√ќ—“ы на автоматические камеры

—разу следует сказать, что речь идет о двух √ќ—“ах:

1. ќбщие технические требовани€ к камерам (назовем его √ќ—“ 1).
2. ѕравила применени€ камер на дороге (√ќ—“ 2).

» первый ожидаемый вопрос: насколько применение этих √ќ—“ов об€зательно? ¬роде бы подтверждение соответстви€ любой продукции √ќ—“ам – дело добровольное? Ќе такое оно и добровольное в отношении зданий и сооружений. ј дорога соответствует закрепленному в законодательстве определению «сооружение». ѕотому и при ее строительстве, и при ее эксплуатации соблюдение √ќ—“ов об€зательно.

—ледовательно, применение камер должно соответствовать √ќ—“у 2, но как только вы начнете читать его «ќбщие положени€», то сразу увидите, что камеры, которые разрешаетс€ использовать на дороге, должны соответствовать √ќ—“у 1. ѕервый вопрос исчерпан: применение обоих √ќ—“ов об€зательно.

ƒа и с чисто житейской позиции. ѕриборы, не соответствующие √ќ—“у, или их применение не в соответствии с √ќ—“ом вызывают неустранимые сомнени€ в достоверности обнаруженных ими событий. ѕроизводителю сложно добровольно записать в документации, что его прибор соответствует √ќ—“у? „то-то тут не так…

ћожно подойти к вопросу и с иной стороны: а где, собственно, записано, как безопасно установить автоматические камеры на дороге? ѕальцем мне ткните, откуда √ј», монтажные организации и разработчики сегодн€ берут нормативы? “о-то и оно. ѕотому об€зательны √ќ—“ы, об€зательны…

Ќетрудно догадатьс€ и о втором самом попул€рном вопросе: об€зательны ли по √ќ—“у 2 знаки и разметка, предупреждающие о фотовидеофиксации? Ќеправильна€ постановка вопроса. ѕо √ќ—“у 2 вопрос должен звучать так: в зоне действи€ каких знаков и разметки разрешаетс€ примен€ть камеры? “о есть в первую очередь став€тс€ знаки и наноситс€ разметка, и лишь затем разрешаетс€ наказывать водителей за нарушение ѕƒƒ, зафиксированных автоматикой.

ѕо √ќ—“у 2 камеры разрешаетс€ примен€ть в зоне действи€ знаков и светофоров, с которыми установлена табличка 8.23 «‘отовидеофиксаци€», и (или) за разметкой 1.24.4, котора€ дублирует табличку (по ѕƒƒ она может примен€тьс€ и самосто€тельно).  амеры разрешаетс€ примен€ть и в зоне действи€ знака 6.14 «ѕарковка» с об€зательными табличками (√ќ—“ 2 не уточн€ет, с какими, но они должны быть об€зательно) или в зоне действи€ знака знак 5.29 ««она регулируемой сто€нки».

ѕримечательно, что требовани€ √ќ—“а о применении камер за табличкой или разметкой об€зательны как дл€ стационарных, так и дл€ переносных (на треногах), мобильных (на борту автомобилей) и носимых (на руках) камер.

¬ √ќ—“е 1 наконец-то дано юридически значимое определение «автоматического режима фотовидеофиксации»: «–ежим работы специальных технических средств, обеспечивающий вы€вление фиксируемого событи€ без участи€ человека (оператора), и формирование и хранение необходимой и достаточной доказательной базы дл€ составлени€ постановлений по делам об административных правонарушени€х».

ќсновной момент в том, что человек не должен участвовать в вы€влении событи€ правонарушени€. “олько тогда по закону разрешаетс€ вынести постановление в отношении собственника транспортного средства.  ак указывал ранее, если инспектор отсматривает материалы, полученные камерой, и на их основании сам выносит решение о наличии или отсутствии событи€ правонарушени€, то ни о каком автоматическом режиме речи не идет. —ледовательно, выносить постановление в отношении собственника противоправно, и инспектор об€зан установить личность водител€, сидевшего за рулем.

 ак минимум √ј» придетс€ приводить содержание постановлений в соответствии с определением «автоматического режима», чтобы из текста однозначно следовало, что событие было вы€влено автоматикой, а не человеком.

» второй важный момент, вытекающий из определени€, это «формирование и хранение необходимой и достаточной доказательной базы». √лавное дл€ мен€ слово – «хранение». ¬ √ќ—“е 1 описано, какие именно фотографии и в каком количестве должны быть получены камерами, чтобы доказать то или иное правонарушение. » хранитьс€ материалы должны на самой камере не менее 30 суток. ѕропадание питани€ на приборе не должно приводить к потере информации. ѕотому оправдани€, что что-то там у √ј» где-то сбойнуло и доказательна€ база потер€на, теперь не пройдут.

ѕередача данных с камер на серверы теперь происходит не просто так. —начала формируетс€ документ, затем он подписываетс€ электронной цифровой подписью и лишь затем летит с приветом и ответом на сервер.

¬се фотоматериалы, полученные с помощью технических средств автоматической фотовидеофиксации, должны содержать информацию о реальном времени и геопозицию устройства. Ёто означает, что все без исключени€ камеры будут специальными техническими средствами как минимум с функцией измерени€ времени и координат.

ѕо второму √ќ—“у камеры рекомендуетс€ устанавливать не абы где, а только на участках дорог и перекрестках, где в течение года произошло три и более ƒ“ѕ.

“ехнические средства автоматической фотовидеофиксации рекомендуетс€ также примен€ть:

  • на участках автомобильных дорог с ограниченной видимостью;
  • перед железнодорожными переездами;
  • на пересечени€х с пешеходными и велосипедными дорожками;
  • при наличии выделенной полосы дл€ движени€ маршрутных транспортных средств;
  • при изменении скоростного режима;
  • на регулируемых перекрестках;
  • на участках автомобильных дорог, характеризующихс€ многочисленными проездами транспортных средств по обочине, тротуару или разделительной полосе;
  • вблизи образовательных учреждений и мест массового скоплени€ людей;
  • в местах, где запрещена сто€нка транспортных средств.

“ехнические средства автоматической фотовидеофиксации могут быть размещены в иных местах на основе анализа дорожных условий и дорожно-транспортных происшествий.

— одной стороны, это не более чем рекомендации. Ќо если √ј», зна€ места концентрации ƒ“ѕ, предпочтет устанавливать камеры не с целью обеспечени€ безопасности дорожного движени€, а с целью пополнени€ местного бюджета, то вполне закономерно по€вл€ютс€ вопросы, теперь уже со ссылкой на нормативный документ, согласованный в том числе с руководством главного управлени€ по обеспечению безопасности дорожного движени€.

¬се вышесказанное еще не приобрело свой окончательный вид. √ќ—“ы, пока они не утверждены, могут быть поправлены. ƒанный обзор – не более чем предварительный анализ того, что ждет нас в будущем.

ёрий ѕанченко известен как автор книги «¬одитель-инспектор. –азговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «ёридическа€ грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объ€сн€ютс€ нюансы правовых отношений сотрудников полиции и р€довых автомобилистов в наших реали€х. ёрий €вл€етс€ также преподавателем автошколы, автоюристом и занимаетс€ выпуском иллюстративных материалов дл€ объ€снени€ ѕравил дорожного движени€.