Через час закралось подозрение, что выставка вооружения RAE-2015 получилась пожиже, чем два года назад. Впечатление закрепили показательные выступления: не было ни залпов ракетной техники, ни эффектных гонок на «Тиграх». Наконец пришло понимание, что все это не случайно.
Тем не менее, в 2015 году посещаемость выставки увеличилась вдвое до 50 тысяч человек, а количество иностранных делегаций – в полтора раза до 65. По оценкам, на выставке подписаны контракты на 14 млрд рублей.
В позапрошлом году выставка представила щедрую россыпь совместных разработок, например, российско-французских. В пост-мистралевскую эру это звучит странно. Проект восьмиколесного монстра «Атом», похожего на откормленный БТР, полностью заглох: «Уралвагонзавод» ищет нового партнера (вероятно, азиатского) для разработки шасси. Татарская компания Astais, планировавшая выпускать французский броневичок VBL, бесславно исчезла с радаров, а проект «Рысь» по лицензионному выпуску итальянских бронемашин был поставлен на паузу еще до санкций. С полок исчезли и совместные разработки в области компонентов, например, с французской Sagem. Нынешняя выставка получилась более российской, а потому и более ограниченной. Впрочем, была еще одна причина: проведенный в июне 2015 года военно-технический форум «Армия». Поскольку его курировало Минобороны, многие компании предпочли засветиться там.
Впрочем, организатором RAE-2015 был «Уралвагонзавод», и главную премьеру года – «Армату», он оставил для своей выставки, если не считать ее появления на параде Победы. Но снова легкий привкус разочарования: подойти к «Арматам» нельзя, в показательных выступлениях они не участвуют. Более того, представители УВЗ отказались даже говорить об «Армате», сославшись на секретность проекта. А интервью некоторых коллег о новой платформе, по сути, не содержат ничего нового: до сих пор даже непонятен калибр орудия, 125 или 152 мм.
Что мы знаем про «Армату»?
Т-14 «Армата» – первый танк, разработанный с нуля в постсоветскую эпоху, и его компоновка нетипична: башня сделана полностью необитаемой, а экипаж разместился в бронекапсуле в передней части машины. Напомним, что у классических российских танков в башне находятся командир и наводчик. Новая компоновка должна обеспечить лучшую выживаемость экипажа не только при попадании вражеских снарядов, но и детонации собственного боекомплекта.
Вторая яркая особенность – модульная платформа. Этот принцип хорошо прижился в современном автопроме, когда из одного набора компонентов собирают автомобили разных классов (подробнее). В случае с «Арматами» унифицированы ходовые части машин, бортовая электроника, системы управления огнем и защиты (динамическая и активная). При этом платформа обеспечивает достаточную гибкость для создания на ее базе самых разных машин. Так, помимо танка Т-14 в Нижнем Тагиле представили тяжелый БМП Т-15, причем если у танка мотор расположен в задней части машины, то у БМП – в передней. А есть еще вариант компоновки с двигателем в середине.
Начиная с конца 30-х годов основным двигателем российских танков был гениальный дизель В-2 и его модификации: мотор такого типа стоит и на современных Т-90 (В-92). «Армата» получила тоже 12-цилиндровый дизель, но не V-образной, а Х-образной схемы расположения цилиндров, что обеспечивает очень плотную компоновку. Потенциал мотора позволяет снимать с него до 1500 л.с., но первое время форсировка ограничена величиной 1200 л.с.
Композитная (многослойная) броня выполнена с применением нового сорта стали, который сочетает хорошую твердость и вязкость – обычно эти параметры конфликтуют друг с другом. По заявлению создателей, танки вероятного противника не смогут поразить «Армату».
Для платформы готовят усовершенствованную систему наблюдения, которая включает камеры кругового обзора с высоким разрешением, а также новую систему управления огнем. Разумеется, заряжание и прочие процессы, предшествующие выстрелу, у «Арматы» полностью автоматизированы, а само управление как танком, так и его оружием все больше напоминает компьютерную игру. К слову, помимо пушки и спаренного с ней пулемета калибром 7,62 мм есть еще одна пулеметная установка калибром 12,7 мм, которая «синхронизирована» с командирским смотровым устройством.
Башня Т-14. Видны мортиры, радар, командирская башенка, а также удлиненная задняя часть с дополнительным боекомплектом
Радар на основе активной фазированной антенной решетки позволяет обнаруживать и вести несколько десятков целей в радиусе сотни километров – в этом смысле танки все больше сближаются с самолетами.
