Бизнес Снится нам ретейл у дома...

Снится нам ретейл у дома...

Чиновники Минэкономразвития Челябинской области бьют тревогу: в городе не хватает магазинов так называемой пешеходной доступности. Отчасти к такой ситуации привело закрытие сети «Незабудка», а затем враз опустевшие полки магазинов «Гроссмарт» и «Продмасте

" src=

Чиновники Минэкономразвития Челябинской области бьют тревогу: в городе не хватает магазинов так называемой пешеходной доступности. Отчасти к такой ситуации привело закрытие сети «Незабудка», а затем враз опустевшие полки магазинов «Гроссмарт» и «Продмастер». Чтобы обсудить возникшую проблему, чиновники и представители торговых сетей встретились за круглым столом 24 июля. По мнению бизнесменов, развитие торговых точек формата «магазин у дома» тормозит отсутствие подходящих площадей в центре города. Чиновники надеются, что решить проблему помогут изменения федерального законодательства, которые должны произойти в ближайшем будущем.

«За последние годы в область пришло много торговых сетей, – рассказывает начальник отдела развития потребительского рынка Минэкономразвития Челябинской области Ирина Матвеева. – Появились гипермаркеты, но мы не должны забывать тех людей, которые пользуются магазинами у дома, как мы их называем – магазинами «пешеходной доступности». Это небольшие торговые площади, которые могут обеспечить всем необходимым».

Директор гипермаркета «Теорема» Алексей Шестаков объясняет вялое развитие магазинов у дома отсутствием торговых площадей. По его словам, в центре Челябинска и даже в старых районах Северо-Запада невозможно найти подходящее помещение для открытия магазина. Поэтому руководство «Теоремы» пока отказалось от дальнейшего развития, хотя такие планы были. Эта же причина, по словам г-на Шестакова, тормозит и приход московских компаний. Так сети «Мосмарт» удалось зайти на рынок Челябинска только путем скупки местных супермаркетов сети «Сезам».

Еще одна опасность как для поставщиков, так и для потребителей – банкротство торговых сетей, в результате которого первые теряют деньги, вторые – возможность приобрести товары рядом с домом, возвращаясь с работы. Так, в связи с крахом «Незабудки» поставщики потеряли крупные суммы, в общем около двухсот миллионов рублей.

«Поставщик всегда несет определенный риск, а ситуация с «Незабудкой» стала ясна еще за год, когда руководство начало искать покупателя, – поясняет г-н Шестаков. – В свою очередь, «Гроссмарт» купили эту сеть не для того, чтобы развивать ее в Челябинске, а чтобы продать немецким инвесторам. В итоге стороны не сошлись в цене. Сеть изначально не собиралась работать сама, поэтому покупались большие, зачастую нерентабельные помещения. «Гроссмарт» зашел в область, чтобы произвести впечатление на потенциального покупателя сети».

В итоге полки снова пустуют. Поставщики требуют защиты своих прав от государства. Но по словам Ирины Матвеевой, предотвратить такие ситуации пока невозможно. В будущем чиновники планируют лишь упорядочить открытие новых магазинов. Соответствующий законопроект уже отправлен на рассмотрение в Госдуму. Если сейчас эти действия носят частный характер: купил помещение и открывай, что хочешь, то с вводом нового федерального закона желающим открыть магазин придется подавать уведомление в Минэкономразвития. Еще одно новшество, которое позволит упорядочить розничную торговлю, касается антимнопольного законодательства. Раньше оно не распространялось на сети, занимающие менее 35% объемов продаж в регионе, в будущем станет касаться всех предпринимателей, которым принадлежит более 15% рынка.

Качественному развитию магазинов у дома, по словам представителя министерства, призваны способствовать ожидаемые изменения в федеральном законодательстве. 15 мая вышел указ президента «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности». Планируется, что в течение двух месяцев в ФЗ 134 «О защите юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля» будут внесены соответствующие изменения. Но Роспотребнадзор уже сейчас взял указ президента на вооружение. По словам начальника отдела защиты прав потребителей Ларисы Карелиной, Роспотребнадзор будет реже выезжать на проверки. Если сейчас пункты торговли проверяют не реже одного раза в два года, то в будущем плановые проверки планируется проводить раз в три года.

«Если касаться индивидуальных предпринимателей, то количество контролирующих мероприятий снизится, – поясняет г-жа Карелина. – Конечно, будут продолжены проверки по заявлениям граждан. Однако и их станет меньше. Если сейчас наши специалисты выезжают на проверки в 91 случае из 100, то в будущем планируется рассматривать только те случаи, где существует угроза здоровью, жизни и имуществу заявителя. С другой стороны, будет усилена превентивная работа – внеплановые проверки по неисполнению предписаний».

Между тем челябинские сети, уже зарекомендовавшие себя на рынке, развиваться вширь пока не спешат. Так директор по продажам торговой сети «Союз» (магазины «Мрия», «Чичеринский», «Градский», «28-й») отмечает, что планов по покупке новых площадей у их компании нет, а сеть стремится не количественному, а качественному росту.

«Мы появились в Челябинске как первые магазины самообслуживания еще в середине 1990-х годов, – рассказывает Андрей Новокрещенов. – Грандиозных планов по покупке и строительству новых помещений не ставим, ориентируемся на уже существующие магазины и своих покупателей среднего и ниже среднего класса. Мы стремимся, чтобы человек всегда мог придти к нам в магазин, увидеть, что его встречают, уйти с покупками и со знанием, что его ждут снова».

Сравнивая качество обслуживания в торговых сетях и магазинов у дома, Лариса Карелина отметила, что в крупных магазинах качество обслуживания растет и все больше покупателей обращаются к услугам именно торговых сетей. При этом количество правонарушений в небольших магазинах у дома все же выше, чем в гипермаркетах. 38 процентов от всех правонарушений на потребительском на рынке составляет отсутствие полной информации о товаре в магазине. Еще 38 процентов – нарушение правил торговли (отсутствие книг отзывов, ценников на полках).

Фото: Фото с сайта Pro.corbis.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления