“райк, или трицикл, — трЄхколЄсное транспортное средство. ” этого T-Rex, созданного чел€бинцем ќлегом Ћипиным, два колеса впереди, одно — сзади. Ѕывает и наоборот
“райк, или трицикл, — трЄхколЄсное транспортное средство. ” этого T-Rex, созданного чел€бинцем ќлегом Ћипиным, два колеса впереди, одно — сзади. Ѕывает и наоборот

‘отографировать сложно из-за любопытных: перламутрово-медовый трайк приманивает людей со всей парковки, как пчЄл. ѕосмотрев, потрогав, посидев, они неизменно жмут руку ќлегу, создателю аппарата. »х восхищение настолько открытое, будто мы и не в „ел€бинске, где прин€то ходить с хмурым челом.

ƒвухместный салон впереди, двигатель и трансмисси€ — сзади
ƒвухместный салон впереди, двигатель и трансмисси€ — сзади

Ётот трайк ќлег Ћипин спроектировал и построил в гараже. Ќасколько он оригинален? ќлег не скрывает, что его вдохновил аппарат Campagna T-Rex такой же схемы, но у ќлега не было чертежей, и живьЄм «ти-рекса» он не видел. ћашина канадской фирмы Campagna дорога€ (от 66 тыс€ч долларов) и очень редка€: основным рынком сбыта €вл€етс€ —еверна€ јмерика. ќт оригинального T-Rex ќлег заимствовал стилистику и компоновку, творчески переосмыслив.

—верху — чел€бинский T-Rex, снизу — оригинал канадской фирмы Campagna
—верху — чел€бинский T-Rex, снизу — оригинал канадской фирмы Campagna

— —начала информации было совсем мало, € сварил первую раму и пон€л, что вышло не так, — вспоминает он. — ѕотом стали по€вл€тьс€ более подробные фотографии T-Rex, € переделал раму, потом ещЄ раз... ¬ общем, пришлось повозитьс€.

ƒизайн у ќлега получилс€ даже более выразительным
ƒизайн у ќлега получилс€ даже более выразительным

јппарат можно считать и репликой оригинального T-Rex, и самосто€тельной разработкой. »з-за скудности информации, которой располагал ќлег, всю механику трайка ему пришлось прорабатывать самосто€тельно.

ћа€тник подвески, звездочка привода и дисковые перфорированные тормоза. “о, что это трайк, видно по плоскому в поперечнике профилю шины — она здесь автомобильна€
ћа€тник подвески, звездочка привода и дисковые перфорированные тормоза. “о, что это трайк, видно по плоскому в поперечнике профилю шины — она здесь автомобильна€

“райк — кентавр, сделанный из автомобил€ и мотоцикла. «адн€€ часть машины напоминает байк: ма€тникова€ подвеска, мотоциклетный двигатель Kawasaki Z750 (106 л. с. при 10 500 об/мин), родна€ дл€ него коробка передач и цепной привод на колесо. ј ещЄ — пневмоэлементы вместо традиционных пружин в передней и задней подвеске — это, кстати, позволило сделать клиренс регулируемым.

— ѕоначалу думал вз€ть двигатель и трансмиссию от «ќки», крутил, вертел, не получилось, — объ€сн€ет ќлег. — ¬ итоге собрал квадроцикл и поставил тот мотор на него, а дл€ трайка выбрал мотоциклетный двигатель.

ќригинальный Campagna T-Rex использует мотоциклетные моторы BMW, Suzuki и Kawasaki: ќлег остановилс€ на варианте от байка Kawasaki Z750
ќригинальный Campagna T-Rex использует мотоциклетные моторы BMW, Suzuki и Kawasaki: ќлег остановилс€ на варианте от байка Kawasaki Z750

–€дный четырЄхцилиндровый мотор объемом 750 кубов расположен поперечно за кабиной, то есть в пределах колесной базы — хорошее место с точки зрени€ распределени€ массы. —еквентальна€ коробка передач сохранила мотоциклетный алгоритм переключений. ѕоскольку «прощупать» нейтраль при такой конструкции невозможно, ќлег поставил блокиратор, не дающий завести мотор, пока не выжато сцепление.

