20 октября воскресенье
СЕЙЧАС -5°С

Заправляться ли впрок: разбираемся, на сколько подорожает топливо с 1 июля

В правительстве пообещали стабильный рост цен на бензин и дизтопливо до конца года

Поделиться

Власти прогнозируют подорожание бензина минимум на рубль

Власти прогнозируют подорожание бензина минимум на рубль

В конце июня истекает соглашение о заморозке цен на автомобильное топливо между правительством и нефтяными компаниями. До заключения этого «пакта о ненападении» была угроза подорожания бензина до 50 рублей за литр, но документ позволил стабилизировать цену топлива в первой половине 2019 года. Разбираемся, нужно ли запасаться горючим впрок и на сколько может подорожать бензин после окончания соглашения.

Заморозка цен сработала, но теперь её отменяют

Скачкообразный рост цен на топливо случился весной прошлого года, когда в течение месяца стоимость бензина выросла на 3,5–4 рубля за литр. Рост продолжился во втором полугодии, и к ноябрю цены обновили рекорды: например, бензин АИ-95 в среднем по России стоил больше 46 рублей за литр. В январе этого года ожидалось ещё большее подорожание из-за значительного роста акцизов и повышения НДС.

Этому помешало соглашение между правительством и крупнейшими нефтяными компаниями: цены не только перестали расти, но в среднем по России даже слегка упали. В регионах, где рост продолжился, его величина была сопоставима с уровнем инфляции (примерно 18–20 копеек в месяц на литр бензина) — это одно из условий соглашения. Скачкообразный рост наблюдался только в самом начале года, когда компаниям разрешили скорректировать цены на 1,7% для компенсации роста НДС. Первоначальный вариант соглашения действовал до конца марта, но затем его продлили до 1 июля.

Но перезаключать соглашение с нефтяными компаниями в правительстве не планируют, о чём ещё в начале июня сообщил вице-премьер Дмитрий Козак.

— Исходя из ситуации, которая существует на бирже, на рынке, исходя из мировых цен нефти, оснований к продлению соглашения после 1 июля нет, — заявил он.

Соглашение критиковали и сами нефтяники: так, глава «Роснефти» Игорь Сечин призвал как можно быстрее вернуться к рыночному регулированию цен.

Тревожные симптомы

Эксперты неоднократно отмечали, что соглашение между правительством и нефтяными компаниями было отчасти лукавым, потому что пришлось на период значительного падения оптовых цен. По данным топливной биржи СПбМТСБ, оптовая цена на бензина АИ-95 в начале года снижалась до 40 тысяч рублей за тонну (примерно 30 рублей за литр). В начале июня же она превысила 51 тысячу рублей за тонну (примерно 38 рублей за литр). При практически неизменных потребительских ценах на топливо розничная маржа сократилась примерно на восемь рублей с литра, что оказывает давление на цены.

Если «средние по больнице» цифры укладываются в пределы инфляции, то в ряде регионов топливо начало дорожать опережающими темпами. Например, в отдельных областях Сибири и Дальнего Востока, по данным Росстата, с начала мая по середину июня цена топлива повысилась на 8% (примерно на 3,5 рубля за литр), то есть в тех же темпах, что и весной прошлого года. Рост цен в начале лета взволновал и жителей Новосибирска.

Что будет после 1 июля

Завершение срока действия соглашения не означает, что рынок переходит в фазу бесконтрольного ценообразования. Ситуацию прокомментировал эксперт Независимого топливного союза Сергей Бойко:

— Требования об удержании цен в коридоре инфляции по-прежнему сохраняются в явном виде, поэтому крупные нефтяные компании не могут наращивать розничную стоимость бесконтрольно, — объяснил он. — Кроме того, более благоприятными для них становятся условия так называемого компенсационного демпфера.

Стабильность цен оплачивается бюджетными миллиардами, чтобы компенсировать нефтяникам недополученную прибыль

Стабильность цен оплачивается бюджетными миллиардами, чтобы компенсировать нефтяникам недополученную прибыль

Демпфером называется схема, при которой нефтяные компании получают из бюджета 70-процентную компенсацию недополученных доходов в случае, если экспортные цены на нефтепродукты превышают обозначенные в соглашении пороги. С начала года для бензина эта планка составляла 55 тысяч рублей за тонну, а для дизтоплива — 50 тысяч. Теперь оба порога снизили на четыре тысячи — до 51 тысячи и 46 тысяч соответственно. Это означает, что при прочих равных нефтяные компании будут получать компенсацию правительства чаще и в большем объёме.

Это, по замыслу правительства, удержит рост стоимости топлива на уровне инфляции. Значит, средняя цена бензина АИ-95 по России в декабре 2019 года составит 46,6 рубля за литр.

Пока же цены давят вверх сезонные факторы, но в правительстве надеются скомпенсировать это регулированием поставок на биржу.

