ёрий Ќайман тестирует гражданские и военные грузовики автозавода «”рал». Ќа фоне — бронированный «“айфун-”»
ёрий Ќайман тестирует гражданские и военные грузовики автозавода «”рал». Ќа фоне — бронированный «“айфун-”»

»спытателем военных машин ёрий Ќайман стал в возрасте 23 лет, и сейчас, три года спуст€, остаЄтс€ самым молодым тест-пилотом автозавода «”рал».  то-то назовЄт его зан€тие профессией мечты, другие увид€т больше недостатков. ќ плюсах и минусах езды на экспериментальной технике ёрий рассказал 74.ru.

Ѕудни ёри€: под јстраханью нужно одолеть участок, напоминающий пустыню —ахару
Ѕудни ёри€: под јстраханью нужно одолеть участок, напоминающий пустыню —ахару

 ак стать испытателем

¬ какой-то мере судьба ёри€ была предопределена: его отец ¬ладимир работал водителем-испытателем автозавода «”рал» 30 лет и завершил карьеру лишь недавно. ѕомимо тестов Ќайман-старший успешно участвовал в международных соревновани€х по трак-триалу, объездив практически всю ≈вропу.

Ќа ёри€ наше внимание обратил военный фотограф јлексей  итаев, который ездил с ним в несколько экспедиций. јлексе€ впечатлило, что молодому парню довер€ют серьЄзную экспериментальную технику и он здорово справл€етс€
Ќа ёри€ наше внимание обратил военный фотограф јлексей  итаев, который ездил с ним в несколько экспедиций. јлексе€ впечатлило, что молодому парню довер€ют серьЄзную экспериментальную технику и он здорово справл€етс€

— я не помню, когда первый раз сел за руль, наверн€ка поначалу ездил на колен€х отца, — смеЄтс€ ёрий. —   концу школы € уже умел водить грузовик, но ездить полноценно научилс€ лишь в 18 лет после автошколы.

ёрий получил высшее инженерное образование, но пойти по стопам отца сразу не удалось: год он проработал механиком в гараже ћ¬ƒ, ещЄ год — на самом ”ралј«е, и только затем получил работу, к которой стремилс€.

— “ехнические навыки дл€ испытател€ всЄ равно важны, поэтому эти два года прошли не зр€, — считает он.

»спытатель должен как п€ть пальцев знать автомобиль и следить за его состо€нием
»спытатель должен как п€ть пальцев знать автомобиль и следить за его состо€нием

Ќа что похожи будни тест-пилота

— ≈сли мы не в поездках, то работа выгл€дит достаточно рутинной, — объ€сн€ет ёрий. — Ќапример, на автомобиле с экспериментальными узлами нужно проехать тыс€чу километров по грунтовым дорогам, соблюда€ определЄнный режим. √рафик работы вполне традиционный: с восьми утра до п€ти вечера.  онечно, тыс€чу километров проезжают не за смену. »ногда занимаемс€ ремонтом или обслуживанием техники.

ѕомимо самой рулЄжки, испытатели то и дело сталкиваютс€ с нештатными ситуаци€ми, когда поломку нужно устранить быстро и подручными средствами
ѕомимо самой рулЄжки, испытатели то и дело сталкиваютс€ с нештатными ситуаци€ми, когда поломку нужно устранить быстро и подручными средствами

“€жела ли работа испытател€ физически?

— —ейчас грузова€ техника имеет усилители рул€, поэтому главна€ проблема, наверное, в другом: у автомобилей вроде «“айфуна» очень большие габариты, длинный капот, длинна€ задн€€ часть. “е, кто не имеет привычки ездить на них, первое врем€ тер€ютс€ за рулЄм. ќсобенно если машина гружЄна€ и с прицепом.

 стати, у испытателей и гонщиков есть р€д профессиональных заболеваний: особа€ нагрузка приходитс€ на позвоночник.

«“айфун-”» — очень сложный грузовик с регулируемой подвеской, бронированным кузовом и дизелем мощностью 450 л. с. Ѕоева€ масса составл€ет почти 25 тонн — как у гружЄной фуры
«“айфун-”» — очень сложный грузовик с регулируемой подвеской, бронированным кузовом и дизелем мощностью 450 л. с. Ѕоева€ масса составл€ет почти 25 тонн — как у гружЄной фуры

¬ывесить и посмотреть

’одовым испытани€м подвергают не только автомобили, но и новые агрегаты, например коробки передач, двигатели, системы выхлопа.

— —ценарии совершенно разные: например, инженеры могут провер€ть артикул€цию подвески, — рассказывает ёрий. — “огда € заезжаю на преп€тствие, вывешиваю автомобиль по диагонали, инженер смотрит, как именно срабатывает подвеска. ≈сть испытани€ на шум или на тепловые излучени€, при которых нужно ехать с определЄнной скоростью и на заданных оборотах.

“есты проход€т в разных режимах: где-то провер€ют конкретные решени€, где-то испытывают машину целиком
“есты проход€т в разных режимах: где-то провер€ют конкретные решени€, где-то испытывают машину целиком

»спытывают готовые машины на полигонах, а также на асфальтовых и грунтовых дорогах. Ќо самое интересное — это экспедиции в экстремальных услови€х.

