ѕередвижной комплекс « ордон» около Ford Focus: на наш вопрос его полусонному обитателю он ответил, что работает в охранной фирме, котора€ €вл€етс€ подр€дчиком √»Ѕƒƒ. ¬ инспекции информацию подтвердили и по€снили, что место установки выбирали сами с учетом карты аварийности: человек в машине был лишь охранником камеры
ѕередвижной комплекс « ордон» около Ford Focus: на наш вопрос его полусонному обитателю он ответил, что работает в охранной фирме, котора€ €вл€етс€ подр€дчиком √»Ѕƒƒ. ¬ инспекции информацию подтвердили и по€снили, что место установки выбирали сами с учетом карты аварийности: человек в машине был лишь охранником камеры

¬ласти планируют ограничить доступ частных компаний к контрактам на фотовидеофиксацию нарушений ѕƒƒ: на первом этапе коммерсантами займетс€ прокуратура за начисление ошибочных штрафов, а в перспективе привлекать к этой щекотливой теме сторонние фирмы запрет€т совсем. ѕо данным газеты «»звести€», вопрос будет решен радикально правительством, где планируют отстранить от темы частников, а сами подходы к фотовидеофиксации пересмотреть. —айт 74.ru разбиралс€, чем плохи «коммерческие» камеры и станет ли лучше после их запрета.

 ак монетизировались камеры

ѕредысторию вопроса нам рассказал автоэксперт ёрий ѕанченко:

— ≈ще с середины нулевых годов закон о концесси€х, а позже закон о государственно-частном партнерстве допускал передавать часть государственных функций, в том числе фотовидеофиксацию нарушений, частным структурам.

—пециалист отмечает, что в „ел€бинске камеры стали по€вл€тьс€ в 2008 году и поначалу принадлежали √»Ѕƒƒ. јктивный «аутсорсинг» началс€ в 2015 году, тогда первым подр€дчиком стало ѕјќ «–остелеком».

Ѕывшие камеры «–остелекома» на выносных стойках теперь принадлежат области 
Ѕывшие камеры «–остелекома» на выносных стойках теперь принадлежат области 

— ¬ этом вопросе всегда было много серых зон, например, только в 2017 году нова€ верси€ регламента √»Ѕƒƒ сделала возможным использование камер, которые не принадлежат государству и муниципалитетам, — объ€сн€ет специалист. — „то, кстати, выгл€дит странным в любом случае.

—хема работы √»Ѕƒƒ с коммерческими структурами такова: подр€дчик, выигравший конкурс, занимаетс€ установкой и обслуживанием камер, однако места их установки определ€ют власти региона (муниципалитета) совместно с √осавтоинспекцией. ¬се данные с камер стекаютс€ в центр фотовидеофиксации региона (входит в √»Ѕƒƒ), где провер€ютс€ и визируютс€ подписью инспектора, без которой постановление считаетс€ недействительным.

¬опросов к такому подходу много. Ќапример, при объ€влении конкурса на сайте «√осзакупки» указываетс€ сумма контракта, а также стоимость гонорара за передачу данных о нарушении. ‘актически это означает некий «план по нарушени€м», который исполнитель контракта должен выполнить до его истечени€. Ќапример, прошлогодний конкурс на услугу фотовидеофиксации в „ел€бинской области на сумму 273 миллиона рублей подразумевал вознаграждение на уровне 220 рублей за превышени€ скорости и 480 рублей за прочие. „тобы отработать контракт, необходимо было обеспечить вполне конкретное количество «годных» постановлений.

≈сли во главе угла забота именно о безопасности, снижение количества постановлений должно лишь приветствоватьс€, тогда как при коммерческом подходе уменьшение нарушителей может быть «нерентабельно», потому что ведет к невыполнению контракта и финансовым потер€м дл€ подр€дчика.

 амерна€ чехарда

ѕервый «камерный» подр€дчик — ѕјќ «–остелеком» — не просто обслуживал комплексы, но устанавливал их за свой счет, то есть владел ими. —истема казалась работоспособной поначалу, но в 2018 году дала масштабный сбой, когда конкурс выиграла «пришла€» компани€ «јЁЋ№-–“— инжиниринг» из Ќижнего Ќовгорода, не имевша€ на тот момент ни одного комплекса фотовидеофиксации в городе. ¬ результате более 40 ростелекомовских камер встали на бессрочную паузу, а нова€ компани€ раскачалась только к середине года.  оличество стационарных камер в любом случае уменьшилось, и «план по штрафам» удалось выполнить в основном за счет 30 передвижных комплексов, оператором которых была также компани€ «јЁЋ№-–“— инжиниринг». ¬ конце 2018 года контракт нижегородской фирмы закончилс€, и теперь 19 еЄ комплексов сто€т на паузе.

