¬ыставка вооружений глазами автомобилиста
1 / 5
Ќова€ линейка €рославских моторов адресована военным внедорожникам

Ќовые €рославские двигатели предназначены дл€ «“игров» и «¬олков» на замену американских Cummins и отличаютс€ весьма современными характеристиками. “ак, система впрыска – аккумул€торна€ (пресловутый Common Rail), мощностью – до 240 л. с. при рабочем объеме 4,4 литра, четвертый экологический класс. ¬печатл€ет.

Ќо нет ли в этом зловещего подвоха, как и с автопромом, когда «наши» автомобили есть ни что иное, как обрусевшие иномарки, построенные по западным ноу-хау?

¬о врем€ выставки вооружений Russia Arms Expo 2013 в Ќижнем “агиле об этом говорили много. ¬от стоит новый колесный Ѕћѕ «јтом» производства «”ралвагонзавод», а на деле – «рестайлингова€» и адаптированна€ под –оссию боева€ машина VBCI производства Renault Trucks Defence.

ј вот некий концепт компании Astais из “атарстана, который выгл€дит на п€ть баллов: суровый, дерзкий, продуманный. Ќо на поверку – это оп€ть же французский броневичок VBL, отверточную сборку которого планируют наладить в Ќабережных „елнах. ≈стественно, с последующей локализацией.

1 / 13

Astais VBL

“ехнические характеристики

√абариты, мм: 4300 х 2020 х 1735.

Ќесуща€ часть: бронированный монокок.

ƒорожный просвет, мм: 385.

—нар€женна€ масса, кг: 3400.

ƒвигатель: Steyr M14, дизель, 129 л. с.

 оробка передач: автоматическа€ (Mercedes-Benz).

”гол въезда/съезда, градусы: 75 / 60.

јвтономность, км: 800.

ѕривод: 4 х 4, с понижающей передачей.

—пециальные возможности: амфиби€, может двигатьс€ на спущенных колесах.

¬ездеходы VBL еще с 90-х годов выпускает французска€ компани€ Panhard. ќни прекрасно зарекомендовали себ€ в качестве легких разведывательных машин и автомобилей боевой поддержки.  омпани€ Astais из “атарстана, котора€ специализируетс€ на выпуске спецтехники, намерена организовать производство французских машин дл€ нашей армии.

ƒл€ колесной машины VBL очень проходим, чему способствует не только большой просвет, но и практическое отсутствие свесов, коротка€ база, ровное бронированное днище и возможности автомобил€-амфибии. Ёкипаж – три человека, причем наводчик управл€ет пулеметом посредством монитора и «джойстика».

Ќадо ли говорить про пресловутую «–ысь» – Iveco LMV? Ќеужели нашу военку постигло то же, что и наш автопром – под видом собственных продуктов презентуют «реплики» отнюдь не новой западной техники?

Ќовый «интернационал»

“ехническа€ интервенци€ – €вление скорее вынужденное, а хорошо это или плохо – зависит от нюансов.

«—овременный рынок вооружени€ жестче, чем когда бы то ни было, и мы вынуждены примен€ть кооперационные св€зи, устанавливать международное сотрудничество и отдавать часть работы на аутсорсинг, – прокомментировал ситуацию генеральный директор ¬ѕ  «”ральский вагоностроительный завод» ќлег —иенко. –  то-то делает лучшие стали, кто-то композиты, кто-то двигатели, и чтобы быть конкурентоспособными, порой мы вынуждены прибегать к иностранному опыту».

1 / 8

ќтчасти прослеживаетс€ аналоги€ с автопромом, который во врем€ смуты 90-х настолько поистрепалс€, что –осси€ обратилась к иностранцам за помощью. Ќо есть принципиальна€ разница: если в автопроме мы за редким исключением «слили» отечественные разработки в пользу иностранных технологий, то ¬ѕ  рассматривает иностранную помощь скорее как латание технологических дыр, но не полное замещение. ¬ частности, эксперты говорили о композитных бронематериалах, электронике, сложной оптике, прецизионных узлах – это те сферы, где приходитс€ прибегать к международному опыту.

