—редн€€ стоимость бензина ј»-95 на уровне 45–46 рублей за литр сохранитс€ до конца июн€
—редн€€ стоимость бензина ј»-95 на уровне 45–46 рублей за литр сохранитс€ до конца июн€

¬ правительстве –оссии готовы продлить соглашение о заморозке цен на топливо, действующее с начала года, сообщает « оммерсант». Ёто позволит избежать событий апрел€-ма€ прошлого года, когда цены выросли скачкообразно. ѕри этом эксперты считают, что цены на топливо могли быть ниже уровн€, прописанного соглашением.  роме того, за его исполнение нефт€ные компании получат огромную компенсацию из бюджета.

¬ течение апрел€-ма€ 2018 года средн€€ цена бензина в –оссии выросла на 3–3,5 рубл€, и в июне были прин€ты первые меры «ручного» управлени€ рынком — тогда власти снизили акциз и отменили его июльское повышение.

—езонный рост цен на бензин отменили: нефт€ные компании щедро вознаград€т за терпение

Ќо это спровоцировало рост «ступеньки», на которую акциз возрос с 1 €нвар€ 2019 года. „тобы не допустить очередной эскалации цен, стоимость бензина и дизтоплива ограничили, установив максимальную планку дл€ каждого региона. Ќо это была лишь вершина айсберга, и соглашение подразумевало р€д других мер, включа€ увеличенную отгрузку топлива на биржу, а также компенсацию расходов нефт€ным компани€м в случае повышени€ общемировых цен на нефтепродукты (так называемый демпфер).

ѕомогли ли эти меры? ѕик средней цены на нефть, по данным «–осстата», пришЄлс€ на конец но€бр€ прошлого года, когда средн€€ цена бензина ј»-95 перешла отметку 46 рублей за литр. — тех пор стоимость топлива снизилась и сейчас составл€ет 45+ рублей за литр.

—оглашение допускало рост цен в €нваре в пределах 1,7% (+0,75 рубл€) дл€ компенсации вли€ни€ Ќƒ—, чем воспользовались многие сетевые компании.  роме того, допустим ежемес€чный рост на уровень инфл€ции, прогнозируемый уровень которой сейчас составл€ет пор€дка 4–4,5% в год. Ёто позвол€ет корректировать стоимость топлива ещЄ на 0,17 рубл€ в мес€ц.

Ќа дн€х соглашение продл€т до конца июн€, что должно гарантировать стабильность цен на этот период. ѕри этом эксперты считают, что меры €вл€ютс€ лишь перестраховкой, и предпосылок к росту цен нет. “ак, во врем€ совещани€ у вице-премьера ƒмитри€  озака гендиректор «√азпромнефти» јлександр ƒюков за€вил, что ситуаци€ на рынке стабильна€, а соглашение станет дополнительной гарантией на среднесрочную перспективу, пишет « оммерсант».

Ёто мнение раздел€ет представитель «Ќезависимого топливного союза» —ергей Ѕойко.

— —итуаци€ действительно равновесна€, что св€зано со стабильными ценами на нефть, а также увеличением отгрузки топлива на биржу, — считает он. — ѕри этом нефт€ным компани€м помогло разрешение скорректировать цену на величину Ќƒ—, потому в целом баланс соблюдаетс€.

Ќо эксперт отмечает, что финансовый демпфер до сих пор работает плохо, точнее, его вли€ние ощутимо в случае с дизтопливом и отсутствует дл€ бензина. ѕод демпфером понимаетс€ механизм, который компенсирует нефт€ным компани€м 60% выпадающих доходов в случае роста общемировых цен на нефтепродукты сверх российских. ƒл€ дизтоплива планка установлена на уровне 50 тыс€ч рублей за тонну (речь об оптовых ценах), дл€ бензина — 56 тыс€ч. ѕо данным —ерге€ Ѕойко, «бензиновых» компенсаций нефт€ные компании до сих пор не получали, потому что общемирова€ цена была ниже этого уровн€. Ќовое соглашение опускает планку цен дл€ бензина до 51 тыс€чи рублей за тонну (дл€ дизтоплива — до 46 тыс€ч), и, по оценкам ћинфина, это приведет к расходам бюджета на уровне 120–180 миллиардов в год. ѕри этом в ћинфине настроены компенсировать эти траты другим образом, и, веро€тно, речь идЄт об увеличении налогов на добычу нефти.

ѕравительство тем временем стимулирует переход автомобилистов на использование метана, но массовому переходу мешает отсутствие полноценной сети газовых заправок (ј√Ќ —)
ѕравительство тем временем стимулирует переход автомобилистов на использование метана, но массовому переходу мешает отсутствие полноценной сети газовых заправок (ј√Ќ —)

—итуаци€ в какой-то мере парадоксальна, поскольку оптовые цены на нефтепродукты сейчас наход€тс€ на столь низком уровне, что установленные правительством розничные планки выдерживаютс€ нефт€ными компани€ми достаточно легко и позвол€ют получать прибыль, что ставит вопрос о необходимости компенсаций. Ќо сами «нефт€ники» опасаютс€ изменени€ конъюнктуры, св€занной как с сезонным ростом спроса, так и колебани€ми мировых цен на нефть. ѕо мнению —ерге€ Ѕойко, если убрать из бензина введенные с начала года налоги — речь об акцизе и Ќƒ— — его цена бы упала на 4–5 рублей, то есть вернулась бы к уровню лета 2017 года.

Ќынешние соглашени€ не €вл€ютс€ долговременными: эксперты говор€т, что это ещЄ не мир, а лишь перемирие.

— ѕравительство пытаетс€ сформулировать новые правила игры и вернутьс€ к рыночному ценообразованию, но, видимо, разработка таких механизмов зан€ла больше времени, чем планировалось, — рассуждает —ергей Ѕойко. — ѕоэтому продление соглашени€ означает лишь отсрочку до момента, когда заработают полноценные механизмы стабилизации рынка.

¬ качестве одной из таких мер предлагаетс€ лицензирование экспорта нефти, что позволит правительству контролировать процесс. јльтернатива — заградительные пошлины, но этот механизм используетс€ лишь в качестве «дубинки» на случай, если нефт€ные компании откажутс€ выполн€ть нынешние соглашени€.

Ќесмотр€ на относительную стабильность цен в последние мес€цы, их уровень близок к рекордному. «а последние 10 лет средний рост стоимости бензина составл€л около двух рублей в год, но 2018-й стал исключением — прибавка за 12 мес€цев близка к 4 рубл€м. Ќезначительный откат цен в последние мес€цы мало повли€л на общую картину.

Ќо могло быть и хуже: €нварский рост акцизов на топливо стал рекордным единовременным повышением. Ќапример, дл€ бензина ј»-95 акциз вырос с 8213 до 12 373 рублей за тонну. ¬ пересчЄте на литр это эквивалентно добавке в три рубл€.

ј вот как боротьс€ с недоливом топлива на ј«—.