Наконец, «Армата» будет сильна не только броней. Помимо новой динамической защиты для новых машин спроектирована комплексная активная защита «Афганит», которая может уничтожать вражеские снаряды и ракеты на подлете к танку. Для их подрыва из мортир, расположенных на башне танка, выстреливает ударное ядро.
Т-14 позиционируется создателями как нечто большее, чем просто танк – суть пушка на гусеничном ходу. Скорее, речь об универсальном боевом модуле, который способен бороться с большим «ассортиментом» вражеских целей, включая авиационные, а также работать в тесной связке с другими боевыми единицами.
Впрочем, все изложенные мы знали и до тагильского шоу...
В период 2020–2025 годов в Вооруженные силы РФ планируется поставить порядка 2300 танков на платформе «Армата». Как пояснил радио «Эхо Москвы» гендиректор НПК «Уралвагонзавод» Олег Сиенко, стоимость танка составит порядка 250 млн рублей. Бронетехника получит модификации, позволяющие ей работать в условиях арктического холода. Боевые возможности «Арматы» обещают показать в 2017 году, когда состоится 11-ая выставка вооружений RAE-2017.
Нужна ли «Армата»?
Видимо, из-за информационного вакуума, глядя на «Арматы», я невольно погрузился в сомнения. Например, танк Т-14 выглядит громадным, и если ширина сопоставима с Т-90, то высота на метр с лишним больше. То есть, почти в полтора раза. В этом месте, конечно, желателен комментарий одного из тех экспертов, что отказались говорить, но простая обывательская логика подсказывает, что чем крупнее мишень, тем легче попасть. И тем сложнее скрыть ее за складками рельефа. Видимо, нивелировать этот минус, связанный с новой компоновкой, должны системы активной защиты.
Самоходная артиллерийская установка Коалиция-СВ 2С35
«Армата» – платформа сложная и дорогая. Чисто в теории ее возможности кажутся сногсшибательными, но мы помним, например, опыт автопрома. Премиум-авто 90-х были надежнее и дешевле в ремонте, чем современные образцы, нашпигованные электроникой, пневмоподвесками, сложными трансмиссиями. Спросите любителя офф-роада, что он предпочтет – лакированный внедорожник с регулируемым клиренсом и автоматическими блокировками дифференциалов, или «железного» трудягу с минимумом электроники?
«Арматы» потребуют совершенно иного подхода к их техническому обеспечению, равно как и более высокого уровня специалистов, их обслуживающих. Система самодиагностики – это хорошо, но если случится электронный глюк, солдат уже не сможет с помощью кувалды и обсценной лексики взять контроль в свои мозолистые руки. Как вряд ли экипаж «Арматы» починит ее вне стен «официального дилера».
Например, командующий войсками Ботсваны сказал журналистам, что его страна предпочитает российскую бронетехнику в первую очередь из-за ее простоты, чем, видимо, исключил «Армату» из круга своих интересов.
Впрочем, оправдан ли скепсис? Так, помимо «Арматы» приоритетом «Уралвагонзавода» является модернизация танков Т-72 и Т-90, как в России, так и за рубежом. Пакетов и опций – десятки, и среди них есть решения, воплощенные в «Армате» или близкие к ним. Слежение за целью, современная оптика, датчики изгиба ствола… Другими словами, по сложности электронной начинки современный танк Т-90 не так сильно уступает «Армате», причем эта усложненность – есть требование времени, а не работа на публику.
К тому же, никто не говорит о мгновенной утилизации более простых видов вооружения, которые в каких-то случаях могут быть эффективнее из-за своей дешевизны и ремонтопригодности. «Армата», если хотите, это не замена чему-то, а расширение ассортимента. Это работа на перспективу, которую нужно оценивать вне стереотипов XX века.
Время киборгов
Вторым трендом выставки был акцент на роботизированные комплексы вооружения. Правда, до полноценного киборга еще далеко, и под роботом сегодня подразумевают почти любую автоматизированную установку.
Например, вот такой гусеничный мул производства КБ «Аврора», которого нам представил руководитель робототехнического центра «Сколково» Альберт Ефимов: «Машина предназначена для сопровождение войск тактического звена, транспортировки груза и самих бойцов. При этом она является беспилотной, и может двигаться в разных режимах, например, следовать за пешим бойцом или самостоятельно следовать из пункта А в пункт Б. Есть также возможность управлять ей дистанционно. Хочу подчеркнуть, что новизна разработки заключается не в шасси – оно здесь серийное, российское, – а в программном обеспечении, которое позволяет машине самостоятельно выбирать оптимальный путь, объезжать препятствие и проходить сложные участки. Для анализа обстановки у ее есть два лидара и камеры».
