24 июля среда
СЕЙЧАС +23°С
  • 4 июля 2019

    У нас появился раздел «Мнения»

    Мы видим, как вам пришлась по душе рубрика «Мнение», поэтому сделали её заметнее. Теперь специальный блок размещён на главной странице справа, сразу под Топ-5. У вас есть, что сказать на актуальную тему, или хотите поделиться историей из жизни, которая будет интересна многим? Пишите нам 74@rugion.ru

    30 мая 2019

    Комментировать стало проще!

    Друзья, это случилось. Мы убрали бесячие капчи, это те картинки, без которых нельзя было оставить комментарий. Теперь вы просто пишете своё мнение и сразу отправляете его. Давайте общаться!

    16 мая 2019

    Мы обновили 74.RU

    Если вы видите это сообщение, значит попали в 50% пользователей, которым мы уже готовы предложить наш новый дизайн! А чтобы вы быстро разобрались, что мы сделали и зачем, специально подготовили небольшую пояснялочку.
    Если возникли какие-то проблемы, пишите в нашу техподдержку support@iportal.ru.

    Подробнее
    Еще

«В гору проще, чем с горы»: южноуральский тест-пилот рассказал, где и как испытывают военные машины

В 26 лет него за плечами вылазки за Полярный круг, гонки по джунглям и участие в военных ралли

Поделиться

Юрий Найман тестирует гражданские и военные грузовики автозавода «Урал». На фоне — бронированный «Тайфун-У»

Фото: Алексей Китаев

Испытателем военных машин Юрий Найман стал в возрасте 23 лет, и сейчас, три года спустя, остаётся самым молодым тест-пилотом автозавода «Урал». Кто-то назовёт его занятие профессией мечты, другие увидят больше недостатков. О плюсах и минусах езды на экспериментальной технике Юрий рассказал 74.ru.

Будни Юрия: под Астраханью нужно одолеть участок, напоминающий пустыню Сахару

Будни Юрия: под Астраханью нужно одолеть участок, напоминающий пустыню Сахару

Как стать испытателем

В какой-то мере судьба Юрия была предопределена: его отец Владимир работал водителем-испытателем автозавода «Урал» 30 лет и завершил карьеру лишь недавно. Помимо тестов Найман-старший успешно участвовал в международных соревнованиях по трак-триалу, объездив практически всю Европу.

На Юрия наше внимание обратил военный фотограф Алексей Китаев, который ездил с ним в несколько экспедиций. Алексея впечатлило, что молодому парню доверяют серьёзную экспериментальную технику и он здорово справляется

На Юрия наше внимание обратил военный фотограф Алексей Китаев, который ездил с ним в несколько экспедиций. Алексея впечатлило, что молодому парню доверяют серьёзную экспериментальную технику и он здорово справляется

— Я не помню, когда первый раз сел за руль, наверняка поначалу ездил на коленях отца, — смеётся Юрий. — К концу школы я уже умел водить грузовик, но ездить полноценно научился лишь в 18 лет после автошколы.

Юрий получил высшее инженерное образование, но пойти по стопам отца сразу не удалось: год он проработал механиком в гараже МВД, ещё год — на самом УралАЗе, и только затем получил работу, к которой стремился.

— Технические навыки для испытателя всё равно важны, поэтому эти два года прошли не зря, — считает он.

Испытатель должен как пять пальцев знать автомобиль и следить за его состоянием

Испытатель должен как пять пальцев знать автомобиль и следить за его состоянием

На что похожи будни тест-пилота

— Если мы не в поездках, то работа выглядит достаточно рутинной, — объясняет Юрий. — Например, на автомобиле с экспериментальными узлами нужно проехать тысячу километров по грунтовым дорогам, соблюдая определённый режим. График работы вполне традиционный: с восьми утра до пяти вечера. Конечно, тысячу километров проезжают не за смену. Иногда занимаемся ремонтом или обслуживанием техники.