–ычаг коробки передач напоминает автомобильный, но схема переключени€ привычна мотоциклистам: вперЄд, назад, назад, назад... и так до шестой передачи
–ычаг коробки передач напоминает автомобильный, но схема переключени€ привычна мотоциклистам: вперЄд, назад, назад, назад... и так до шестой передачи
ќлег показывает, где находитс€ т€га переключени€ передач
ќлег показывает, где находитс€ т€га переключени€ передач

” мотоцикла нет задней передачи, а трайку она желательна. ќлег решил вопрос оригинально, и задний ход у «ти-рекса» электрический: мотор питаетс€ от основного аккумул€тора на 45 ампер-час. ќт этой же батареи работает разноцветна€ подсветка днища и мощна€ аудиосистема.

 нопки включени€ подсветки и ассортимент цветов на выбор
 нопки включени€ подсветки и ассортимент цветов на выбор
–аму хорошо видно в центральной части машины
–аму хорошо видно в центральной части машины

¬ основе автомобил€ рама из стальных труб, которые ќлег гнул и варил самосто€тельно: пришлось покупать сварочный аппарат. –ама образует замкнутый контур, то есть довольно жЄстка€ на кручение. 

ѕередн€€ подвеска на двойных поперечных рычагах с пневмоэлементами вместо пружины
ѕередн€€ подвеска на двойных поперечных рычагах с пневмоэлементами вместо пружины
ѕод крышкой в передней части трайка — компрессор и пневмобаллон.  лиренс регулируетс€ в небольших пределах
ѕод крышкой в передней части трайка — компрессор и пневмобаллон.  лиренс регулируетс€ в небольших пределах

ѕередн€€ часть трайка больше напоминает автомобиль. ѕодвеска со стабилизатором поперечной устойчивости и двойными ј-образными рычагами разной длины — это классика жанра дл€ спорткаров.

— практической точки зрени€ трЄхколЄсные автомобили (ну, или мотоциклы) не имеют особенных преимуществ перед «чЄтными» вариантами: двух- или четырЄхколЄсными. Ќо если во главе угла удовольствие от вождени€, три колеса дают свои плюсы, например, стабильное поведение в заносе — инерци€ задней части минимальна
— практической точки зрени€ трЄхколЄсные автомобили (ну, или мотоциклы) не имеют особенных преимуществ перед «чЄтными» вариантами: двух- или четырЄхколЄсными. Ќо если во главе угла удовольствие от вождени€, три колеса дают свои плюсы, например, стабильное поведение в заносе — инерци€ задней части минимальна

ѕусть технически трайк €вл€етс€ гибридом автомобил€ и мотоцикла, едет он, скорее, по-автомобильному. ≈сли байки ложатс€ в сильный крен внутрь поворота и имеют шины с особым поперечным профилем, то трайк поворачивает за счЄт передних колес и кренитс€ наружу, как и любой автомобиль.

≈сли въехать в поворот слишком быстро, начинаетс€ лЄгкий снос передней оси. Ќо под т€гой трайк охотно скользит задним колесом
≈сли въехать в поворот слишком быстро, начинаетс€ лЄгкий снос передней оси. Ќо под т€гой трайк охотно скользит задним колесом

¬ сравнении с четырЄхколЄсными аппаратами трайк более склонен к опрокидыванию по геометрическим характеристикам, но это компенсируетс€ низким центром масс, поэтому он уходит в скольжение раньше, чем возникают опасные крены. ѕеревернутьс€ он может, налетев в боковом скольжении на преп€тствие, а на ровном асфальте устойчив. 

¬идео јртема  раснова, монтаж ¬адима јрхипова

» трайк не требует навыков мотоциклетной езды. ќрганы управлени€ привычны автомобилистам: руль, три педали, рычаг коробки передач (с поправкой на мотоциклетный алгоритм переключени€). 

— такого ракурса трайк напоминает небольшой багги. ѕосадка в сидень€х непривычна — почти лежишь, — но удобна
— такого ракурса трайк напоминает небольшой багги. ѕосадка в сидень€х непривычна — почти лежишь, — но удобна

—идень€ обшили кожей в одной из мастерских „ел€бинска. ¬ыполнены они в форме ложементов и обеспечивают очень низкую, но вполне естественную посадку. ≈сть ремни безопасности, но нет регулировки сидений в продольном направлении: вместо этого ќлег установил электропривод, мен€ющий положение педального узла — нечастое решение даже дл€ премиум-автомобилей.