А вот «Арбалет-ДМ» – боевой модуль с дистанционным управлением. Проще говоря, пулеметная турель, которая не требует присутствия бойца в непосредственной близости. Ее ставят на обычный броневик, вроде «Тигра», или на автономное шасси, которое способно уезжать от оператора на несколько километров. В данном случае использована гусеничная платформа погрузчика, а весь механизм управляется дистанционно. Главным ноу-хау при таком подходе является защищенный и устойчивый канал связи с базой – о нем разработчики говорить отказались.
Задача-минимум на ближайшие годы – научить машины самостоятельно ездить и помогать оператору в наведении на цель, но стрелять в любом случае будет человек. Убийство – ручная работа.
БТР-80 с дистанционно-управляемым боевым модулем
Дистанционно-управляемое оружие выглядит перспективным, поскольку избавляет человека от необходимости лезть под пули. Несмотря на очевидные выгоды, до внедрения еще далеко. Непосредственное нахождение человека на поле боя позволяет лучше оценивать ситуацию и реагировать быстрее, точнее и эффективнее. Канал связи может заблокировать или перехватить противник. Наконец, пока цена подобных устройств в разы больше жизни призывника, увы, они не пойдут в серию. Цинично, но факт.
Тем не менее, конструкторское бюро приборостроения анонсировало работы по созданию безэкипажных боевых модулей, которые установят на российскую бронетехнику следующего поколения. В частности, в их компетенцию войдет самостоятельное обнаружение целей.
Необитаемые боевые машины являются отдаленной перспективой, а модное словечко нашего времени – сетецентрические войны, под которые, собственно, затачивается «Армата». Концепция таких войн подразумевает быстрый и полный обмен информацией между различными боевыми единицами и подразделениями. Грубо говоря, если один из танков засек ракету, об этом мгновенно узнают все члены группы. Подразделение становится единым организмом со множеством глаз, ушей и торчащих во все стороны пушек. В сетецентрической концепции увеличивается быстрота и синхронность работы отдельных единиц, а сама война все больше напоминает компьютерную игру, где диванный полководец таскает армии с помощью мышки. Применительно к нашим реалиями сетецентрическая концепция потребует еще множества усилий в области электроники и средствах связи, а это именно те области, где без импорта нам сложнее всего. Сохраняем спокойствие.
Гостям с Востока рады. С Запада - не всегда
Про импортозамещение
Когда главный конструктор по военной технике автозавода «Урал» Олег Якупов сказал, что двигатели ЯМЗ сейчас удовлетворяют нормам Евро-4, я уточнил, по-прежнему ли ярославские моторы увешаны оборудованием, вроде насосов, фильтров и форсунок, сделанных в странах НАТО? В прошлый раз засилье импортных компонентов резануло глаз, хотя в конце 2013 года мы еще не слышали о санкциях. По лицу Олега Рифкатовича я понял, что вопрос угодил в болевую точку. Он ответил: «Да, реализуется программа импортозамещения, пока результаты не такие радикальные, но продвижение есть. Вместо топливной аппаратуры Bosch применяются агрегаты российского производства. ЯМЗ, как и мы, очень активно над этим работает».
Эта аппетитная льняная женщина олицетворяет будущее пороховой индустрии РФ
В одном из павильонов нас перехватил пожилой человек, как оказалось, представитель центрального НИИ химии и механики Владимир Никишов. Он сказал: «Еще с царских времен бездымный порох изготавливали из хлопка. А в России хлопок почти не растет, и сегодня мы закупаем его за валюту у стран, которые в любой момент могут от нас отвернуться. Мы разработали технологию получения пороха изо льна, причем такой порох по ряду параметров превосходит хлопковый. Не требуется даже специально выращивать лен, нам нужен только очес, остальные компоненты могут идти на текстиль и масло».
И все-таки работы еще очень много. Теме импортозамещения было посвящено отдельное пленарное заседание, на котором вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин сообщил: чтобы «развязаться» только с украинской промышленностью, нужно модернизировать 186 образцов вооружения и техники, а если речь о странах ЕС и НАТО – 860 образцов. Эта без преувеличения революция должна состояться в срок до 2018–2020 годов.
Урал разнообразный
Один из лучших стендов выставки был у автозавода «Урал». Публике показали новый военный автомобиль повышенной грузоподъемности Урал-63704 в исполнениях с обычной и бронированной кабиной. Полная масса составляет 29-34 тонны, а масса груза – от 16 до 21 тонны. Автомобиль предназначен для размещения вооружения и средств военной техники тактического звена.
«Автомобиль с бронированной кабиной мы показываем впервые, а образец с каркасно-панельной кабиной представляли на форуме «Армия-2015», однако с тех пор полностью поменяли на нем агрегатный состав, в частности, избавились от узлов импортного производства: так, тут применена российская раздаточная коробка», – пояснил Олег Якупов.
Другой бронированный автомобиль Урал-63095, известный как «Тайфун-У», в настоящий момент проходит войсковые испытания. Он защищен от подрыва и может перевозить 16 бойцов, которые попадают в машину через заднюю аппарель. Что интересно, подвеска у автомобиля – гидропневматическая с возможностью изменения дорожного просвета.
По заказу МВД в Миассе разработали Урал-432009 или Урал-ВВ. Он бронирован по 5 и 6 классу, защищен от подрыва, при этом имеет вполне цивильный внешний вид за счет наружных пластиковых фальш-панелей.
«Уникальность автомобиля в том, что однообъемный бронированный поставлен на серийное шасси, что предопределяет не очень высокую цену, – комментирует Олег Якупов. – При создании автомобиля мы использовали весь опыт работы с бронированной техникой, в частности, над проектом «Тайфун» и другими».
Автозавод «Урал» обновляет и линейку гражданской техники, в частности, на выставке можно было увидеть капотник Next с кабиной повышенной комфортности. Кстати, в его основе лежит новое шасси, при разработке которого учтены нарекания к прежнему лонг-селлеру «Урала», модели 4320. Так, например, коррозионная стойкость рамы увеличена за счет катафорезного грунтования. Правда, с импортозамещением пока не слишком гладко: тормозная система WABCO, рулевой механизм RBL, коробка передач ZF… Но пока это самый очевидный способ повысить эксплуатационные качества автомобиля в разумный срок.
Жизнь на гусеницах
Концерн «Тракторные заводы» представил несколько новинок, самая яркая из которых – «Драгун» на базе БМП-3М. Революция в том, что двигатель перенесли в переднюю часть машины, увеличив защищенность экипажа как внутри самой БМП, так и при выходе из нее через задние люки. К тому же, БМП оснащена пушками калибра 100 мм и 30 мм, то есть способна воевать с тяжелой техникой противника, а угол подъема ствола позволяет стрелять по авиации. Универсальный солдат.
Модификация БМП-3 с несколько странным названием «Деривация» (мне все мерещилась «Девиация») оснащена пушкой калибра 57 мм и предназначена в основном для борьбы с воздушными угрозами.
Перспективную платформу «Курганец-25» показали лишь в виде макетов. На ее основе создают семейство БМП нового поколения, которые помимо прочего обеспечат большее удобство для десанта, чтобы пехота предпочитала ездить все-таки внутри бронекорпуса, а не на нем.
Машины на базе «Курганца», кстати, часто путают с БМП Т-15 на платформе «Арматы», но это совершенно разные аппараты: «Армата» относится к классу тяжелых БМП.
Ну и конечно, выставка была бы неполной без вездеходов. Так, Ишимбайский завод показал сочлененный вездеход ДТ-3ПМ грузоподъемностью 3 тонны. Напомню, что жизнь этому классу машин в России дал еще в 70-х монстроузный «Витязь» ДТ-30П, который однако мало годится для частного использования. Как минимум потому, что расход топлива составляет 10 литров на километр. А вот «трешка» гораздо компактней, и тем не менее в ее двухкомнатный кузов помещается 17 человек.
Все еще будет
Ну и напоследок: в какой-то момент скудность экспозиции спровоцировала легкий душевный вакуум. Выставка напомнила полки магазинов: импортное уже исчезло, российское еще не появилось. Впрочем, это нормальное явление для переходного периода. Важно ведь не то, насколько красиво презентовали «Армату». Главное, доберется ли она до серии и станет ли классикой жанра. Но это мы узнаем не сегодня. А скепсис – это всего лишь скепсис.
Результаты опроса
Фото: Фото Олега Каргаполова, Артема Краснова, видео и монтаж Андрея Винникова, инфографика Эдуарда Фадюшина