14 ноября четверг
СЕЙЧАС -8°С

Группа разбора: дети кинулись под колёса, но виноват водитель — выясняем почему

Школьники побежали на свой зелёный, не заметив автомобиль

Поделиться

Наезды на пешеходов, которые начинают идти на зелёный, трудны для разбора

Наезды на пешеходов, которые начинают идти на зелёный, трудны для разбора

Эта авария случилась в середине октября на одном из перекрёстков в Перми. Из пяти пострадавших школьников в больницу попали трое, но их состояние считается удовлетворительным. В этой аварии дети как будто не оставили водителю шансов, но вряд ли это спасёт его от наказания.

Видео: Пермская дирекция дорожного движения

На видео трудно понять сигналы светофора, но в момент, когда девочка в розовой куртке рванула через переход, пешеходам ещё горел красный. Её вовремя одёрнули. Через пару секунд на пешеходном светофоре загорелся зелёный, и группа детей помчалась через дорогу не глядя. В этот момент завершала проезд перекрёстка Mazda, которая и снесла толпу детей. Кстати, иномарка изначально выезжала с парковки — её видно на переднем плане в самом начале ролика.

Трудно сказать, успела ли Mazda попасть на перекрёсток на разрешающий сигнал светофора. Очевидно, что проехать на жёлтый в данной ситуации водитель не имел права, поскольку это разрешено лишь в случаях, когда нет возможности остановиться перед стоп-линией (или краем проезжей части в её отсутствие) без экстренного торможения. Выбираясь с парковки, водитель явно не гнал быстро и мог остановиться на жёлтый.

Но, судя по хронометражу видео, он мог въехать на перекрёсток и на зелёный. В этом случае Правила разрешают ему завершить манёвр вне зависимости от сигналов светофора (пункт 13.7 ПДД). При этом стартующие на зелёный водители должны дать ему такую возможность (пункт 13.8 ПДД).

Тонкость в том, что пункт 13.8 ПДД относится исключительно к другим водителям и на пешеходов не распространяется. Вы скажете, что они должны убедиться в своей безопасности, перед тем как начинать переход, но и это требование пункта 4.5 ПДД относится к нерегулируемым переходам. Здесь же дети побежали на зелёный свет, и хотя здравый смысл явно не на их стороне, де-юре они имели право так сделать.

Подобные ситуации распространены, а Правила не дают однозначного ответа, кто кого должен пропускать. Тем не менее сложившаяся практика на стороне пешеходов.

— С точки зрения судов, здесь тоже всё однозначно: в описанной ситуации пропускать обязаны водители, — разъясняет автоюрист Лев Воропаев. — Формально пешеходы должны убеждаться в безопасности манёвра, но даже если они переходят на красный, не говоря о зелёном сигнале, водители должны соблюдать пункт 10.1 ПДД.

Пункт 10.1 ПДД требует от водителя снижать скорость вплоть до полной остановки при появлении опасности, которую он в состоянии обнаружить. И стоящие у бровки тротуара пешеходы, которые ожидают зелёного, являются именно такой опасностью. Её появление предсказуемо, а значит, нужно готовиться тормозить, тем более если у края дороги стоят дети.

Так что, проскакивая перекрёсток на поздний зелёный, нужно иметь в виду необходимость пропустить пешеходов на другой стороне проезжей части, если они вздумают пойти сразу же. «Зебры» нередко отнесены от пересечения проезжих частей на десяток-другой метров, что ещё больше осложняет ситуацию. 

А вот ещё одно ДТП по такому же сценарию, но с гораздо худшими последствиями. Водитель ПАЗа имел возможность сбросить скорость, но решил проскочить под самый занавес зелёного, а мальчик побежал без паузы. Такие сценарии нужно иметь в виду также при повороте налево и развороте: хотя это не обозначено в Правилах явно, пешеходы, начинающие движение на зелёный, имеют приоритет.

В описанных авариях кто, по-вашему, виноват больше?

    Присылайте видео спорных инцидентов на почту редакции «Авто», указывая в теме «Группа разбора».

    Также мы возобновили проект «Нарушение месяца», где публикуем нарушения челябинских водителей.

    А фотографии парковочного беспредела мы ждём от вас в разделе «Я паркуюсь, как баран».

    Хотите прислать фотографию или видео в проект «Группа разбора», «Я паркуюсь, как баран» или нарушение месяца? Смело пишите на электронную почту редакции «Авто».

    оцените материал

    • ЛАЙК 0
    • СМЕХ 0
    • УДИВЛЕНИЕ 1
    • ГНЕВ 0
    • ПЕЧАЛЬ 0

    Поделиться

    Поделиться

    Увидели опечатку?
    Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
    диванный эксперт
    21 окт 2019 в 08:11

    Во многих азиатских странах, где людей как тараканов, пешеходы должны уступать автомобилям и это при том, что пешеходов там гораздо больше, чем людей на колесах. Азиаты - народ умный, они руководствуются здравым смыслом, потому что главное - не наказать кого-то за дтп, а предотвратить наезд и сохранить жизнь, ежу понятно, что пешеходу в разы проще остановиться, чем транспорту. У нас же все наоборот - пешеход прав, но мертв или калека: пешеходы перед светофором стоят как перед спринтерским забегом, чуть ли не с низкого старта забег устраивают как только зеленый загорится.

    Гость
    21 окт 2019 в 07:16

    Переходя дорогу, хоть по нерегулируемому пешеходному переходу, хоть по светофору, помните, что кроме того самого "де-юре" существует еще и ваша собственная жизнь, в единственном и неповторимом числе, которую неплохо бы сохранить, поэтому не поленитесь, и повертите головой вокруг оси. Кстати, и для профилактики остеохондроза полезно.

    Гость
    21 окт 2019 в 08:00

    Нужно снижать максимально разрешённую скорость в городах до 40 км/ч. Нужно в школе детям объяснять правила ПДД для пешеходов.