 омпани€ «јЁЋ№-–“— инжиниринг» сделала ставку на достаточно современные комплексы «ѕтолемей-—ћ», которые после окончани€ контракта в 2018 году временно не работают
 омпани€ «јЁЋ№-–“— инжиниринг» сделала ставку на достаточно современные комплексы «ѕтолемей-—ћ», которые после окончани€ контракта в 2018 году временно не работают

Ќаигравшись с чужими камерами, чел€бинские власти вз€ли курс на перевод стационарных комплексов фотовидеофиксации во владение областной казной (де-факто это центр обработки вызовов 112 «Ѕезопасный регион», подчин€ющийс€ ћинистерству общественной безопасности). — 2019 года отдавать на сторону решили только контракты по фотовидеофиксации передвижными комплексами. ¬ феврале контракт такого рода выиграла компани€ «ћегафон», кстати, снизив его цену относительно первоначальной втрое.

÷ветами на карте обозначены следующие типы комплексов: чЄрным — камеры, подлежащие модернизации, синим — новые камеры (установка в 2019 году), оранжевым — камеры «јЁЋ№-–“— инжиниринг» (временно не работают), фиолетовым — бывшие камеры ѕјќ «–остелеком» (работают с декабр€ 2018 года).

„то касаетс€ стационарных комплексов, то сейчас в „ел€бинске работают 74 объекта, а ещЄ 19, которые принадлежат «јЁЋ№-–“— инжиниринг», область планирует выкупить в течение года. ≈сть замыслы добавить 17 новых комплексов, чтобы общее их число в „ел€бинске достигло 110.

—мотрители за треногами запарковались пр€мо на остановке на “роицком тракте. ћало того что они нарушают регламент установки камер, ещЄ и подают дурной пример
—мотрители за треногами запарковались пр€мо на остановке на “роицком тракте. ћало того что они нарушают регламент установки камер, ещЄ и подают дурной пример

¬редны ли камеры-коммерсанты?

¬олна недовольства поднимаетс€ по всей –оссии, и особенно болезненно автомобилисты воспринимают именно передвижные комплексы (треноги). ѕри аутсорсинге их работу контролируют люди в штатском, часто — на неправильно запаркованных автомобил€х, что само по себе подрывает доверие к системе.

јвтомобиль с камерой стоит на газоне и тротуаре близ перекрЄстка проспекта ѕобеды и улицы „айковского
јвтомобиль с камерой стоит на газоне и тротуаре близ перекрЄстка проспекта ѕобеды и улицы „айковского

¬ице-президент ‘едерации автомобилистов –оссии ƒмитрий  левцов отмечает случаи, когда камеры став€тс€ на кирпичи и €щики, и подобные прецеденты были и в „ел€бинской области. ƒепутат √осдумы ¬€чеслав Ћысаков указывает на невозможность контрол€ информации, котора€ передаетс€ от подр€дчика в центр фотовидеофиксации √»Ѕƒƒ: это позвол€ет, например, исключить из списка нарушителей «нужные» автомобили.

„ел€бинска€ область: комплекс фотовидеофиксации разместили пр€мо на багажнике «¬олги». ќ какой точности измерений может идти речь?
„ел€бинска€ область: комплекс фотовидеофиксации разместили пр€мо на багажнике «¬олги». ќ какой точности измерений может идти речь?

¬прочем, у «коммерческого» подхода есть и плюсы, например в 2015 году усили€ми сторонней компании удалось удвоить «поголовье» чел€бинских камер. –абота по их установке и обслуживанию €вл€етс€ чужеродной дл€ √»Ѕƒƒ, поэтому подключение к ней телекоммуникационных компаний не лишено смысла.

Ќо остаетс€ вопрос контрол€, где пока слишком много неизвестных.

— ¬ообще власти шли путем создани€ прецедентов, — объ€сн€ет ёрий ѕанченко. — “о есть они внедр€ли инициативу и смотрели: прокатило или нет? ≈сли по€вл€лось недовольство, что-то мен€ли в законодательстве. » этот процесс идет до сих пор. Ќапример, долгое врем€ не было чЄткого определени€ автоматического режима фотовидеофиксации.

