Ќа перекрЄстке ћолодогвардейцев и  ашириных и так-то непросто разворачиватьс€, а пару дней назад обзор закрывали Єлки. Ќо сейчас их убрали
Ќа перекрЄстке ћолодогвардейцев и  ашириных и так-то непросто разворачиватьс€, а пару дней назад обзор закрывали Єлки. Ќо сейчас их убрали

јвтомобилист јркадий пожаловалс€ в редакцию 74.ru на автомобилистов, которые разворачиваютс€ в „ел€бинске так, что «затыкают» перекрЄсток. ћы адресовали вопрос эксперту: как совершить маневр, чтобы не злить остальных?

¬ качестве примера јркадий привЄл участок ћолодогвардейцев —  ашириных, где идущие на разворот водители часто не выезжают на сам перекрЄсток, а совершают его по так называемому малому радиусу.

— ¬ итоге они держат весь р€д, и вместо трЄх–п€ти автомобилей за цикл светофора проезжает один, да и тот не всегда успевает завершить маневр до включени€ красного, — сетует јркадий, настаива€, что разворот нужно совершать через центр перекрЄстка.

Ќужно ли при развороте об€зательно выезжать к центру перекрЄстка?

јвторизируйтесь,  чтобы проголосовать ќпрос завершен ¬ы успешно проголосовали! –езультаты будут опубликованы по завершении опроса.
  • ƒа, по правилам
  • ƒа, чтобы не мешать другим
  • Ќет, это неудобно и небезопасно
  сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосовани€

ј как по правилам?

— “раектори€ разворота на перекрЄстках правилами не оговариваетс€, за исключением известных ограничений вроде запрета разворота на пешеходных переходах, — комментирует автоэксперт ёрий ѕанченко. — ѕоэтому те, кто выполн€ет его по малому радиусу, не захватыва€ центр перекрЄстка, в принципе имеют на это право.

Ќо такой маневр в самом деле ограничивает пропускную способность левого р€да, поэтому есть приверженцы разворотов через центры перекрЄстка.

— ћногие инструкторы в автошколах учат курсантов разворачиватьс€ именно так, — продолжает ёрий ѕанченко. — јвтомобиль выезжает к центру перекрЄстка, пропускает встречный поток, затем разворачиваетс€. —то€щие позади автомобили также въезжают на пересечение, что позвол€ет им завершить маневр в эту же фазу светофора.

‘ормально, кстати, автомобили позади при повороте налево должны пропускать водител€, совершающего разворот перед ними — у первых возникает помеха справа. Ќо многие попросту не ожидают такого маневра: у автомобилей есть поворотники, но нет «разворотников», поэтому предугадать маневр автомобил€ впереди не всегда просто.

— ѕоэтому в автошколах учат, что не нужно идти на принцип, и если при развороте мы видим, что поворачивающие налево нам не уступают, мы выпускаем их, а затем завершаем маневр, — добавл€ет ёрий ѕанченко.

¬ любом случае разворот через центр перекрЄстка более рискован, особенно на больших и нагруженных пересечени€х.

ƒва типа перекрЄстков с разделительной полосой: в первом случае разворот возможен по траектории ј без выезда на пересечение или траектории Ѕ через центр перекрЄстка. ¬о втором случае безальтернативной €вл€етс€ траектори€ ¬, и водитель должен избегать по€влени€ в зоне, обозначенной литерой √
ƒва типа перекрЄстков с разделительной полосой: в первом случае разворот возможен по траектории ј без выезда на пересечение или траектории Ѕ через центр перекрЄстка. ¬о втором случае безальтернативной €вл€етс€ траектори€ ¬, и водитель должен избегать по€влени€ в зоне, обозначенной литерой √

Ќо есть ситуации, когда разворачиватьс€ нужно именно через центр перекрЄстка: если дорога имеет разделительную полосу. ћы уже рассказывали об опасност€х разворота по малому радиусу, а √»Ѕƒƒ периодически «зачищает» любителей таких маневров — им грозит штраф 5000 рублей или лишение прав на четыре–шесть мес€цев.

— ѕроблема существует давно, но в прошлом году по€вилс€ новый пункт 9.1 (1) ѕƒƒ, который пр€мо запрещает движение автомобил€ по встречной полосе, если она отделена трамвайными пут€ми или сплошной разметкой, — напоминает ёрий ѕанченко. — ѕример такого перекрЄстка в „ел€бинске — улиц ¬оровского и  урчатова: разворачиватьс€ нужно, огиба€ фрагменты сплошной линии в центре перекрЄстка.