ќјќ «Ќѕ  ”ралвагонзавод» – производитель основных танков “-72 и “-90 дл€ российской армии. √оловное предпри€тие находитс€ в Ќижнем “агиле, однако холдинг «”¬«» включает дес€тки организаций по всей –оссии.  онструкторское бюро завода разрабатывает танковую платформу нового поколени€ «јрмата». «”ралвагонзавод» стал организатором нынешней выставки RAE-2013.

«Ќа этой выставке мы представл€ем новую Ѕћѕ, – комментирует ќлег —иенко колесную машину «јтом». – Ёто концепт, построенный нами совместно с французскими партнерами, Renault Trucks Defence, в пропорции 50:50. “рансмисси€ и двигатель – иностранные, вооружение – наше».

јльтернатив две: гордо делать что-то чисто российское, оказыва€сь в заведомо проигрышной ситуации. Ћибо намазать на бутерброд российской основы некоторый слой высокотехнологичного масла.

1 / 9

«“игр»

√абариты, мм: 5600 х 2400 х 2500.

Ќесуща€ часть: рама, сварное шасси.

ƒорожный просвет, мм: 400.

ѕолна€ масса, кг: 7800.

ƒвигатель: дизель яћ« 53472-10, 158 л. с.

 оробка передач: механическа€, п€тиступенчата€.

ћаксимальна€ скорость, км/ч: 125.

јвтономность, км: 1000.

ѕривод: 4 х 4, с понижающей передачей.

 оличество мест: 6-9.

«“игр» – пример постсоветского автомобил€, который прижилс€ в ћ¬ƒ и армии. ≈го разрабатывали дл€ заказчиков из ќјЁ, но в итоге наладили производство в јрзамасе дл€ внутренних нужд.

’одова€ часть и трансмисси€ «“игра» во многом унифицированы с Ѕ“–, что видно по размерности колес. ” него торсионные подвески, бортовые редукторы (ради просвета) и централизованна€ система подкачки шин. ѕроходимость великолепна€: как-то на закрытых испытани€х в Ѕронницах «“игр» обставил италь€нскую «–ысь» и Hummer H1.

јвтомобиль бронируетс€ вплоть до шестого класса защиты, а также продаетс€ в частные руки – стоимость начинаетс€ от 3 млн рублей.

¬есь вопрос в балансе. ќпыт с италь€нской «–ысью», которой попытались вытравить российские «“игры» и «¬олки», вызвал известный негатив. ќднако на момент прин€ти€ решени€ «–ысь» превосходила отечественные образцы колесной техники как минимум по защищенности от подрыва, так что определенна€ логика в этом была. — другой стороны, в случае в «–ысью» баланс был нарушен: речь шла не о доработке отечественного образца до международных стандартов, пусть и с заимствовани€ми, а о полной зависимости от иностранных технологий. ѕоэтому проект «–ысь» поставлен на паузу – планируемого увеличени€ закупок не будет.

¬ообще же, «косметическое» использование иностранных технологий идет на пользу ¬ѕ , особенно в контексте его коммерческой составл€ющей – продажи вооружени€ в страны третьего мира. “ак, дл€ танка “-90 рассматриваетс€ использование наработок французской фирмы Sagem в области оптических систем наведени€ и тепловизоров, но ќлег —иенко подчеркивает – с последующей локализацией в –оссии.  онечного заказчика больше интересует результат, а не способ его получени€.

ƒругое дело, когда речь заходит об обороноспособности страны. «десь важнее собственные, засекреченные наработки, уникальные ноу-хау. ѕоэтому заимствовани€ следует рассматривать как попытку выиграть врем€ и компенсировать дес€тилетний простой ¬ѕ . Ќо уходить в «списывание» с головой опасно – российские наработки должны постепенно вытесн€ть западные технологические «костыли».

1 / 9

» процесс идет. “ак, на стенде ќјќ «Ќ»» —тали» представлены новые материалы дл€ изготовлени€ брони, которые выдерживают подкалиберные 30-миллиметровые снар€ды, не говор€ о пул€х. ƒостигнуто это за счет применени€ весьма сложных материалов: керамики, высокопрочных сталей, композитов. ј ведь именно работа с перспективными материалами была названа одной из областей, где существующа€ российска€ техника проигрывает западной.

