Перед тем, как началось интервью, Жанна Листик предупредила: никаких личных вопросов. «Может быть, когда-то я и смогу рассказать о том, что пришлось пережить. Но не сейчас...» Конечно, я с уважением отнеслась к этому пожеланию. И разговор наш шел, главным образом, о бизнесе, в который она вошла около года назад.
Прирост выручки позволяет компании «Листик и партнеры» с каждым годом подниматься выше и выше в рейтингах и занимать почетное место в сотне крупнейших аудиторских групп России. Сегодня отделения под этой вывеской работают в Екатеринбурге, Уфе, Самаре, Москве, Сургуте. В ближайшем будущем предстоит покорить Сибирь. Еще одним городом, куда нацелились амбициозные «Листик и партнеры», может стать Санкт-Петербург. Город на Неве появится на карте компании, возможно, уже в следующем году.
– Нельзя просто зайти в какой-то город и занять там лидирующее положение. Войти в регионы очень сложно. Как правило, это происходит за счет покупки небольшой компании с наработанной клиентской базой. Бывает и так, что мы находим партнера, готового работать под нашим брендом. В любом случае, наращивание клиентской базы за счет захвата территорий всегда сопровождается повышением качества работы приобретенной фирмы по стандартам нашей компании. Пакет аудиторско-консалтинговых услуг, которые мы предлагаем, достаточно широк. Наши специалисты делают все, что может понадобится клиенту в финансово-хозяйственной жизнедеятельности предприятия или холдинга. Тем не менее, нам всегда интересны новые направления, мы их ищем и развиваем. Но стандартные продукты есть, они уже отработаны. Поэтому сейчас основной интерес компании лежит в области выхода на новые рынки.
– С какими трудностями чаще всего приходится сталкиваться при выходе на рынки других регионов?
– Первая трудность, с которой встречаешься при создании регионального подразделения, – это квалифицированные кадры. В центральном офисе есть опытные юристы, аудиторы, финансовые консультанты и так далее. Поэтому прирост кадров идет по пути набора студентов четвертого-пятого курсов, которые проходят у нас практику. Те из них, кто устраивает нас и которым подходим мы, приходят работать после окончания вуза. Мы их растим, поднимаем их квалификацию, оплачиваем обучение и так далее. Я считаю, мы даем возможность уникальной карьеры студентам, еще не определившимся экономистам-выпускникам – найти себя в этой многогранной профессии. В регионе трудно найти квалифицированных специалистов, готовых работать по нашим стандартам. Это всегда проблема. Дистанционный контроль – это всегда поездки в наши представительства. Как правило, один-два раза в месяц я езжу по регионам. Завоевание рынка – тоже не дело одного дня. Ситуацию облегчает наличие уже имеющейся клиентской базы, пусть в некоторых городах, где мы планируем открытие офисов, и небольшой. Особое внимание уделяем подбору клиентских менеджеров. Редко удается сразу найти такого человечка, который проникнется духом нашей компании и будет активно, внося свой личный вклад, продвигать ее на новом рынке, конечно, за определенное вознаграждение.
– Приходится преодолевать недоверие по отношению к иногородней компании?
– Мы себя не позиционируем как региональную компанию. Да, головной офис у нас в Челябинске, но филиалы расположены в нескольких городах России, а клиентская база вообще от Сибири до Калининграда и Абхазии. Это говорит потенциальным клиентам о том, что компания достаточно крупная, и закономерно, что она выходит на новый рынок. Мы привлекаем региональных клиентов еще и благодаря тому, что оказываем комплекс услуг. Придя за каким-то одним продуктом и убедившись в высоком качестве услуг и профессионализме сотрудников, заказчик доверяет нам и решение других вопросов. Клиенту удобно доверять свои тайны одному партнеру, делиться с ним проблемами, а победами пусть делится со всеми.
– Какие еще преимущества компании вы могли отметить?
