Ќевидимость разметки трактуетс€ многими водител€ми как право нарушать, но ѕƒƒ на самом деле хитрее и учитывают эту ситуацию
Ќевидимость разметки трактуетс€ многими водител€ми как право нарушать, но ѕƒƒ на самом деле хитрее и учитывают эту ситуацию

ќпытный водитель помнит значени€ сигналов светофора, но правила помельче стираютс€ из его пам€ти очень быстро. ¬ нашем разделе «ѕƒƒ дл€ бывалых» мы сосредоточимс€ на часто забываемых пунктах, нарушение которых бывает крайне непри€тно и опасно. ≈сли же вы уверены в себе, можете сразу начинать с небольшого теста в конце статьи.

¬ –оссии с разметкой беда, а зимой на эту беду ложитс€ толстый слой снега или сл€коти, который весной сходит вместе с разметкой. „то интересно, ѕƒƒ не относ€т эту ситуацию к форс-мажорам и считают, что водители могут ездить и без разметки.

“ак, пункт 9.1 ѕƒƒ предписывает водител€м развивать глазомер. Ќиже дана его точна€ формулировка, но если вкратце, то встречную сторону дороги и количество полос нужно определ€ть самосто€тельно, то есть на глазок.

ѕƒƒ, пункт 9.1.  оличество полос движени€ дл€ безрельсовых транспортных средств определ€етс€ разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водител€ми с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. ѕри этом стороной, предназначенной дл€ встречного движени€ на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считаетс€ половина ширины проезжей части, расположенна€ слева, не счита€ местных уширений проезжей части.

—плошной осевой линии на дороге не видно, но выезжать на встречную полосу чревато
—плошной осевой линии на дороге не видно, но выезжать на встречную полосу чревато

” принципа «на глазок» есть непри€тные следстви€. Ќапример, выезд на встречную полосу запрещЄн на двухсторонних дорогах с четырьм€ и более полосами. ≈сли разметку видно, посчитать полосы сможет и ребЄнок (тем более в центре будет двойна€ сплошна€). ј если нет? “огда пункт 9.1 предлагает нам полагатьс€ на собственные оценки и не избавл€ет от ответственности, если они разошлись с реальностью.

ѕроблема здесь не только в точности глазомера, но и в свободных стандартах на ширину полос. Ќапример, на крупных магистрал€х она составл€ет 3,5–3,75 метра, но в отдельных случа€х может уменьшатьс€ до 3 метров. ѕравило здесь простое: если идущую в правом р€ду машину можно опередить без выезда на встречку, лучше на неЄ и не выезжать.

 лассика жанра: в широченную правую полосу без труда вход€т две легковушки: еЄ ширина более п€ти метров. Ёто сделано ради грузовиков, которые поворачивают в этом месте 
 лассика жанра: в широченную правую полосу без труда вход€т две легковушки: еЄ ширина более п€ти метров. Ёто сделано ради грузовиков, которые поворачивают в этом месте 

¬ –оссии, где, помимо асфальтовых дорог, полно грунтовых (в том числе в новых микрорайонах), не нужно забывать, что дороги без покрыти€ по умолчанию считаютс€ второстепенными относительно асфальтовых (пункт 1.2 ѕƒƒ). ј когда все дороги под снегом? ѕравила учли и это: пункт 13.13 об€зывает водител€ считать, что он находитс€ на второстепенной дороге, если тип покрыти€ определить невозможно, а знаков приоритета нет. —порные аварии такого рода случаютс€.

  заснеженной дороге нужно относитьс€ уважительно: это ролик нагл€дно показывает почему. ¬идео: влад запольный/You“ube.com

ƒругой проблемой €вл€етс€ езда по заснеженным дорогам, где о наличии разметки знают местные водители, но не знают приезжие. ≈сли конфигураци€ полос сложна, это порождает конфликты. Ѕывает, у дороги четыре полосы, но при невидимой разметке бок о бок вход€т 6–8 машин, потому что стандартные полосы в –оссии довольно широкие. » когда начинаетс€ сужение дороги, возникает повод дл€ драк, потому что не€сно, кто именно и почему должен уступать.

–азбор подобных аварий всегда запутан и зависит от конкретных обсто€тельств. ¬идно ли разметку хот€ бы фрагментами?  то из водителей не соблюдал боковой интервал?  то двигалс€, а кто сто€л? ” кого была помеха справа? Ћучший совет на этот случай — уступи, даже если прав. ƒай дорогу дураку.

ѕример стоп-линии, которую то ли видно, то ли нет. Ќо √»Ѕƒƒ и суды вполне могут счесть, что у водител€ была возможность заметить «огрызок» линии
ѕример стоп-линии, которую то ли видно, то ли нет. Ќо √»Ѕƒƒ и суды вполне могут счесть, что у водител€ была возможность заметить «огрызок» линии

— развитием камер фото- и видеофиксации отдельной проблемой стала невидима€ стоп-лини€. ‘ормально еЄ должен дублировать знак «—топ-лини€», расположенный с ней вровень. ≈сли его нет и разметки действительно не видно, по€вл€етс€ повод отменить постановление.   сожалению, бывают пограничные ситуации, когда разметку видно плохо, а знак закрыт, например автобусом. ќтчасти помогает вот что: стоп-линию (разметку 1.12) рисуют не более чем за 5 метров от светофоров на стойке и не более чем за 20 метров от подвесных (√ќ—“ – 52289–2004) — выдерживайте эти рассто€ни€, если подозреваете, что на перекрЄстке может быть стоп-лини€.

» последнее: помимо ситуаций, когда разметку не видно совсем, бывает, еЄ видно очень плохо. »з-за рул€ она почти неразличима, но на обработанных фотографи€х, которые изучит суд, она вполне может про€витьс€. ѕодобные случаи часто трактуют против водителей, поэтому имейте в виду: если разметку видно хот€ бы фрагментами, лучше еЄ учитывать.

ј чтобы было веселее, предлагаем пройти небольшой тест. 

ћожно ли на этой дороге обогнать другой автомобиль? 

  • ƒа, потому что двойной сплошной не видно
  • ƒа, если не было знака
  • Ќет, потому что у дороги более четырех полос

¬одитель помнит, что перед этим перекрЄстком есть стоп-лини€. √де ему остановитьс€, чтобы минимизировать веро€тность штрафа с камер?

  • Ќе менее чем за 20 метров до светофора
  • Ќе менее чем за 5 метров до светофора
  • Ќе менее чем за 5 метров до кра€ проезжей части

—боку от этой фуры есть полоса. ћожно ли по ней опередить фуру, если разметки совсем не видно?

  • ƒа
  • ƒа, если это безопасно
  • Ќет, заснеженна€ часть всегда считаетс€ обочиной
ѕƒƒ дл€ бывалых: как ездить, когда разметка исчезла под снегом

ѕравильные ответы: 5/10

¬ы €вно бывалый: правила помните лишь выборочно

ѕƒƒ дл€ бывалых: как ездить, когда разметка исчезла под снегом

ѕравильные ответы: 5/10

Ќеплохо: автошкола ещЄ не забылась совсем

ѕƒƒ дл€ бывалых: как ездить, когда разметка исчезла под снегом

ѕравильные ответы: 5/10

Ѕлест€ще!