Почему дорожает с востока

Несмотря на все усилия, вспышки «топливной инфляции» случаются. По мнению экспертов, это связано со сложной структурой топливного рынка, в том числе поведением независимых игроков.

Ситуацию прокомментировал директор Центра исследований проблем реальной экономики при Российском экономическим университете имени Плеханова Андрей Быстров:

— Ценовые изменения во второй половине мая заметны из-за ценовой политики небольших АЗС, трейдеров, а также [снижения] биржевых объёмов топлива. В частности, доля поставок «Роснефти» снизилась на 25 процентных пунктов — до 15%. Однако объёмы не ушли на экспорт — их попросту не произвели из-за закрытия заводов на плановое техобслуживание. При этом, чтобы не допустить резкого роста цен в дальнейшем, компании «ЛУКОЙЛ» и «Сургутнефтегаз» пообещали перевести на внутренний рынок часть своего экспорта.

Влияние частных АЗС на цены отметил и Сергей Бойко:

— На Дальнем Востоке доля независимых АЗС выше, потому что крупные игроки не считают малонаселённые регионы России привлекательными. Поэтому восточные регионы в первую очередь ощущают изменение конъюнктуры топливного рынка. По этой причине топливо дорожает у них раньше и резче, чем в остальной России.

По словам эксперта, независимые АЗС повышают цены не от хорошей жизни, а из-за значительного роста оптовых цен.

— В начале года ситуация была относительно комфортна из-за существенного падения оптовых цен, что позволяло удерживать маржу на приемлемом уровне, — объяснил он. — Сейчас же большинство независимых АЗС опять оказались в ситуации, когда маржа стремится к нулю или отрицательным значениям, поэтому нужно выбирать: либо ставить выгодную цену, теряя объёмы, либо работать на количество, жертвуя прибылью.

Частные АЗС (часто безымянные) всегда привлекали низкой ценой, но резкий рост оптовой цены в первой половине этого года поставил их перед выбором: держать низкую цену себе в убыток, снижать качество или продавать топливо дороже, чем на АЗС крупных игроков

Частные АЗС (часто безымянные) всегда привлекали низкой ценой, но резкий рост оптовой цены в первой половине этого года поставил их перед выбором: держать низкую цену себе в убыток, снижать качество или продавать топливо дороже, чем на АЗС крупных игроков

По словам Сергея Бойко, эти же проблемы характерны для крупных нефтяных компаний, но, поскольку гиганты контролируют всю цепочку производства и продажи нефтепродуктов, они могут компенсировать прибыль, упущенную в рознице, за счёт других стадий. Кроме того, крупным игрокам положена компенсация от правительства. Всё это приводит к постепенному вымыванию независимых АЗС с рынка и усилению монопольных позиций крупных производителей топлива.

Тем не менее резкого скачка розничных цен на топливо после 1 июля не ожидается: у правительства остаётся ещё достаточно рычагов, чтобы воспрепятствовать эскалации стоимости топлива.

— В целом ситуация на топливном рынке отражает действующее соглашение между правительством и крупными нефтяными компаниями, — резюмировал Андрей Быстров.

Вице-премьер правительства Дмитрий Козак также подчеркнул, что рост стоимости топлива до конца года не превысит нынешних уровней:

— Мы вносим корректировки в механизм демпфера, налоговое законодательство, и поэтому все взятые на себя обязательства по недопущению роста цен на топливо мы выполним.

Насколько приемлемым является для вас нынешний уровень цен на бензин (42–46 рублей за литр)?

    Весной удалось избежать скачка цен на бензин, но за это нефтяные компании получили щедрую компенсацию.

    Тем временем правительство не оставляет попыток пересадить россиян на метановые автомобили.

    С 1 июля в Челябинске начнут ездить новые автобусы, работающие на газовом топливе.

    Залили некачественное топливо, столкнулись с недоливом или обнаружили резкое повышение цен на бензин? Ждём от вас сообщений, фото и видео на почту редакции, в наши группы во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.

    оцените материал

      Поделиться

      Поделиться

      Увидели опечатку?
      Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
      Горлум
      25 июн 2019 в 07:54

      А в Казахстане 95 стоит 30 рублей за литр, хотя там бензин большая часть привозной из России...

      Призрачный гонщик
      25 июн 2019 в 09:58

      Самая богатая-нищая страна.

      гость
      25 июн 2019 в 08:33

      В Троицке уже давно ездят на Казахстанском бензине, людям выгодней купить казахстанское ОСАГО на год за 4к. и возить по 200-400 литров для себя раз в месяц. До Карабалыка всего то 50 км. В Костанае на "Казмунайгаз" заправках стоимость 95 -160 тенге, что по нашему 26,62 р., а в Троицке на газпроме 43,55, вот и выходит разница аж в 16,93 за литр. Сто литров привёз 1693 сэкономил. За год приличная экономия выходит. Заправки работают круглосуточно, ночью таможню можно очень быстро пройти.