Помимо самой рулёжки, испытатели то и дело сталкиваются с нештатными ситуациями, когда поломку нужно устранить быстро и подручными средствами

Помимо самой рулёжки, испытатели то и дело сталкиваются с нештатными ситуациями, когда поломку нужно устранить быстро и подручными средствами

Тяжела ли работа испытателя физически?

— Сейчас грузовая техника имеет усилители руля, поэтому главная проблема, наверное, в другом: у автомобилей вроде «Тайфуна» очень большие габариты, длинный капот, длинная задняя часть. Те, кто не имеет привычки ездить на них, первое время теряются за рулём. Особенно если машина гружёная и с прицепом.

Кстати, у испытателей и гонщиков есть ряд профессиональных заболеваний: особая нагрузка приходится на позвоночник.

«Тайфун-У» — очень сложный грузовик с регулируемой подвеской, бронированным кузовом и дизелем мощностью 450 л. с. Боевая масса составляет почти 25 тонн — как у гружёной фуры

«Тайфун-У» — очень сложный грузовик с регулируемой подвеской, бронированным кузовом и дизелем мощностью 450 л. с. Боевая масса составляет почти 25 тонн — как у гружёной фуры

Вывесить и посмотреть

Ходовым испытаниям подвергают не только автомобили, но и новые агрегаты, например коробки передач, двигатели, системы выхлопа.

— Сценарии совершенно разные: например, инженеры могут проверять артикуляцию подвески, — рассказывает Юрий. — Тогда я заезжаю на препятствие, вывешиваю автомобиль по диагонали, инженер смотрит, как именно срабатывает подвеска. Есть испытания на шум или на тепловые излучения, при которых нужно ехать с определённой скоростью и на заданных оборотах.

Тесты проходят в разных режимах: где-то проверяют конкретные решения, где-то испытывают машину целиком

Тесты проходят в разных режимах: где-то проверяют конкретные решения, где-то испытывают машину целиком

Испытывают готовые машины на полигонах, а также на асфальтовых и грунтовых дорогах. Но самое интересное — это экспедиции в экстремальных условиях.

Юрий во время одной из двух экспедиций на Эльбрус

Юрий во время одной из двух экспедиций на Эльбрус

На Эльбрус проще подниматься, чем спускаться

Военные «Уралы» проходят испытания высокогорьем, и Юрий принимал участие в двух восхождениях на Эльбрус до отметки 4000 метров.

— Регулярных дорог на такой высоте уже нет: местная техника так высоко не заезжает, — вспоминает Юрий. — Мы двигались в гору по снегу, что очень сильно нагружало моторы: в таких условиях всегда есть риск перегреть их. Нам нужно было закрепиться на этой отметке, переночевать и спуститься обратно, что мы и сделали.

Дороги в Приэльбрусье опасны не только рельефом, но и непредсказуемым покрытием с острыми камнями. От водителя требуется хорошее чувство габаритов

Дороги в Приэльбрусье опасны не только рельефом, но и непредсказуемым покрытием с острыми камнями. От водителя требуется хорошее чувство габаритов

Оказалось, что спуск гораздо опаснее подъёма.

— Сцепление было почти нулевым, машины просто не держались на склоне и съезжали с него, как на салазках, — рассказывает Юрий. — Мы старались держать безопасную дистанцию, но всё равно была пара страшных моментов, когда приходилось буквально орать в рацию, что автомобиль соскальзывает вниз.

В горах есть и другая проблема — разреженный воздух.

— Мы проходили акклиматизацию в течение недели, но один водитель прибыл позже и через пару дней поехал с нами. На полпути у него началась «горняшка», то есть горная болезнь: головокружение, тошнота. Пришлось возвращать его в базовый лагерь.

Ремонт «Торнадо» в экспедиции к поселку Варандей

Ремонт «Торнадо» в экспедиции к поселку Варандей

Следы глобального потепления

Армия уделяет всё больше внимания автомобилям, приспособленным к арктическим условиям, поэтому часть испытаний автозавод «Урал» проводит на Крайнем Севере.

