерием станет наличие данных в базе ≈диной автоматизированной информационной системы (≈ј»—) “ќ, доступ к которой получат системы фотовидеофиксации нарушений. “ака€ же практика внедр€етс€ применительно к полисам ќ—ј√ќ. –аспечатать бумажную версию карты владелец сможет через портал госуслуг.

ѕомимо штрафа водител€м без техосмотра гроз€т регрессные иски от страховых компаний в случае ƒ“ѕ.

«а самоде€тельность — уголовна€ стать€

—амое жЄсткое наказание вводитс€ дл€ продавцов липовых карт: их действи€ будут квалифицировать по статье 171 ”головного кодекса как незаконное предпринимательство. Ўтраф дл€ продавцов составит до 300 тыс€ч рублей, хот€ от первоначальной идеи сажать их на срок до п€ти лет, суд€ по всему, отказались. “акое наказание ждЄт и сотрудников любой организации, котора€ без аккредитации выдаЄт диагностические карты.

“ак в —ети обещают оформление диагностической карты в режиме онлайн. —айт увер€ет, что карта «полностью соответствует законодательству» 
“ак в —ети обещают оформление диагностической карты в режиме онлайн. —айт увер€ет, что карта «полностью соответствует законодательству» 

ѕраво аккредитовывать пункты “ќ оставили у –оссийского союза автостраховщиков (–—ј).   слову, под «бдительным» надзором –—ј за шесть лет система техосмотра оказалась полностью развалена: по статистике √»Ѕƒƒ, лишь один автовладелец из п€ти обращаетс€ на пункты “ќ за диагностической картой, а сами пункты выдают еЄ зачастую даже без осмотра машины.

ѕунктам техосмотра — полумиллионные штрафы

¬ыдача липовой диагностической карты или внесение данных в базу ≈ј»— “ќ грозит сотрудникам пунктов “ќ штрафом в 10 тыс€ч рублей, но если специалист пойман повторно — его дисквалифицируют или выпишут организации штраф до полумиллиона рублей.  стати, наказание за первый прецедент чуть снизили: в августе обсуждалс€ штраф до 20 тыс€ч рублей, а ещЄ раньше, в феврале — до 80 тыс€ч и принудительные работы в качестве альтернативы.

— –аньше техосмотр был в ведении √»Ѕƒƒ, и у должностных лиц была хоть кака€-то ответственность, — рассуждает автоэксперт ёрий ѕанченко. — ¬ 2012 году его передали коммерческим структурам, которые работают по известным принципам: как зарабатывать больше, дела€ меньше. “рудно представить, что эту систему можно заставить работать.

ѕроверить в любой момент

¬прочем, власти не тер€ют надежды возродить техосмотр. ћухлевать будет опасно и по другой причине: вы€вить липовый техосмотр надзорные органы смогут постфактум, запросив видеозапись процедуры, которую операторы должны загружать в облачное хранилище дл€ коллективного доступа. Ёту часть поправок в закон о техосмотре обсуждают сегодн€, 13 декабр€. 

¬идеофиксаци€ позволит установить не только сам факт по€влени€ машины на пункте “ќ, но и качество еЄ проверки
¬идеофиксаци€ позволит установить не только сам факт по€влени€ машины на пункте “ќ, но и качество еЄ проверки

ѕри отсутствии записи или обнаружении постановочного техосмотра сотрудников и самого оператора привлекут к ответственности.

— ќстаютс€ не€сными технические моменты: такие камеры должны работать всЄ врем€, что идЄт осмотр, накаплива€ огромное количество видео — где его хранить, кто его будет просматривать? — задаЄтс€ вопросом ёрий ѕанченко.

 онтроль пунктов техосмотра поручили √»Ѕƒƒ, которую в 2012 году отстранили от техосмотра. ¬ начале года обсуждалс€ вопрос передачи надзорных функций –остранснадзору, но в последней редакции вернули в игру √осавтоинспекцию.

“ехосмотр станет дороже

ќператоры техосмотра противились идее оснащени€ пунктов техосмотра камерами видеофиксации, ссыла€сь на чрезмерные расходы. —ейчас, когда решение уже практически утверждено, они обратились в ћинэкономразвити€ с просьбой повысить тарифы.