¬озвраща€сь к двигател€м яћ«, по крайней мере, по характеристикам они превосход€т « амминсы», которые «“игр» использовал до сих пор.   примеру, удельна€ форсировка нашего мотора на 30% выше, а сам мотор компактнее и проще (он четырехцилиндровый). Ќо достигнуть такого результата без использовани€ мирового опыта в области систем впрыска, управлени€, наддува вр€д ли было возможно.

—оплатформенники

ѕоследнее врем€ ¬ѕ  переживает консолидацию – объединение отдельных заводов в «тематические холдинги». “ак, гусеничными машинами дл€ десанта занимаетс€ концерн «“ракторные заводы» (в него вход€т « урганский машзавод», «¬олгоградский тракторный», ќјќ «Ќ»» —тали» и другие компании). ѕроизводство танков поручено корпорации Ќѕ  «”ралвагонзавод», котора€ помимо уральских предпри€тий объединила институты и компании из —анкт-ѕетербурга, Ќижнего Ќовгорода, ћосквы, “омска, “вери и так далее. Ќа базе ижевского оружейного завода формируетс€ концерн « алашников».

ѕо€вл€етс€ и техническа€ упор€доченность – новые образцы техники планируетс€ строить на унифицированных платформах. Ёто полностью соответствует последним ве€ни€м в промышленности вообще (автопром как пример).

1 / 5

Ѕ“–-ћƒћ (–акушка)

√абариты, мм: н. д.

ƒорожный просвет, мм: 300.

ѕолна€ масса, кг: 13 200.

ƒвигатель: ”“ƒ-29 (оппозитный дизель), 450 л. с.

ћаксимальна€ скорость, км/ч: 70 (10 – по воде).

Ёкипаж: 2 + 13 человек.

¬ооружение: пулемет ѕ “ћ (7,62), курсова€ пулеметна€ установка ѕ “ћ (7,62).

Ќовый российский бронетранспортер Ѕ“–-ћƒћ (не путать с перспективной платформой « урганец-25») разработан волгоградским ¬г“«, производитс€ на  урганском машзаводе.

Ќа базе Ѕ“–-ћƒћ планируетс€ создать семейство боевых машин, и перва€ из них, «—прут-—ƒ», была показана в Ќижнем “агиле. ≈е отличительна€ особенность – самое мощное в мире вооружение в классе десантных машин. ѕушка калибром 125 мм и система наведени€ заимствованы у основного танка “-90.

ƒл€ колесных бронетранспортеров готовитс€ нова€ платформа «Ѕумеранг». Ўасси «¬олка» с модульной компоновкой позвол€ет создать семейство двух- и трехосных автомобилей разного назначени€ с высоким классом защиты.  онцерн «“ракторные заводы» показал в Ќижнем “агиле новый Ѕ“–-ћƒћ, который станет основой дл€ серии гусеничных машин и при этом унифицирован с прежними образцами – Ѕћѕ-3ћ и Ѕћѕ-4ћ. Ќаконец, апофеозом €вл€етс€ нова€ танкова€ платформа «јрмата», закрытую презентацию которой в “агиле посетил глава правительства ƒмитрий ћедведев.

ѕерспективные платформы российского вооружени€

ѕлатформа

–азработчик

ќжидаемый срок выхода

Ќынешние образцы вооружени€

ќписание

«¬олк»

ќќќ «¬оенно-инженерный центр» («–усские машины»)

2014

“игр, Ѕ“–-82

 омандно-штабные машины, Ѕ“–, грузовик, шасси дл€ ѕ“”– и «– , разведовательно-дозорные и медицинские машины

«Ѕумеранг»

ќќќ «¬оенно-промышленна€ компани€» («–усские машины»)

2015

Ѕ“–-70, Ѕ“–-82

—емейство колесных бронетранспортеров, боевых машин пехоты, а также образцов с т€желым вооружением

« урганец-25»

 онцерн «“ракторные заводы»

2016

Ѕћѕ-3ћ, Ѕћƒ-4ћ

—емейство гусеничных бронетранспортеров, боевых машин пехоты, противотанковые самоходные комплексы

«јрмата»

¬ѕ  «”ралвагонзавод»

2015

“анк “-72, “-90

ќсновной танк, инженерные машины, машины боевой поддержки танков, т€жела€ Ѕћѕ, —ј”

”нификаци€ – это благо. “ак, одинаковые двигатели семейства боевых машин пехоты двух поколений существенно снижают нагрузку на эксплуатационные и ремонтные подразделени€. ћинимизируютс€ и расходы на ќ – и врем€ постановки в производство. ¬ложившись один раз в гибкую платформу, впоследствии можно без лишних затрат выпускать новые узкоспециализированные образцы техники, не изобрета€ велосипеда.

