22 января среда
СЕЙЧАС -10°С

Группа разбора: как пешеходы-самоубийцы и бездарь за рулём нашли друг друга

При всей очевидности этого ДТП, в соцсетях вспыхнул спор, кто прав

Поделиться

Характерный след от удара головой на лобовом стекле KIA Spectra — верный признак наезда на пешехода

Характерный след от удара головой на лобовом стекле KIA Spectra — верный признак наезда на пешехода

Эта авария произошла в Рыбинске: на хорошо освещённой и почти пустой дороге двое пешеходов пересекали проезжую часть по переходу, когда их на полном ходу снесла KIA Spectra. Мнения о том, кто больше виновен в этой аварии, неожиданно разделились.

Инцидент могла предотвратить любая из сторон. Водитель не сбавлял скорости практически до момента наезда, хотя видимость в сторону пешеходов ничто не ограничивало. Но и пешеходы могли заметить автомобиль и не шагать прямо под него. Формально у них был приоритет, но, помимо буквы закона, есть ещё грубая физика, и она была не на их стороне. Но кто прав де-юре?

Для пешеходов в Правилах дорожного движения есть пункт 4.5: на нерегулируемых переходах выходить на проезжую часть можно, убедившись в безопасности. Пешеходы обязаны оценить расстояние до автомобилей и их скорость, то есть переходить вслепую запрещено.

Но для разбора таких ДТП этот пункт, как правило, не так значим — ответственность всё равно ложится на водителя. В данном случае он нарушил пункт 14.1 ПДД, который требует уступить дорогу людям, переходящим дорогу по нерегулируемому переходу. Пешеходы были уже на проезжей части, то есть обязанность пропускать была безусловной.

Вероятно, водитель отвлёкся: может быть, говорил по телефону или разбирался с магнитолой, но и это не оправдание, равно как и ссылки на внезапность появления пешеходов. Помимо прочего водитель обязан выполнять пункт 10.1 ПДД, то есть снижать скорость вплоть до полной остановки сразу же после обнаружения опасности, и это правило распространяется даже на ситуации, когда пешеходы бегут в неположенных местах, не говоря уже о пешеходных переходах. Судя по видео, водитель не сделал всего возможного, чтобы избежать ДТП, поэтому с большой вероятностью его признают ответственным за этот инцидент.

Какое наказание ему грозит? Зависит от травм пешеходов: если вред здоровью лёгкий или средний — административное наказание по статье 12.24 КоАП подразумевает штраф до 25 тысяч рублей или лишение прав на срок до двух лет. Если причинён тяжёлый вред здоровью, по статье 264 Уголовного кодекса водителю грозит до двух лет колонии, за смерть человека — до пяти лет, за смерть двоих — до семи лет. Наказание существенно ужесточается, если сидевший за рулём человек был пьян.

Что касается тяжести травм, обычно она устанавливается уже в процессе лечения. Например, вредом средней тяжести считается «неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительная утрата трудоспособности менее чем на треть». Скажем, длительная хромота или постоянные головокружения могут быть очень неприятны для человека, но признаны лишь вредом средней тяжести. 

Кроме того, водитель несёт гражданскую ответственность, то есть обязан оплатить лечение пострадавшего человека, причём безотносительно своей виновности: статья 1079 Гражданского кодекса обязывает компенсировать вред в любом случае. Из этого правила есть исключения, но очень специфические: например, водитель освобождается от ответственности, если доказано, что пешеход пытался покончить жизнь самоубийством и действовал намеренно.

Если у водителя есть полис ОСАГО, выплату в пределах 500 тысяч рублей на каждого пострадавшего сделает страховая компания, но и здесь всё непросто — ущерб здоровью оценивается по стандартной таблице (постановление правительства от 15.11.2012 № 1164). Так, перелом бедра оценён в 50 тысяч рублей, сотрясение мозга — до 25 тысяч, перелом позвоночника — 50 тысяч. Если у водителя нет ОСАГО или ущерб превысил расчётные суммы, пострадавшие могут взыскать разницу через суд, включая, кстати, и моральный ущерб.

В таких ситуациях нет победителей — пешеход рискует получить травмы, лечение которых растянется на годы. Водитель, помимо штрафов и лишения прав, несёт большие расходы. Поэтому предотвращение таких инцидентов — в интересах обеих сторон.

Кто, по-вашему, больше виноват в этом происшествии?

    В рубрике «Группа разбора» мы каждую неделю анализируем спорные инциденты.

    Вот например очень популярный сценарий смертельного ДТП на перекрёстках.

    А вот инцидент с пятью сбитыми детьми, которые слишком рано побежали на зелёный (не волнуйтесь, с ними всё хорошо).

    Стали участником спорной аварии? Пишите на электронную почту редакции «Авто». Подписывайтесь на наши группы во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках». Присылайте сообщения в WhatsApp или Viber на номер +7 93 23-0000-74. Телефон службы новостей 7-0000-74.

    оцените материал

    • ЛАЙК 2
    • СМЕХ 0
    • УДИВЛЕНИЕ 1
    • ГНЕВ 2
    • ПЕЧАЛЬ 1

    Поделиться

    Поделиться

    Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
    гость
    23 дек 2019 в 08:56

    Виноват, конечно, водитель. Но у пешеходов напрочь отсутствует инстинкт самосохранения. Тут водитель даже не затормозил! И если бы они просто повернули голову в его сторону - были бы сейчас здоровы. Еще у машины существует тормозной путь, но почему-то его никто никогда не учитывает. Совсем недавно в снегопад случился у меня неприятный инцидент. Я пешехода видела, и естественно тормозила, но был ужасный гололед, каша из снега, дорога не чищена, машина тормозит плохо, хоть и скорость минимальная, но как же пешеходы ждать то будут!!! Прут прям под колеса, им все должны!
    Берегите свою жизнь! Помните, что ваша безопасность - только в ваших руках!!! Оставшись инвалидом на всю жизнь - вам уже будет все равно кто виноват. Ваше здоровье уже никто не вернет.

    Фото пользователя
    23 дек 2019 в 07:10

    Пешеходы - бараны.
    Виноват водятел. Без вариантов.

    Viktor
    23 дек 2019 в 08:36

    Виноват водитель , но и пешеходы могли бы при желании избежать этих проблем если бы ценили свое здоровье и жизнь .
    Посмотрите на ситуацию объективно : смотри те что творится , нам постоянно через сми и т.д повторяют водитель обязан , должен и т.д и в любом случаи виноват и особенно поражает факт что даже если и был прав то должен
    заплатить . И к чему все это привело ?
    Пешеходы стали наплевательски относиться к своей жизни и безопасности . Нельзя только за счет ужесточения наказания для водителей снизить количество дтп с участием пешеходов не применив к ним точно такие же меры как и к водителям . По статистики Гибдд 42-44 % дтп с участием пешеходов происходит по их вине .