ѕоследнее оставл€ло простор дл€ злоупотреблений, например, когда пренебрежение ремн€ми безопасности определ€лось инспектором по снимку с камер — в этом случае речи об автоматической (то есть беспристрастной) фиксации уже не шло.

Ќедовольство водителей вызывают сомнительного вида операторы передвижных камер (треног), €вно не имеющие ни специальных познаний в вопросе, ни опыта.

— ѕередвижные комплексы очень чувствительны к правильности установки, например, углу ориентировани€ относительно кра€ дороги, — по€сн€ет ёрий ѕанченко. — ≈сть нормативы, которые оговаривают погрешность измерений, но в случае с частными компани€ми контролировать этот вопрос невозможно.

„ем инспектор лучше «д€ди ¬аси»?

Ќо ведь нарушить инструкцию могут и инспекторы √»Ѕƒƒ, которые также не €вл€ютс€ специалистами в метрологии. “ак есть ли принципиальна€ разница, кто следит за камерой: обученный сотрудник телекоммуникационный компании или инспектор, мотивированный на сбор штрафов?

— –азница есть, — не согласен ёрий ѕанченко. — ¬о-первых, инспектора можно привлечь к ответственности по статье 19.19  ојѕ (нарушение законодательства об обеспечении единства измерений), тогда как условного «д€дю ¬асю», которого нан€ла сторонн€€ компани€, наказать нельз€. ≈сть и множество других нюансов: скажем, попул€рные у нас комплексы « рис-ѕ» должны устанавливатьс€ под углом 25 градусов к дороге, но их радар, измер€ющий скорость, должен быть ориентирован под углом 22 градуса. “о есть фактически использовать « рисы-ѕ» нельз€, потому что, как ни ставь, погрешность измерени€ выходит за нормативные рамки. Ќо это «нельз€» распростран€етс€ на должностных лиц, а не сотрудников частных фирм, которые караул€т камеры сейчас.

»спользование камер фотовидеофиксации требует строго соблюдени€ процедур: от их позиционировани€ до указани€ точных координат и ограничени€ скорости, действующего на участке
»спользование камер фотовидеофиксации требует строго соблюдени€ процедур: от их позиционировани€ до указани€ точных координат и ограничени€ скорости, действующего на участке

Ќормативы, касающиес€ камер, вообще очень живые и посто€нно мен€ютс€. Ќапример, изначально инспекторам √»Ѕƒƒ не разрешали размещать камеры фотовидеофиксации в зоне действи€ временных знаков, но в 2017 году така€ практика стала законной. ¬ том же году по€вилс€ √ќ—“ на камеры, который в числе прочего оговаривает погрешности измерений. “ем не менее серых зон остаетс€ много.

— ѕока вопросы решаютс€ стихийно, — подытоживает ёрий ѕанченко. — ѕривлечение частников к теме фотовидеофиксации разрешили, но должен быть федеральный пор€док, который оговаривает права и об€занности их операторов, и пока его нет, возможны любые злоупотреблени€.

 акой должна быть система фотовидеофиксации нарушени€ в –оссии, на ваш взгл€д?

јвторизируйтесь,  чтобы проголосовать ќпрос завершен ¬ы успешно проголосовали! –езультаты будут опубликованы по завершении опроса.
  • Ќынешний подход вполне нормальный
  • Ќужно ужесточить требовани€ к операторам комплексов
  •  амеры должны принадлежать бюджету (администрации города, √»Ѕƒƒ и т. п.)
  •  амеры не нужны: это способ обобрать население
  сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосовани€

∆алобы на комплексы фотовидеофиксации мы получаем регул€рно, хот€ и не всегда они обоснованы. Ќапример, чел€бинец получил двойные штрафы за превышение скорости, но позже вы€снилось, что он действительно проехал мимо камеры дважды с небольшим интервалом. –анее мы разъ€сн€ли, что оспорить можно лишь двойные постановлени€, у которых в точности совпадает и врем€, и место нарушени€.

ѕередвижные комплексы фотовидеофиксации не обозначаютс€, но дл€ стационарных об€зательны знаки и/или разметка. ¬от как засудить необозначенную камеру.

¬ этом году планировалось довести количество камер в „ел€бинске до рекордного, но в феврале конкурс на 310 миллионов рублей был отменен ”‘ј—: новые торги назначены на середину ма€.

ј вот ответы на часто задаваемые вопросы о „ел€бинских камерах видеофиксации нарушений.