ѕедальный узел можно переместить поближе
ѕедальный узел можно переместить поближе
ƒл€ этого предусмотрен электропривод: вот его кнопки на боковой панели
ƒл€ этого предусмотрен электропривод: вот его кнопки на боковой панели
ѕримерно так водитель видит обстановку. ≈сть зеркала заднего вида
ѕримерно так водитель видит обстановку. ≈сть зеркала заднего вида

— ƒолго подбирал руль, — рассказывает ќлег. — —начала хотел поставить скошенный снизу, чтобы легче было садитьс€, но поскольку трайк может ездить в заносах и требует быстрого перехвата рул€, скошенна€ часть оказалась неудобной: хвать, а там пустота. “огда € поставил «баранку» маленького диаметра, но тоже неудобно: слишком острые реакции. ¬ итоге пришЄл к нынешнему решению: руль здесь обычного дл€ спортивных машин диаметра, но съемный дл€ облегчени€ посадки.

—ъЄмный руль — ещЄ одно решение, характерное дл€ автоспорта. ¬ «‘ормуле 1», кстати, гонщиков штрафуют, если они унос€т с собой руль после высадки из автомобил€, ведь иначе его невозможно откатить с опасного места. ј ещЄ это одна из противоугонных мер
—ъЄмный руль — ещЄ одно решение, характерное дл€ автоспорта. ¬ «‘ормуле 1», кстати, гонщиков штрафуют, если они унос€т с собой руль после высадки из автомобил€, ведь иначе его невозможно откатить с опасного места. ј ещЄ это одна из противоугонных мер
ќдин из плюсов такой схемы: очень хорошее ощущение передних габаритов, что при гоночном стиле езды позвол€ет буквально «облизывать» кра€ поворотов
ќдин из плюсов такой схемы: очень хорошее ощущение передних габаритов, что при гоночном стиле езды позвол€ет буквально «облизывать» кра€ поворотов

–уль, кстати, без усилител€: колеса поворачивает перевЄрнута€ рейка от праворульного Nissan March, поэтому реакции на руле надежные и чуткие, как у карта. 

„тобы уместить панель от VW Polo по ширине, пришлось вырезать кусок из еЄ центральной части, но получилось хорошо
„тобы уместить панель от VW Polo по ширине, пришлось вырезать кусок из еЄ центральной части, но получилось хорошо
ѕанель приборов от Mazda 3: тахометр €вно тесноват дл€ мотоциклетного мотора с пиковой частотой более 10 тыс€ч об/мин
ѕанель приборов от Mazda 3: тахометр €вно тесноват дл€ мотоциклетного мотора с пиковой частотой более 10 тыс€ч об/мин
≈сть камера заднего вида, правда, экран очень маленький и сильно бликует
≈сть камера заднего вида, правда, экран очень маленький и сильно бликует

ѕередн€€ панель заимствована от Volkswagen Polo, но поскольку трайк значительно уже, ќлег распилил еЄ, и вместо «бороды» в центре салона получилс€ «€зык» — выгл€дит вполне убедительно.

¬згл€д чел€бинского трайка даже выразительней оригинала
¬згл€д чел€бинского трайка даже выразительней оригинала

ј фары ќлег заимствовал у какого-то Nissan.

— ѕонравились, отпилил сегменты, приладил, получилось как надо, — смеетс€ ќлег.

 аждый элемент сначала выполн€лс€ в виде модели, с которой иногда нужна€ делатель сразу делалась , а иногда — лишь матрица (что-то вроде «инверсии» детали), по которой уже потом выклеивалс€ элемент
 аждый элемент сначала выполн€лс€ в виде модели, с которой иногда нужна€ делатель сразу делалась , а иногда — лишь матрица (что-то вроде «инверсии» детали), по которой уже потом выклеивалс€ элемент

–абота над дизайном очень трудоЄмка. ¬нешние панели кузова сделаны из стеклопластика, а это подразумевает огромный объЄм ручного труда. —начала ќлег создал полноразмерный макет будущего трайка и его отдельных деталей из строительной пены — этакий грубый слепок. «атем он выводил форму деталей с помощью специального пластилина.