—ейчас стоимость техосмотра зависит от региона и типа автомобил€: например, в „ел€бинской области дл€ легковушки услуга обойдЄтс€ в 420 рублей, в —вердловской — около 500 рублей.

¬ернутс€ ли очереди

Ѕольша€ часть негатива св€зана не столько даже с формальным характером техосмотра. Ѕольше всего водителей раздражали очереди на пунктах “ќ.

ѕрин€тые изменени€ пород€т шквальный спрос на процедуру: помимо плановых проверок, веро€тно, проходить еЄ придЄтс€ обладател€м липовых карт. ќтлавливать их, суд€ по всему, будут в ходе массовых проверок √»Ѕƒƒ, как в случае с поддельными полисами ќ—ј√ќ.

ѕо замыслу властей, нагрузка на пункты техосмотра будет регулироватьс€ точечно: дл€ каждого отделени€ установ€т предельное число клиентов в сутки или мес€ц. ¬прочем, российский опыт ручного регулировани€ нередко приводит к ситуации «то пусто, то густо», поэтому автомобилистам стоит морально настроитьс€ на возврат очередей.

  тому же развал системы техосмотра привЄл к кадровому дефициту, поэтому в первые мес€цы его возвращени€ очереди может спровоцировать недостаток аккредитованных специалистов.

 ому нужно проходить техосмотр в 2019 году

“ехосмотр дл€ легковых машин проходитс€ не каждый год. ¬ 2019 году нужно проходить техосмотр автомобил€м 2016, 2014, 2012 годов выпуска и старше.

— ѕо закону, техосмотр дл€ новых автомобилей проводитс€ на третий год перед заключением очередного договора ќ—ј√ќ, — уточн€ет ёрий ѕанченко. — «атем техосмотр проводитс€ каждые два года до семилетнего возраста. ѕосле этого техосмотр становитс€ ежегодным, причЄм дата прохождени€ фиксируетс€ со дн€ его прохождени€ в год, когда автомобилю исполнилось семь календарных лет.

¬ 2019 году техосмотр не коснЄтс€ легковушек, выпущенных в 2013, 2015, 2017 и 2018 годах
¬ 2019 году техосмотр не коснЄтс€ легковушек, выпущенных в 2013, 2015, 2017 и 2018 годах

ƒл€ примера, если автомобиль выпущен в декабре 2016 года, а куплен в €нваре 2017 года, проходить техосмотр ему придЄтс€ в начале 2019 года. ƒалее автомобиль пройдЄт техосмотр в 2021 и 2023 годах, причЄм дата осмотра в 2023 году станет дл€ него крайним сроком дл€ последующих ежегодных посещений пункта “ќ. ¬ любом случае проходить осмотр необходимо до истечени€ срока действи€ предыдущей диагностической карты.

¬ конце 2011 года состо€лась масштабна€ реформа техосмотра: контролировать его поручили не √»Ѕƒƒ, а страховщикам, штраф за отсутствие талона (и сам талон) отменили, периодичность сделали переменной в зависимости от возраста автомобил€. 

ќ возврате полноценного техосмотра заговорили около года назад, предложив ввести уголовную ответственность нечистоплотным операторам. Ћетом обсуждалась иде€ видеофиксации процедуры. ј недавно заговорили о введении индивидуального техосмотра, который зависит от режима эксплуатации автомобил€. 

¬ 2019 году гайки зат€нут не только в отношении техосмотра

јвтомобилистов ждЄт увеличение максимальных тарифов ќ—ј√ќ и внедрение радикальных подходов при проверке полисов.

¬ласти планируют отмену зоны нечувствительности камер видеофиксации при замере скорости — сейчас они прощают превышение до 20 км/час.

ѕриставам упростили взыскание долгов по штрафам √»Ѕƒƒ: их будут списывать с карточки должника, причЄм в отдельных случа€х — сразу в тройном размере.

ј нова€ редакци€ ѕƒƒ запрещает полюбовный разъезд после лЄгких ƒ“ѕ.