Ќо унификаци€ – непростое волшебство. ѕросчеты в платформе транслируютс€ во все издели€ на ее основе, а принципиальные ошибки могут поставить под угрозу весь проект. ѕоэтому стоимость разработки платформы обычно в разы выше, чем отдельного объекта.

— 2011 года в –оссии действует государственна€ программа развити€ вооружени€, рассчитанна€ на срок до 2020 года. ѕредполагаетс€, что к 2015 году вооруженные силы обнов€т «матчасть» на 30%, а к 2018 году – на 80%.

  тому же, суд€ по выставке, полного понимани€ технической стратегии еще нет. «јтом», внешне похожий на большой Ѕ“–, многие прин€ли за пресловутый «Ѕумеранг», хот€ это лишь альтернативный проект на основе западных технологий. Ѕравый разведывательный бронеавтомобиль VBL не имеет аналогов в –оссии, тем не менее, его по€вление €вно выбиваетс€ из стратегии унификации. ¬опрос о том, какой процент импортной техники допустим в российских вооруженных силах, остаетс€ дискуссионным.

’орошим примером «принципа платформы» €вл€етс€ танк “-72, который стал основной не только дл€ более современного “-90, но и целого р€да инженерных машин, а также новых образцов военной техники. ¬ Ќижнем “агиле показали 152-миллиметровые гаубицы на базе танка, а также новый «“ерминатор-2».

 стати, о «“ерминаторе».

1 / 4

„то мешает хорошему танцору?

√л€д€ на выставочное оживление, изобилующее новинками, задаешьс€ вопросом: почему их не призывают в армию? ¬з€ть «“ерминатор» – боевую машину поддержки танков. ѕри феноменальной огневой мощи и универсальности особой попул€рностью он не пользуетс€ ни у наших заказчиков, ни у зарубежных. ѕри этом аналогов «“ерминатору» нет – фактически он открывает новый класс боевых машин, защита и подвижность которых сопоставима с танковой, а вооружение более разнообразно.

ѕолагаю, подвод€т нюансы, те самые мелочи, в которых кроетс€ дь€вол. Ќаша техника зачастую не уступает западной концептуально, по замыслу, но проигрывает в детал€х. ƒаже визуально италь€нска€ «–ысь» или VBL выгл€д€т более зрелыми, вышкуренными образцами, чем «—корпион» или «“игр» (впрочем, иностранцы и дороже).

«“ерминатор», к примеру, подводили слаба€ защищенность модул€ вооружени€, не сама€ передова€ система управлени€ огнем и экипаж, состо€щий из п€ти человек. ‘актически имеем хорошую концепцию, ослабленную р€дом недоработок – оп€ть же, поправимых.

¬ “агиле представили вторую эволюцию «“ерминатора», котора€ учла все три перечисленных недостатка. —обственно, в этом и соль: важно не сдаватьс€ при первых неудачах, а сохран€ть сильные стороны и избавл€тьс€ от слабых. «”ралвагонзавод» продемонстрировал именно это умение, и теперь интересно, насколько его старани€ оцен€т заказчики.  стати, в основе «“ерминатора-2» – танк “-72. «ќткат» в прошлое произошел ради все той же унификации: завод разработал программу апгрейда старых «семьдес€т двоек» до уровн€ современных боевых машин.

 онверси€

»звестный концентратор напр€жени€ между ¬ѕ  и ћинистерством обороны – гособоронзаказ. Ќемного напоминает вопрос о первичности €йца или курицы: что должно быть раньше, государственные миллионы или современна€ техника?

«а последние годы концепци€ изменилась. ≈сли в —оветское врем€ государство было главным заказчиком ¬ѕ , а гражданска€ продукци€ служила скорее цел€м конспирации, то теперь именно мирное производство военных заводов должно составить основу их благополучи€. —оответствующа€ задача включена в стратегию развити€ ¬ѕ  до 2025 года.

1 / 8

—негоболотоход —ћ-552-02

√абариты, мм: 4760 х 1855 х 2185.

ƒорожный просвет, мм: 300 мм.

—нар€женна€ масса, кг: 3000.

ƒвигатель: «ћ«-5143 (дизель), 98 л. с.

 оробка передач: механическа€, п€тиступенчата€.

ћаксимальна€ скорость, км/ч: 52 (4 – по воде).

ƒавление на грунт, кг/см. кв: 0,15.

Ўирина гусеницы: 480 мм.

 оличество мест: 8.

ћеханизм поворота: бортовой фрикцион.

—негоболотоход « урганского завода нестандартного оборудовани€» можно купить в частные руки: стоимость начинаетс€ от 1,5 млн рублей, что по меркам спецтехники – очень недорого.

√усеничные машины существенно превосход€т колесные в сложных услови€х: скажем, в снегу или болоте. ”дельное давление на грунт «—ћ» ниже, чем у человека, к тому же он умеет плавать.

ќрганы управлени€ – как у автомобил€, однако техника рулени€ несколько отличаетс€: при повороте гусенична€ машина слегка «забрасывает» заднюю часть.

√усеницы резинотканые, а на катках – пневматические шины ¬Ћ-24 от погрузчика.

«ƒл€ поддержки ¬ѕ  требуетс€ больше средств, чем может дать государство – и это нормально, – прокомментировал ситуацию член генерального совета «ќбщероссийской общественной организации «ƒелова€ –осси€» јльберт ≈ган€н. – “олько  итай создает военную машину в рамках гособоронзаказа, но пример не вполне показательный, поскольку оборонный комплекс  ита€ построен практически с нул€, то есть полностью соответствует потребност€м государства. ¬ остальных странах частные инвесторы и гражданска€ продукци€ создают основу дл€ развити€ ¬ѕ ».

ѕредполагаетс€, что выпуск гражданской продукции, с одной стороны, обеспечит приток «кэша», с другой, позволит высоким технологи€м поработать не только на военных.

ѕод гражданской составл€ющей понимаетс€ не только конверси€ военных технологий: тот же «”ралвагонзавод» наращивает выпуск железнодорожных вагонов и расшир€ет ассортимент. Ќо, конечно, самое интересное – это адаптаци€ военных наработок дл€ невоенных целей.

1 / 10

—корпион 2ћ

√абариты, мм: 4870 х 2180 х 2150.

Ќесуща€ часть: рама.

ƒорожный просвет, мм: 300.

—нар€женна€ масса, кг: 2600.

ѕолна€ масса, кг: 3500.

ƒвигатель: дизель, 156 л. с.

 оробка передач: механическа€, п€тиступенчата€.

ћаксимальна€ скорость, км/ч: 130.

јвтономность, км: 1000.

ѕривод: 4 х 4, с понижающей передачей.

 оличество мест: 2 + 6.

Ћегкий штурмовой автомобиль «—корпион 2ћ» можно купить в частные руки: он не требует даже грузовых прав. —тоимость зависит от комплектации, но представители завода называют планку 2 млн рублей. «а эти деньги вы получаете насто€щий внедорожник с рамой, честным полным приводом, понижающей передачей и независимыми подвесками. —корпион достаточно крупный – по размерам он сопоставим с Toyota Highlander, и может брать на борт восемь человек. Ќа выставке был представлен вариант с более мощным, чем прежде, 156-сильным дизелем, правда, не уточн€лось, какой именно марки. –аньше компани€ использовала польские дизели «јндориа», коробки передач – Dymos ( оре€). ѕоказали и бронированный вариант автомобил€ с защитой от подрыва, однако он т€желее и требует уже грузовых прав.

¬от, например, «—корпион 2ћ» – легкий (по военным меркам) универсальный внедорожник, предназначенный дл€ перевозки людей или грузов массой до одной тонны. ћодульна€ платформа позвол€ет устанавливать на него бронированные кузова с защитой от подрыва и оружейные модули, а также превращать машину в грузовичок или фургон.

¬ отличие от семитонного «“игра», «—корпион» требует лишь права категории ¬ (легковые) и надеетс€ повторить успех ”ј«а, причем как на военном попроще, так и гражданском.

Ќо на примере «—корпиона» станов€тс€ пон€тны и сложности конверсии.   примеру, базовую комплектацию военного внедорожника оценивают примерно в два миллиона рублей, что ограничивает круг клиентов. ѕримерно столько же стоит топовый Mitsubishi Pajero – автомобиль более универсальный. » хот€ военные внедорожник, скорее всего, выносливее в т€желых услови€х, его гражданска€ эксплуатаци€, скажем так – специфический опыт. «—корпион 2ћ» покупают состо€тельные люди, устанавливают качественный интерьер и аудиосистему премиум-класса, что поднимает цену еще больше. ≈го выбирают на роль экспедиционного автомобил€ – в »нтернете есть соответствующие отчеты. ќднако пока гражданский рынок дл€ «—корпиона» весьма и весьма узок.

1 / 5

¬олк

√абариты, мм: 5500 х 2500 х 2500.

 онструкци€: модульна€, на раме.

ƒорожный просвет, мм: 400-550 мм (регулируемый).

ѕолна€ масса, кг: 10 000.

ƒвигатель: яћ«-5347, 240 л. с.

 оробка передач: механическа€, п€тиступенчата€.

ћаксимальна€ скорость, км/ч: 120.

јвтономность, км: 1000.

ѕривод: 4 х 4, с понижающей передачей.

 оличество мест: 8-10.

«¬олк» – это полностью оригинальна€ разработка, и, несмотр€ на отдаленное сходство с «“игром», это машина другого класса.

«¬олк» может бронироватьс€ по высшему классу 6а, то есть выдерживать пулю со специальным сердечником, выпущенную из винтовки —¬ƒ. ѕервым из российской бронетехники он получил керамическую броню.

ј еще – независимые и адаптивные (!) подвески, управл€емые электроникой. Ёто позвол€ет мен€ть клиренс от 400 до 550 мм.

¬ отличие от «“игра», конструкци€ «¬олка» модульна€, то есть состо€ща€ из бронекапсул. ¬ перспективе это сулит лучшую защищенность от подрыва на мине.  ак и «“игр», «¬олк» получил новые двигатели серии яћ«-530.

¬прочем, лиха беда начало. ≈сли вспомнить нынешние иконы сегмента люксовых внедорожников, как Toyota Land Cruiser 200, Nissan Patrol или Mercedes-Benz G-класса, то и они когда-то были неприт€зательными, военно-экспедиционными машинами. »х судьбу определил грамотный маркетинг, позволивший монетизировали военное прошлое.  то знает, может быть, удастс€ это и «—корпиону».

 онверси€ внедорожников – самый лобовой пример, но военные технологии имеют широкую сферу применени€. ¬ первую очередь это касаетс€ прогрессивных материалов (например, композитов), оптических приборов, средств радиосв€зи. “ем не менее, не стоит недооценивать сложность задачи: военные технологии зачастую ориентированы на штучное или мелкосерийное производство, и не так ограничены по себестоимости, как товары массового рынка.

1 / 17

¬прочем, невоенное использование технологий – это ведь не об€зательно бытова€ сфера.   примеру, показанные на выставке боевые роботы и манипул€торы могут пригодитьс€ службам ћ„—, полиции или строител€м дл€ выполнени€ р€да опасных работ. «абавный робот «ƒумпер» продемонстрировал, что даже перевозку щебн€ можно поручить гусеничному «мулу».

1 / 12

ѕрогресс?

¬печатление осталось неоднозначное. Ѕыли досадные огрехи, например, в присутствии ƒмитри€ ћедведева не дала залп система «—мерч». „увствовалось, что основной целью выставки €вл€етс€ все-таки окучивание иностранных заказчиков, которым адресована техника на платформах, разработанных еще в ———–.

— другой стороны, через тернии сомнений чувствовалс€ и позитив. ” армии по€вилась пусть не бесспорна€, но стратеги€ технического развити€, и ее результаты видны тут и там. —тратеги€ эта стремитс€ использовать потенциал советских разработок, но попутно создает что-то свое, принципиально новое. ¬ августе в ∆уковском состо€лс€ первый публичный полет истребител€ нового поколени€ “-50 (разработки ќ Ѕ —ухого), а в следующем году, дай бог, покажут новый основной танк на платформе «јрмата».

» обе машины создаютс€ уже в новое врем€ нашими современниками. Ёто вдохновл€ет.