ѕо словам ¬ладимира  осого, исследовани€, проведенные ÷ентром экономики инфраструктуры, показали, что наиболее логичным будет строительство высокоскоростной магистрали «„ел€бинск – ≈катеринбург» через  асли. “аким образом в зону вли€ни€ ¬—ћ попадут также —нежинск, ќзерск и —ысерть. “акже рассматривалс€ вариант проложить новую железную дорогу через  аменск-”ральский, однако экономический эффект в этом случае исследователи оценивают ниже, да и врем€ в пути увеличиваетс€.

ѕри этом, как добавил ¬ладимир  осой, дл€ того, чтобы магистраль была востребованной, пассажиры должны иметь возможность с ее помощью добратьс€ из „ел€бинска в ≈катеринбург или обратно в два раза быстрее, чем на автомобиле, то есть чуть более чем за час. Ёто условие, по его словам, выполнимо: высокоскоростные составы будут совершать весь путь в среднем за час дес€ть минут.

ѕланируетс€, что при строительстве ¬—ћ будет использоватьс€ продукци€ уральских предпри€тий – «ћечела», «”ральских локомотивов» и других, таким образом проект обеспечит им повышение спроса.  роме того, по замыслу разработчиков, экономический эффект должен быть достигнут благодар€ тому, что по€вление высокоскоростной линии приведет к созданию новой агломерации. «јгломерационный эффект – это, прежде всего, увеличение рынков сбыта, – отметил ¬ладимир  осой. – ѕо расчетам ¬семирного банка, увеличение численности населени€ в двухчасовой доступности приводит к существенному росту экономических показателей. „тобы проект был успешно реализован, нам нужно просчитать и показать, в каких отрасл€х и на каких предпри€ти€х будет достигнут эффект».

ѕо словам руководител€ ‘едерального центра проектного финансировани€ »льи ѕономарева, необходимость в строительстве линии очевидна. «ƒефицит инфраструктуры – один из ключевых вызовов российской экономике, – отметил он. – —ейчас изношенность железнодорожной инфраструктуры составл€ет около 60%, необходимы вложени€ в ее обновление. —троительство ¬—ћ – это безальтернативный процесс еще и потому, что он приводит к повышению уровн€ урбанизации».

Ёкономический эффект, по словам »льи ѕономарева, также не вызывает сомнений. «Ёто возрастание земельной ренты, капитализаци€ территорий, увеличение рынков сбыта, возможности дл€ малого и среднего бизнеса, который будет обслуживать новую магистраль», – подчеркнул он. Ёксперт также отметил, что инвестиционного участи€ государства не предполагаетс€, к проекту необходимо привлечь компанию, котора€ будет контролировать весь процесс со стороны бизнеса, привлекать средства от инвесторов, работать с подр€дчиками, контролировать все процессы. «Ёто может быть как российска€ компани€, так и зарубежна€», – добавил он.

ѕервый заместитель генерального директора компании «—коростные магистрали» (дочерней структуры –∆ƒ) ‘едор Ћычагин на примере проекта ¬—ћ «ћосква –  азань» рассказал о том, что серьезный экономический эффект реализаци€ таких проектов дает еще до их запуска. «¬ажно отметить социальный эффект, – отметил он. – –еализаци€ проекта «ћосква –  азань», по предварительным подсчетам, приведет к по€влению 373 тыс€ч рабочих мест в охваченных регионах уже на этапе строительства. ¬ырастет объем зан€тости и на этапе эксплуатации, будет оказыватьс€ большое количество сервисных услуг».

ѕадение курса рубл€, по словам ‘едора Ћычагина, не оказывает серьезного вли€ни€ на стоимость реализации проекта. «»мпортна€ составл€юща€ при строительстве магистрали «ћосква –  азань» составл€ет всего 15%, и то только потому, что сейчас в –оссии не производ€тс€ некоторые компоненты, – говорит он. – ћожно предполагать, что скоро дол€ импорта будет еще ниже, уже на этапе первых проектов по€в€тс€ российские поставщики».

ѕо словам Ћычагина, строительство ¬—ћ позволит жител€м одного мегаполиса работать в другом, при этом не мен€€ места жительства. ќн отметил, что именно нежелание сотрудников переезжать в другой город часто €вл€етс€ причиной отказа от выгодных предложений работы.

ѕри этом генеральный директор компании «”ральские локомотивы» јлександр —алтаев напомнил, что, помимо высокоскоростного движени€ (от 200 до 400 километров в час), на железной дороге существует также скоростное (до 200 км/ч). ќн отметил, что в —вердловской области скоростные поезда уже курсируют – это «Ћасточки», которые развивают скорость до 160 километров в час. ¬ прошлом году запустили поезд из ≈катеринбурга в „ел€бинск, который проделывал свой путь через  аменск-”ральский и укладывалс€ в 2,5 часа. ѕо мнению јлександра —алтаева, пока разумнее налаживать именно скоростное, а не высокоскоростное движение, поскольку первое, в отличие от второго, не требует строительства новых железнодорожных путей. ќн подчеркнул, что ¬—ћ имеет шансы окупитьс€ только в том случае, если будет построена аналогична€ по скорост€м лини€ от ћосквы до ≈катеринбурга, но этот проект пока не продвинулс€ дальше разговоров.

ƒиректор компании « Ёћѕ» яков √уревич, также прин€вший участие в заседании экспертного клуба, относитс€ к идее строительства ¬—ћ с большим скептицизмом. «Ќапомню, что иде€ строительства такой магистрали по€вилась в 2006 году, когда Ёдуард –оссель сказал, что ему нужно возить рабочую силу из умирающего „ел€бинска в процветающий ≈катеринбург, – за€вил он. – » сразу же по€вилось много по€снений, почему такую линию строить нельз€, это нецелесообразно. Ќи в одной стране мира нет изолированной ¬—ћ между двум€ городами-миллионниками. ¬ этом смысле правильно говорил якунин, который за€вл€л, что строить ¬—ћ до „ел€бинска можно только после того, как будет проложена така€ магистраль от ћосквы до ≈катеринбурга».

Ќа это губернатор „ел€бинской области Ѕорис ƒубровский ответил, что целью клуба экспертов и €вл€етс€ рассмотрение вопроса о том, нужно ли это региону сейчас, в нынешних реали€х. «≈сли мы будем опиратьс€ на те решени€, которые прин€ты до нас, мы и будем «умирающим „ел€бинском», – сказал губернатор. – ƒо ≈катеринбурга высокоскоростна€ магистраль дойдет, € в этом не сомневаюсь. ¬ажно, куда она пойдет дальше».

яков √уревич также за€вил, что ни одна страна мира не строит высокоскоростные магистрали, не име€ собственной компетенции, в частности, производства составов. Ќа это Ѕорис ƒубровский напомнил √уревичу, что тот сам в свое врем€ выступал за строительство ¬—ћ из „ел€бинска в ћагнитогорск. ѕравда, по словам директора компании « Ёћѕ», там проект был бы окупаемым, потому что нова€ магистраль существенно сократила бы путь. «Ќо когда вы были гендиректором ћћ , проект приостановили», – добавил √уревич.

—омнени€ у якова √уревича возникли и по поводу стоимости проекта ¬—ћ. –азработчики говор€т о сумме в 165 миллиардов рублей, однако в мире, по его словам, нет ни одного проекта ¬—ћ, который стоил бы дешевле 15 миллионов долларов за километр. “о есть, если умножить на прот€женность пути, получаетс€ три миллиарда в американской валюте. Ќа это ¬ладимир  осой ответил ему, что снижение стоимости будет обеспечено благодар€ тому, что средн€€ скорость движени€ составов между городами будет на уровне 250 километров в час, а не 350-400, как у большинства зарубежных ¬—ћ.

ѕодвод€ итоги встречи, Ѕорис ƒубровский предложил сосредоточитьс€ на социальной значимости проекта, а не на вопросах поиска инвесторов. ѕо его словам, прежде всего нужно пон€ть, нужно ли это вообще и какие преимущества даст.

— этим не согласилс€ политолог јлександр ѕодопригора. «≈сли нет схемы финансировани€ и понимани€ того, как инвестор будет вкладывать и возвращать свои деньги, о чем можно говорить? – спросил он. – ≈сли все это дл€ того, чтобы на 20 минут быстрее доехать до ≈катеринбурга, то нужно ли это?»

ј дл€ вас, уважаемые читатели, насколько важна возможность добратьс€ до центра ≈катеринбурга всего за час?

јвторизируйтесь,  чтобы проголосовать ќпрос завершен ¬ы успешно проголосовали! –езультаты будут опубликованы по завершении опроса.
  • Ѕыло бы здорово сэкономить врем€ на дорогу
  • Ћучше потратить все эти миллиарды на хорошую автотрассу
  • ћне все равно, езжу очень редко
ѕроголосовать   сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосовани€