Бизнес «Хлебные места» для телегидов

«Хлебные места» для телегидов

Крупные челябинские издания не могут найти общего языка с продуктовым ритейлом. Цену дружбы «хлеба» и «зрелищ» пытались определить на круглом столе, состоявшемся на прошлой неделе, представители...

" src=

Крупные челябинские издания не могут найти общего языка с продуктовым ритейлом. Цену дружбы «хлеба» и «зрелищ» пытались определить на круглом столе, состоявшемся на прошлой неделе, представители еженедельников «Городской дилижанс. Теленеделя», «Телесемь – Челябинск» и «Комсомольская правда – Челябинск». Они заявили о том, что сетевые точки являются для них наиболее приоритетным направлением в распространении печатной продукции. Дальнейший взаимовыгодный рост двух рынков зависит, по их мнению, от широкой и качественной представленности газетных изданий в сетевых магазинах. Однако ритейлеры эту точку зрения не разделяют. Как выяснилось, они не заинтересованы в продаже газет и не прочь поговорить с телегидами о «входных бонусах». Пресса платить за вход в продуктовые сети не готова.

На днях три основных челябинских медиаигрока – «Городской дилижанс. Теленеделя», «Телесемь» и «Комсомольская правда» – собрались в БД «Славянский» за круглым столом «Перспективы развития розничных сетей и распространения в них периодических изданий». Для конструктивного диалога были приглашены руководители челябинских розничных сетей и представители издательского бизнеса. Целью круглого стола была координация взаимовыгодных действий на рынках печатной продукции и сетевой розницы. Участники пытались выяснить, какова роль печатных изданий в ассортиментной линейке челябинских магазинов и как сделать так, чтобы жителям Челябинска было удобно покупать периодическую прессу.

В списке приглашенных, наряду с издателями, числились такие розничные сети и сетевые магазины, как «Молния», «Дикси», «Пятерочка», «Патерсон», «Магнит», «Перекресток», «Голованов и К», «Стрелец», ТД «Губернский» и другие. Однако абсолютное большинство из списка приглашением не воспользовалось. Ритейлеров на круглом столе представляли лишь «Хлебокомбинат №1» (ОАО «Макфа»), «Пресс-табак» и универсам «Гавань». Из местной прессы присутствовало руководство «Аргументов и фактов» и «Итоги74». Был среди участников круглого стола и представитель структуры, занимающейся логистикой – продажей прессы в городе – «Новый день». Не обошлось и без начальника управления по торговле и услугам администрации Челябинска Сергея Березуева и представителей Роспотребнадзора. Правда в обсуждении они почему-то не участвовали.

Неполный состав присутствующих координаторов круглого стола не смутил, и обсуждение насущных проблем все-таки состоялось. Обрисовав ситуацию на печатном рынке и рынке сетевой розницы в целом и в частности, руководители газетных проектов обозначили и свои конкретные бизнес-планы на будущее. Заключались они, кроме всего прочего, в дальнейшем росте рынка печатной продукции за счет распространения прессы в сетях города. «Газетчики» заявили о том, что их издания должны быть более широко представлены и качественно поданы на стойках сетевых супер- и гипермаркетов Челябинска.

Заместитель гендиректора по региональному развитию «Теленеделя» Елена Арефьева сообщила о том, что сетевые магазины развиваются очень динамично, и 70% печатной продукции реализуется в розницу. «Мы заинтересованы в торговых точках розничных сетей, – сказала она. – В этом году, по регионам, стеллажи для прессы появились в «Пятерочке» и «Metro». Это значит, что ритейлеры осознали выгодность наличия в своих магазинах печатной продукции». По убеждению г-жи Арефьевой, хиты прессы на полках магазинов работают, прежде всего, на имидж торгового предприятия.

«Благосостояние населения растет, и появляется потребность в качественных изданиях и продуктах. В зонах распространения прессы возможны большие доходы. Пресса – высоко оборачиваемый и ликвидный товар. Если он хорошо представлен, выложен на полках, продажи могут повыситься на 25-30%», – считает г-жа Арефьева.

О том, что продуктовый ритейл является для издателей наиболее приоритетным направлением сказал и генеральный директор «Телесемь – Челябинск» Юрий Лифанов. «За последние два года мы выросли на 81%, и рост продолжается. Наибольший скачок наблюдается в торговых сетях, – признался он. – Российский рынок – самый динамичный в СНГ, особенно в плане прессы».

Однако сетевеки особой заинтересованности в продаже газет не выразили. Выяснилось, что им не на руку монопольное положение «Роспечати», продающей 50 с лишним процентов прессы, тогда как через продуктовый ритейл реализуется лишь 12-13% в абсолютной величине и не более пяти процентов – по рентабельности конкретных торговых точек. По словам директора по развитию «Пресс-табак» Андрея Бикеева, пресса для их предприятия не является бизнесом, не превышая 10% от продаж. Прежде всего, это социальная ширма, имиджевая составляющая, сообщил он.

Особенно активно намерения телегидов на свой счет не поддержали хлебные сетевики, вступив с газетчиками в жаркую полемику. Представители «Макфы» считают, что за «хлебное место» – присутствие прессы на магазинных стойках – издатели должны платить, иначе ни о каком конструктивном диалоге не может идти речи.

«Главная задача ритейла – прибыль. А пресса для нас – это наименее рентабельный продукт, – сообщил исполнительный директор ОАО «Розничные сети Макфа» Андрей Грибанов. – У нас просто нет мотивации следить за вашими газетами. Чтобы контролировать качественную выкладку и положение печатной продукции, нужен отдельный человек. В каждом супермаркете и гипермаркете должны быть мерчендайзеры, как, например, в «Молнии», отвечающие за правильную расстановку товара». Однако большинство магазинов, по мнению г-на Грибанова, не в состоянии выделить своего работника, а значит, это должны делать компании-поставщики.

«Нам выгоднее продать банку кофе, чем, например, «Городской дилижанс». 80% «фудов» вообще нельзя есть, но мы вынуждены это продавать и продаем. Так же и с прессой – будем работать по договоренности», – заключил он.

Поддержал коллегу и директор «Хлебокомбинат №1» Андрей Амерханов, сказав, что для них категория печатной продукции наиболее неинтересна и нерентабельна. «Из нон-фуда в продуктовом ритейле продажи прессы – самые низкие. Это единственная категория, в которой нет никаких маркетинговых вложений, – заявил он. – Нужно либо уменьшить количество представленных в магазинах изданий – оставить только хиты, либо должны быть задействованы маркетинговые бюджеты. Хотите зарабатывать – платите. Вкладывайте деньги в розницу, у нас этих денег нет. Вкладывайте, если хотите иметь большие продажи. Нам все равно, что продавать».

Пока телегиды и продуктовые ритейлеры не пришли ни к какому компромиссу. Генеральный директор «Телесемь-Челябинск» заявил о том, что историю с «входными бонусами» они уже проходили, и никакой отдачи не получили, то есть не компенсировали свои расходы. А гендиректор «Комсомольская правда – Челябинск» Юрий Слепихин сказал, что «Комсомолке» проще распространяться в области, так как там магазины готовы взять на реализацию любое издание.

Пытаясь убедить хлебных сетевиков в своей позиции, представители еженедельника «Городской дилижанс. Теленеделя» настаивали на том, что нужно отделять зерна от плевел. «Газеты тоже продают площадь, – сказала г-жа Арефьева, – но здесь, наряду с рекламными модулями и платными статьями, которые приносят деньги, существуют и новостные материалы, работающие на имидж издания». Продуктовых ритейлеров это сравнение не убедило.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления