ѕроезд на желтый часто приводит к спорным ситуаци€м, в том числе из-за чужих ошибок
ѕроезд на желтый часто приводит к спорным ситуаци€м, в том числе из-за чужих ошибок

 расный — запрещающий, зелЄный — разрешающий. ј желтый? ≈сли уверены в себе, можете сразу переходить к небольшому тесту в конце. ƒл€ остальных — очередна€ сери€ проекта «ѕƒƒ дл€ бывалых».

—огласно пункту 6.2 ѕравил дорожного движени€, жЄлтый сигнал €вл€етс€ запрещающим. Ќо есть два исключени€. ѕервое вполне пон€тно — это мигающий жЄлтый. ќн ничего не запрещает, а лишь предупреждает о приближении к нерегулируемому переходу или перекрЄстку.

Ќо есть и второе исключение, прописанное в пункте 6.14 ѕƒƒ.

6.14. ¬одител€м, которые при включении жЄлтого сигнала или подн€тии регулировщиком руки вверх не могут остановитьс€, не прибега€ к экстренному торможению в местах, определ€емых пунктом 6.13 ѕравил, разрешаетс€ дальнейшее движение.

» этот пункт выбивает табурет из-под ног жЄлтого и вешает его на длинном суку. ѕотому что в интерпретации большинства водителей жЄлтый становитс€ «почти разрешающим».

ј как на самом деле? ѕрактика наказаний за проезд на жЄлтый очень двусмысленна. „аще всего камеры видеофиксации и сотрудники √»Ѕƒƒ не регистрируют проезды на жЄлтый — если только в показательном ключе. » причина пон€тна — доказать, что водитель мог остановитьс€, не примен€€ экстренного торможени€, без автотехнической экспертизы невозможно.

≈сли вы проехали стоп-линию на зелЄный, но не успеваете миновать перекрЄсток в безопасной манере — остановитесь перед ним и не двигайтесь. ѕри включении красного камеры видеофиксации расценивают движение в зоне после стоп-линии нарушением пункта 6.13 ѕƒƒ
≈сли вы проехали стоп-линию на зелЄный, но не успеваете миновать перекрЄсток в безопасной манере — остановитесь перед ним и не двигайтесь. ѕри включении красного камеры видеофиксации расценивают движение в зоне после стоп-линии нарушением пункта 6.13 ѕƒƒ

¬ ѕƒƒ и нет пон€ти€ экстренного торможени€. ѕо смыслу — это торможение в пол с блокировкой колЄс. ќпределить на глазок необходимость экстренного торможени€ невозможно, потому что она зависит от типа автомобил€, состо€ни€ резины и покрыти€. “ам, где Porsche 911 остановитс€ без видимых усилий, старенький тарантас на лысой резине сорвЄтс€ в юз. ј потому нарушени€ при проезде на жЄлтый почти не исследуютс€, пока не случилось ƒ“ѕ.

¬ серьЄзных ƒ“ѕ выполнение условий, прописанных в пункте 6.14 ѕƒƒ, изучаетс€ отдельно, поэтому проезд на жЄлтый могут признать незаконным
¬ серьЄзных ƒ“ѕ выполнение условий, прописанных в пункте 6.14 ѕƒƒ, изучаетс€ отдельно, поэтому проезд на жЄлтый могут признать незаконным

ј вот когда ƒ“ѕ произошло, значимость жЄлтого резко возрастает, особенно если в аварии пострадали или погибли люди. ¬ этом случае автотехническа€ экспертиза назначаетс€ практически всегда, и один из вопросов экспертам формулируетс€ так: имел ли водитель техническую возможность остановитьс€ при включении жЄлтого сигнала, не прибега€ к экстренному торможению? ≈сли имел, жЄлтый превращаетс€ в запрещающий.

Ќеоднозначность жЄлтого часто излишне расслабл€ет водителей. Ќапример, многие люб€т ускоритьс€ на мигающий зелЄный, чтобы гарантированно не иметь возможности остановитьс€ на жЄлтый. Ёто плохой способ: и последстви€ ƒ“ѕ т€желее, и в превышении скорости могут обвинить.

Ѕоком порой выходит и враньЄ о слишком низкой скорости: скажем, водитель ехал 65 км/час, но сотрудникам √»Ѕƒƒ рассказывает, как плЄлс€ 40–45 км/час. » во врем€ экспертизы получаетс€, что он имел возможность спокойно остановитьс€ перед стоп-линией, а на перекрЄсток въехал уже на «откровенно красный».

¬идео Russian Crush/YouTube

ј вот два попул€рных сценари€ ƒ“ѕ при проезде на жЄлтый. ѕервый — это встреча с поперечным автомобилем, который стартанул слишком резво (часто на красный).

¬идео јнтон ƒолгих/YouTube

¬торой — наезд на встречный автомобиль, поворачивающий налево. “акие ƒ“ѕ очень распространены и трудны дл€ вынесени€ вердиктов. Ћюбител€м пролетать на жЄлтый следует иметь в виду такие риски.

ј трудно ли остановитьс€ на жЄлтый? Ќа самом деле нет. Ќа крупных перекрЄстках перед его включением три секунды мигает зелЄный, столько же горит сам жЄлтый, поэтому при езде не выше 60 км/час и стандартном времени реакции водител€ остановка без экстренного торможени€ труда не представл€ет. »сключение — аномальные погодные услови€, когда остановочный путь существенно возрастает. Ќо в сложных услови€х пункт 10.1 ѕƒƒ советует нам не грубить со скоростью.

—екции основных светофоров часто имеют обратный таймер и жЄлтую фазу, а вот стрелки гаснут гораздо менее предсказуемо
—екции основных светофоров часто имеют обратный таймер и жЄлтую фазу, а вот стрелки гаснут гораздо менее предсказуемо

“ак, может быть, отменить жЄлтый к черт€м или сделать его «жЄстко запрещающим»? „ем это грозит, вы можете убедитьс€ на перекрЄстках с дополнительной секцией светофора: стрелка тухнет после тройного мигани€, и сразу начинаетс€ запрещающа€ фаза. Ёто создаЄт изр€дную нервозность дл€ водителей на перекрЄстках, где работают камеры видеофиксации. ѕоворот на потухшую стрелку грозит штрафом 1000 рублей на первый раз и 5000 рублей на второй. 

ѕотому буфер в виде жЄлтого совсем не вреден. √лавное, не переходить грань разумного и помнить, что изначально он — запрещающий.

“ем же, кто слишком переживает о потере времени, сообщаем: пусть порой кажетс€, что красный горит бесконечно, в реальности фаза запрещающего редко превышает минуту, чаще — 30–40 секунд.

» напоследок — традиционный тест. 

≈сть ли автомобильные светофоры, в которых перед включением жЄлтого нет фазы мигающего зелЄного?

  • Ќет, мигание зелЄного об€зательно
  • ƒа, нормативы допускают это

 акое рассто€ние проедет автомобиль на скорости 60 км/час за врем€ горени€ жЄлтого?

  • 5 метров
  • 50 метров
  • 100 метров

 то виноват в аварии, если один ехал пр€мо, но проскочил на жЄлтый, а второй поворачивал налево?

  • “от, кто поворачивал налево
  • “от, кто проскочил на желтый
  • —лишком неоднозначно, чтобы судить

ѕусть остановочный путь автомобил€ со скорости 60 км/час — 35 метров. Ќужно ли экстренное торможение, чтобы избежать проезда на красный, если водитель адекватно среагирует на включение жЄлтого?

  • Ќе нужно
  • «ависит от времени реакции
  • Ќужно

 акую черту нельз€ проезжать на запрещающий сигнал, если перед перекрЄстком отсутствует стоп-лини€?

  • Ћинию, на которой установлен светофор
  • √раницу перекрЄстка
  • √раницу пересекаемой проезжей части
  • Ћинию центра перекрестка

¬одитель, не успевающий проехать перекрЄсток на зелЄный, имеет право завершить манЄвр...

  • …всегда
  • …если не создает помех другим участникам движени€
  • …если на пути нет других светофоров со стоп-лини€ми

ќбнаружили ошибку или хотите предложить тему? —мело пишите на электронную почту редакции «јвто». 

–анее мы разбирались с алгоритмами работы чел€бинских светофоров и почему их не настраивают на зелЄную волну. — недавних пор в „ел€бинске начали эксперимент с настройкой светофоров: по€вилась фаза, при которой зелЄный горит пешеходам всех направлений.

ѕƒƒ дл€ бывалых: можно ли проскочить на жЄлтый

ѕравильные ответы: 5/10

¬ы ведь пешеход, верно?

ѕƒƒ дл€ бывалых: можно ли проскочить на жЄлтый

ѕравильные ответы: 5/10

Ќеплохо, но лучше перечитать ѕƒƒ

ѕƒƒ дл€ бывалых: можно ли проскочить на жЄлтый

ѕравильные ответы: 5/10

ѕочти безупречно! 

ѕƒƒ дл€ бывалых: можно ли проскочить на жЄлтый

ѕравильные ответы: 5/10

Ѕлест€щий результат!