ёрий во врем€ одной из двух экспедиций на Ёльбрус
ёрий во врем€ одной из двух экспедиций на Ёльбрус

Ќа Ёльбрус проще подниматьс€, чем спускатьс€

¬оенные «”ралы» проход€т испытани€ высокогорьем, и ёрий принимал участие в двух восхождени€х на Ёльбрус до отметки 4000 метров.

— –егул€рных дорог на такой высоте уже нет: местна€ техника так высоко не заезжает, — вспоминает ёрий. — ћы двигались в гору по снегу, что очень сильно нагружало моторы: в таких услови€х всегда есть риск перегреть их. Ќам нужно было закрепитьс€ на этой отметке, переночевать и спуститьс€ обратно, что мы и сделали.

ƒороги в ѕриэльбрусье опасны не только рельефом, но и непредсказуемым покрытием с острыми камн€ми. ќт водител€ требуетс€ хорошее чувство габаритов
ƒороги в ѕриэльбрусье опасны не только рельефом, но и непредсказуемым покрытием с острыми камн€ми. ќт водител€ требуетс€ хорошее чувство габаритов

ќказалось, что спуск гораздо опаснее подъЄма.

— —цепление было почти нулевым, машины просто не держались на склоне и съезжали с него, как на салазках, — рассказывает ёрий. — ћы старались держать безопасную дистанцию, но всЄ равно была пара страшных моментов, когда приходилось буквально орать в рацию, что автомобиль соскальзывает вниз.

¬ горах есть и друга€ проблема — разреженный воздух.

— ћы проходили акклиматизацию в течение недели, но один водитель прибыл позже и через пару дней поехал с нами. Ќа полпути у него началась «горн€шка», то есть горна€ болезнь: головокружение, тошнота. ѕришлось возвращать его в базовый лагерь.

–емонт «“орнадо» в экспедиции к поселку ¬арандей
–емонт «“орнадо» в экспедиции к поселку ¬арандей

—леды глобального потеплени€

јрми€ удел€ет всЄ больше внимани€ автомобил€м, приспособленным к арктическим услови€м, поэтому часть испытаний автозавод «”рал» проводит на  райнем —евере.

ќдна из пам€тных поездок — к вахтовому поселку ¬арандей на берегу ѕечорского мор€. ѕравда, подвела погода.

ёрий и его ”рал-4320 ’Ћ на берегах ѕечорского мор€. јвтомобиль подготовлен дл€ экстремально низких температур
ёрий и его ”рал-4320 ’Ћ на берегах ѕечорского мор€. јвтомобиль подготовлен дл€ экстремально низких температур

— ћы ехали за экстремальными морозами. Ќапример, отец у мен€ как-то участвовал в испытани€х при –55 градусах, — рассказывает ёрий. — Ќо у ¬аранде€ нам не повезло: температура не опускалась ниже 20 градусов. Ќа ”рале в те дни было холоднее.

¬прочем, шансы попасть не только за ѕол€рный круг, но и на полюс у ёри€ есть: испытани€ техники в экстремальных услови€х провод€т регул€рно.

»спытани€ почти всегда проход€т в т€жЄлых услови€х, поэтому водители должны быть готовы к походному образу жизни
»спытани€ почти всегда проход€т в т€жЄлых услови€х, поэтому водители должны быть готовы к походному образу жизни

ѕытка влажностью

Ќедавно ёрий вернулс€ из »ндонезии, где участвовал в «выездном тест-драйве» на капотном «”рале-43206», оснащЄнном системой кондиционировани€. », кстати, с правым рулем.

— Ёто экстрим другого рода: температура под 40 градусов и высока€ влажность, — рассказывает он. — Ќо трасса, которую подготовили организаторы, оказалась слишком простой дл€ «”рала», поэтому € накатал по джунгл€м новую. ¬ том числе сделал брод через реку, чтобы было веселее.

ѕолигонные испытани€ в гр€зевой ванне
ѕолигонные испытани€ в гр€зевой ванне

ѕомимо экспедиций и заграничных командировок работа испытател€ предполагает много разъездов по стране. Ќемало испытаний автозавод «”рал» проводит в подмосковных Ѕронницах.

ƒл€ поддержани€ формы — автоспорт

ёрий гон€ет в любительских авторалли, сам организует ледовые гонки в родном ћиассе, а из экзотических видов принимает участие в военных ралли. Ёто разновидность армейских игр нар€ду с танковым биатлоном.

— ¬ этом году в ’акасии € участвовал в военных ралли на двухосном грузовике «”рал» в гражданской версии, поэтому вне зачЄта, — говорит ёрий. — Ќо приехали мы первыми.

–абота требует полной самоотдачи
–абота требует полной самоотдачи

ѕрофесси€ испытател€, говорит он, требует большого желани€ и любви к технике. — точки зрени€ офисного работника в ней больше минусов: экстремальные нагрузки, нештатные ситуации, необходимость работать и за водител€, и за механика. «ато она открывает возможность увидеть самые труднодоступные уголки мира и проверить не только технику, но и себ€.

«“айфун-”» был показан ещЄ в 2015 году во врем€ военного смотра в Ќижнем “агиле. ƒл€ экспедиций в экстремальных услови€х используют и конверсионную гусеничную технику, например великолепный «¬ит€зь» ƒ“-30ѕ. ƒл€ северных во€жей на ”рале стро€т плавающие колесные вездеходы «Ѕурлак». —езон 2018 года сложилс€ очень удачно дл€ нескольких чел€бинских гонщиков, среди которые теперь есть и чемпионы ≈вропы