¬оздухозаборник двигател€ находитс€ в центральной части крыши: от него к мотору идут гофрированные патрубки
¬оздухозаборник двигател€ находитс€ в центральной части крыши: от него к мотору идут гофрированные патрубки
 окетливый лепесток над капотом в задней части машины смотритс€ очень эффектно: такие детали придают машине очень стильный вид
 окетливый лепесток над капотом в задней части машины смотритс€ очень эффектно: такие детали придают машине очень стильный вид
¬ левом кофре будет небольшой багажник, в правом — динамик сабвуфера
¬ левом кофре будет небольшой багажник, в правом — динамик сабвуфера
Ѕоковые понтоны с воздухозаборниками системы охлаждени€
Ѕоковые понтоны с воздухозаборниками системы охлаждени€
ѕомимо мощного крыла над колесом, есть ещЄ симпатичные подкрылки, которые поворачиваютс€ вместе с ним
ѕомимо мощного крыла над колесом, есть ещЄ симпатичные подкрылки, которые поворачиваютс€ вместе с ним

“ехнологи€ очень близка к тому, как делают композитные монококи суперкаров, включа€ болиды «‘ормулы 1» — там используют другие материалы (например, углеволокно и кевлар) и «пекут» их в автоклаве, но сам принцип похож.

ќлег попросил снимать трайк в солнечный день, когда перламутрова€ краска си€ет золотом
ќлег попросил снимать трайк в солнечный день, когда перламутрова€ краска си€ет золотом

ѕосле был столь же трудоемкий этап покраски, потому что дл€ получени€ перламутрового эффекта потребовалась дюжина слоев эмали и лака.

— ≈щЄ и сохнет долго, — объ€сн€ет ќлег. — Ќаносишь эмаль, ждЄшь, снова наносишь, снова ждЄшь.

≈здит трайк довольно дерзко
≈здит трайк довольно дерзко

”видев трайк на фотографи€х, которые ќлег прислал в редакцию, € подумал, что аппарат с таким дизайном может оказатьс€ этаким мул€жом на колесах, способным перемещатьс€ в похоронном режиме от выставке к выставке. Ќо € ошибс€: трайк ездит весьма агрессивно, как и подобает машине со столь вызывающим дизайном.

ѕобольше газу — и машина легко идЄт боком
ѕобольше газу — и машина легко идЄт боком

ѕод избыточной т€гой 100-сильного мотора заднее колесо срываетс€ в занос, а почти честное распределение массы делает трайк достаточно предсказуемым. ¬ итоге он может ездить и по кольцевым траектори€м без лишних скольжений, и в дрифте.

ѕо оценкам ќлега, масса аппарата составл€ет пор€дка 450 килограммов, удельна€ мощность — пор€дка 200–230 л. с. на тонну. Ёто соответствует уровню Porsche Cayman: цифры не рекордные, но вполне спортивные.

»сходный Campagna T-Rex весит чуть более половины тонны и разгон€етс€ до 100 км/час за 3,9 секунды, но с двигателем мощностью 160 л. с. ћожно предположить, что чел€бинский трайк делает сотню секунд за п€ть
»сходный Campagna T-Rex весит чуть более половины тонны и разгон€етс€ до 100 км/час за 3,9 секунды, но с двигателем мощностью 160 л. с. ћожно предположить, что чел€бинский трайк делает сотню секунд за п€ть

— ј вы сами байкер? — спрашиваю € ќлега, пыта€сь пон€ть корни его увлечени€ столь специфической техникой.

— Ќет, не байкер, но в детстве много ездил на мопедах и мотоциклах и с тех пор люблю такую технику. ѕотом пересел на машины, занималс€ их тюнингом и, наконец, захотел построить что-нибудь необычное. ”видел фотографии T-Rex и пон€л — то, что нужно. ¬ „ел€бинске таких точно нет.

“ехнического образовани€ у ќлега нет, поэтому он называет себ€ самоучкой: первый навык работы с техникой ему дал дед, собира€ и разбира€ вместе с внуком мопеды и мотоциклы
“ехнического образовани€ у ќлега нет, поэтому он называет себ€ самоучкой: первый навык работы с техникой ему дал дед, собира€ и разбира€ вместе с внуком мопеды и мотоциклы

–абота зан€ла примерно четыре года, а количество вложенных денег, по словам ќлега, он перестал считать после первой сотни тыс€ч. ƒл€ проекта T-Rex он купил гараж, сварочный аппарат и огромное количество разных запчастей и агрегатов.

—  огда € сидел, шоркал раму у гаража, все ходили и удивл€лись: зачем оно тебе надо? — смеЄтс€ он.

“Єзка создател€ трайка ќлег попросил разрешени€ сесть за руль. ѕроцесс, кстати, требует некоторой гибкости, но уже на месте ќлег констатировал, что эргономика очень удобна€ даже дл€ человека массой под 100 кг
“Єзка создател€ трайка ќлег попросил разрешени€ сесть за руль. ѕроцесс, кстати, требует некоторой гибкости, но уже на месте ќлег констатировал, что эргономика очень удобна€ даже дл€ человека массой под 100 кг

Ќо теперь автор, кажетс€, доволен. Ћюди в самом деле реагируют на детище ќлега с неверо€тной открытостью, и разговор теплеет с первой минуты.  то-то уходит в ностальгию по временам, когда в моде были мопеды «¬ерховина», кто-то в восторге от дизайна и цвета.

’ороша и задумка, и исполнение
’ороша и задумка, и исполнение

“райк в самом деле оставл€ет очень цельное впечатление, и главное — в нЄм совершенно не чувствуетс€ кустарщины. Ёто касаетс€ и качества сборки, и ездовых повадок. ∆иви ќлег где-нибудь в ≈вропе, при таком уровне скиллов наверн€ка нашел бы высокооплачиваемую работу в дизайнерском ателье или компании по мелкосерийной сборке спорткаров. ј в –оссии?

¬ отличие от заводского автомобил€, самоделку нужно сначала легализовать: то есть доказать, что она соответствует всем нормативам
¬ отличие от заводского автомобил€, самоделку нужно сначала легализовать: то есть доказать, что она соответствует всем нормативам

ј в –оссии головной болью €вл€етс€ узаконивание подобных машин. —ейчас выезд трайка на дороги общего пользовани€ запрещЄн: поймают — отвезут на штрафсто€нку. ќлег, естественно, планирует легализовать трайк: люди, уже прошедшие этот ад, поделились телефонами и адресами необходимых организаций.  стати, по документам трайк отнесут, скорее всего, к мотоциклам. 

— “ак-то неохота, конечно, возитьс€: ходить по кабинетам, уговаривать, упрашивать, — сетует он. — Ќо вариантов нет. 

ѕока тестировать его можно разве что на закрытых территори€х
ѕока тестировать его можно разве что на закрытых территори€х

ѕроцедура легализации самоделок в –оссии действительно сложна, и хот€ в этом есть определенный смысл — не каждый аппарат безопасен — много в ней и бюрократических перегибов, которые больше напоминают издевательства над самодельщиками. ћожет быть, поэтому в –оссии практически не осталось самосто€тельного автопрома, ведь хорошие технари нередко начинают именно как самодельщики. 

ќлег счастлив, что довЄл дело до конца. Ѕайкеры, кстати, сразу захотели прин€ть его в свою тусовку
ќлег счастлив, что довЄл дело до конца. Ѕайкеры, кстати, сразу захотели прин€ть его в свою тусовку

Ќо ќлег смотрит на свой T-Rex и, кажетс€, забывает о трудност€х. “райк в самом деле поднимает настроение, и от нашей редакции мы желаем ќлегу пройти все формальности и поставить машину на учет. ѕлощадка под задний номерной знак уже есть.

ѕод задним обтекателем должен по€витьс€ номерной знак, но лишь после легализации машины. Ёто займЄт, по оценкам ќлега, не менее года
ѕод задним обтекателем должен по€витьс€ номерной знак, но лишь после легализации машины. Ёто займЄт, по оценкам ќлега, не менее года

ћы любим писать про людей с необычными хобби, в том числе св€занными с автомобил€ми. “ак что если знаете подобных героев — сбросьте сообщение и фотографии на электронную почту редакции «јвто».

Ќапример, вот репортаж о забавных и очень способных багги FunCruiser Lite, которые делают в –оссии.

ј вот рассказ о чел€бинском реставраторе автомобилей и его радиоуправл€емой модели пикапа Ford F-100.

ј житель ≈катеринбурга јлексей ћакаров уже не первый год совершенствует очень проходимые болотоходы.