ѕерекрЄсток  урчатова и ¬оровского: дл€ разворота нужно огибать сплошную линию в центре перекрЄстка
ѕерекрЄсток  урчатова и ¬оровского: дл€ разворота нужно огибать сплошную линию в центре перекрЄстка
ѕересечение улицы  ашириных и  аслинской: хорошо видно, что разворот по малому радиусу приведЄт к лобовой атаке
ѕересечение улицы  ашириных и  аслинской: хорошо видно, что разворот по малому радиусу приведЄт к лобовой атаке

≈сли же водитель выезжает на перекрЄсток, но разворачиваетс€ левее сплошной линии, часть пути он движетс€ во встречном направлении со всеми вытекающими. 

— „асто бывает, что разделительна€ полоса имеет зазор до перекрЄстка и пешеходных переходов, и разворачиватьс€ можно в этот разрыв, не выезжа€ на пересечение, — говорит наш эксперт.

ѕерекрЄсток  урчатова с улицей ќвчинникова: между разделительной полосой и пересечением есть место дл€ разворота, поэтому можно ехать по малому радиусу, не выезжа€ на сам перекрЄсток
ѕерекрЄсток  урчатова с улицей ќвчинникова: между разделительной полосой и пересечением есть место дл€ разворота, поэтому можно ехать по малому радиусу, не выезжа€ на сам перекрЄсток

», кстати, разделительные полосы бывают не только €вными, отделЄнными бордюрами или ограждени€ми, но и в виде линий разметки. ѕравда, в „ел€бинске их не всегда просто отличить.

— ѕо нормативам рассто€ние между лини€ми сплошной разметки, котора€ обозначает разделительную полосу, — минимум два метра, — говорит ёрий ѕанченко. — ≈сли же речь о двойной сплошной линии, — до 18 сантиметров. ¬ „ел€бинске часто рисуют некий промежуточный вариант, поэтому не всегда пон€тно, это широка€ двойна€ или узка€ разделительна€ полоса.

ѕример перехода «рисованной» разделительной полосы в классическую на перекрЄстке проспекта Ћенина и улицы ¬олодарского
ѕример перехода «рисованной» разделительной полосы в классическую на перекрЄстке проспекта Ћенина и улицы ¬олодарского

Ќа крупных перекрЄстках „ел€бинска при развороте траектори€ нередко пересекаетс€ с автомобил€ми, которые поворачивают направо из рукава, как на упом€нутом пересечении  ашириных и ћолодогвардейцев.  то должен уступать?

ѕерекрЄсток  ашириных и ћолодогвардейцев: при развороте траектории пересекаютс€ с теми, кто поворачивает направо из рукава, но поскольку пересечение имеет светофоры, уступает тот, кто разворачиваетс€. ¬идео компании «»нтерсв€зь»

— Ёто зависит от типа перекрЄстка, — объ€сн€ет ёрий ѕанченко. — ≈сли, как на видео, он регулируемый, уступает тот, кто разворачиваетс€. ≈сли же на выезде из рукава вис€т знаки приоритета «”ступи дорогу», приоритет имеет тот, кто разворачиваетс€.

ѕри повороте направо по стрелке при запрещающем сигнале на основном светофоре нужно быть готовым уступить дорогу тем, кто едет с других направлений на свой зелЄный
ѕри повороте направо по стрелке при запрещающем сигнале на основном светофоре нужно быть готовым уступить дорогу тем, кто едет с других направлений на свой зелЄный

≈сть ещЄ один малоизвестный пункт ѕƒƒ: если при повороте по стрелке дополнительной секции, когда на основном светофоре горит красный, наши траектории пересекаютс€ с путЄм автомобилей на поперечных направлени€х (например, идущих на разворот), мы должны уступать, даже если поворачиваем направо: ситуаци€ возникает, например, при повороте с улицы —вободы на проспект Ћенина в сторону „“«.

¬ предновогодние дни чел€бинских водителей раздражают Єлочные базары, которые закрывают обзор: кстати, за последние дни некоторые из них привели в пор€док. –анее мы попросили чемпионов ≈вропы по авторалли рассказать о том, как безопасно ездить по заснеженному городу. ¬ морозы не допускайте ошибки чайников, которые осложн€ют запуск мотора. ј вот как нужно проезжать ещЄ один спорный перекрЄсток „ел€бинска — около ледовой арены «“рактор»