Одна из памятных поездок — к вахтовому поселку Варандей на берегу Печорского моря. Правда, подвела погода.

Юрий и его Урал-4320 ХЛ на берегах Печорского моря. Автомобиль подготовлен для экстремально низких температур

Юрий и его Урал-4320 ХЛ на берегах Печорского моря. Автомобиль подготовлен для экстремально низких температур

— Мы ехали за экстремальными морозами. Например, отец у меня как-то участвовал в испытаниях при –55 градусах, — рассказывает Юрий. — Но у Варандея нам не повезло: температура не опускалась ниже 20 градусов. На Урале в те дни было холоднее.

Впрочем, шансы попасть не только за Полярный круг, но и на полюс у Юрия есть: испытания техники в экстремальных условиях проводят регулярно.

Испытания почти всегда проходят в тяжёлых условиях, поэтому водители должны быть готовы к походному образу жизни

Испытания почти всегда проходят в тяжёлых условиях, поэтому водители должны быть готовы к походному образу жизни

Пытка влажностью

Недавно Юрий вернулся из Индонезии, где участвовал в «выездном тест-драйве» на капотном «Урале-43206», оснащённом системой кондиционирования. И, кстати, с правым рулем.

— Это экстрим другого рода: температура под 40 градусов и высокая влажность, — рассказывает он. — Но трасса, которую подготовили организаторы, оказалась слишком простой для «Урала», поэтому я накатал по джунглям новую. В том числе сделал брод через реку, чтобы было веселее.

Полигонные испытания в грязевой ванне

Полигонные испытания в грязевой ванне

Помимо экспедиций и заграничных командировок работа испытателя предполагает много разъездов по стране. Немало испытаний автозавод «Урал» проводит в подмосковных Бронницах.

Для поддержания формы — автоспорт

Юрий гоняет в любительских авторалли, сам организует ледовые гонки в родном Миассе, а из экзотических видов принимает участие в военных ралли. Это разновидность армейских игр наряду с танковым биатлоном.

— В этом году в Хакасии я участвовал в военных ралли на двухосном грузовике «Урал» в гражданской версии, поэтому вне зачёта, — говорит Юрий. — Но приехали мы первыми.

Работа требует полной самоотдачи

Работа требует полной самоотдачи

Профессия испытателя, говорит он, требует большого желания и любви к технике. С точки зрения офисного работника в ней больше минусов: экстремальные нагрузки, нештатные ситуации, необходимость работать и за водителя, и за механика. Зато она открывает возможность увидеть самые труднодоступные уголки мира и проверить не только технику, но и себя.

«Тайфун-У» был показан ещё в 2015 году во время военного смотра в Нижнем Тагиле. Для экспедиций в экстремальных условиях используют и конверсионную гусеничную технику, например великолепный «Витязь» ДТ-30П. Для северных вояжей на Урале строят плавающие колесные вездеходы «Бурлак». Сезон 2018 года сложился очень удачно для нескольких челябинских гонщиков, среди которые теперь есть и чемпионы Европы

Если вы знакомы с необычными людьми, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74. У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем главные новости Челябинска и региона.

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Предложение дня

ООО СК «Легион»
Гость
18 дек 2018 в 07:20

Трос топором рубить это сильно, конечно. Инструмент на выброс. Ножовку под рукой иметь вера не позволяет, очевидно. Хотя, если судить по безобразному виду топора, инструмент у них случайный и содержится безобразно. Позади этого рубильщика я бы стоять поопасался бы, топор соскочит и в голову прилетит - мало не покажется!

Гость
18 дек 2018 в 07:48

Одно слово: МОЛОДЕЦ.

Гость
18 дек 2018 в 07:56

Понятно теперь почему такой "сынок" принят испытателем.