– Несомненным преимуществом является как разнообразие, так и качество предоставляемых услуг. Наша клиентская база говорит сама за себя. Ее список есть на нашем сайте: www.uba.ru
Мы активно работаем с банками. Первой услугой, которую наша компания начала оказывать, появившись на рынке в 1995 году, был именно банковский аудит. В Челябинской области практически все местные банки работают с нами. Это и сейчас остается одним из приоритетных направлений деятельности фирмы. Сегодня мы предлагаем в области аудита: аудит кредитных организаций, общий аудит, аудит страховых компаний и инвестиционный аудит. Направление страхового аудита начали развивать в прошлом году, после того, как открыли филиал в Самаре. Мы приобрели там небольшую компанию, которая была заточена именно на страховом аудите. Сейчас к страховому аудиту добавляются остальные направления. Мы стараемся создавать филиалы по образу и подобию головного офиса, чтобы все продукты, которые есть в Челябинске, были представлены и на наших региональных рынках.
– Направления работы вашей компании многообразны. Охарактеризуйте, пожалуйста, основные особенности каждого из них.
– Работа наших аудиторов позволяет выявить сильные и слабые стороны финансового положения организации. Их независимая оценка является инструментом для акционеров и топ-менеджеров в работе, нацеленной на рост компаний. Бывает, что в ходе аудиторской проверки аудитор указывает на такие ошибки, исправление которых возвращает предприятию миллионы рублей. МСФО – все уже знают, что это такое. При выборе аудитора при аудите по МСФО необходимо руководствоваться качеством услуг компании, ее практикой. Мы делаем аудит по МСФО с 2002 года, когда кредитные организации первыми начинали проводить трансформацию бухгалтерской отчетности по международным стандартам. Сейчас рынок активно развивается, идет приток иностранных инвестиций. Любой кредитор хочет видеть максимально ясную и полную картину бизнеса, который будет кредитовать. Мы предоставляем такую услугу. Наряду с этим наши специалисты могут провести обучение сотрудников финансового подразделения.
В части оказания аудиторских услуг мы поддерживаем клиента в течение года, оказывая консультационную поддержку. Он всегда может обратиться к тому специалисту, который ведет и знает специфику его предприятия, и получить грамотную поддержку в виде устной или письменной консультации.
Один из наиболее востребованных продуктов в области финансового консалтинга на сегодняшний день – проектирование холдинговых структур. Знания и практика наших специалистов помогают клиентам находить лучшие и оптимальные решения. Нашими клиентами являются и крупные строительные холдинги и небольшие фабрики. Тема управления финансами актуальна для любого бизнеса.
У нас достаточно сильный юридический департамент. Там работают профессионалы высокого класса. Сегодня юридические аспекты оказывают огромное влияние на состояние всего бизнеса в целом. Работа юридического департамента – это особое доверие клиентов. Мы проводим структурирование и сопровождение сделок, защищаем интересы наших клиентов при налоговом и хозяйственном арбитраже.
Оценка – достаточно молодое, но активно развивающееся направление в работе нашей компании. Каждый проект по оценке предусматривает серьезную аналитическую работу. Сегодня наши специалисты делают оценку жилой недвижимости, имущественных комплексов, интеллектуальной собственности, переоценку основных средств.
Аутсорсинг бухгалтерских услуг – очень интересное направление. Нередко компании передают ведение бухгалтерского учета нашим специалистам. Это один из вариантов решения для средней компании, поскольку бухгалтеры и главные бухгалтеры на рынке стоят очень дорого. Может быть, экономичнее и правильнее передать ведение бухучета такой компании, как наша, и получить при этом качественное и своевременное отражение финансово-хозяйственной деятельности. Кроме того, круг на одном аутсорсинге не замыкается, клиент может получить поддержку наших юристов, экономистов, консультантов. Мы ценим наших клиентов, и они знают, что, заключая договор стоимостью условно десять тысяч рублей на аутсорсинг бухуслуг, в любой момент его выслушает и юрист, и финансовый аналитик, дадут грамотные консультации или просто совет. Не нужно никуда бежать, кого-то искать, спрашивать у знакомых. Когда в одной компании заказчик может решить все, что его тревожит, это не может не радовать.
Направление бизнес-обучения создавалось именно для того, чтобы на наших «площадках» люди могли общаться между собой, транслировать свои знания, успехи, рассказывать о новых идеях, проектах, получать новые знания на проводимых нами семинарах. Мы стараемся приглашать на них людей с интересной практикой в области ведения финансов, управления предприятием. Наша компания проводит круглые столы, на которых известные успешные люди города делятся своим опытом. На таких мероприятиях есть, чему поучиться. В них принимают участите как топ-менеджеры, так и предприниматели среднего бизнеса, которые хотят расти. Мы рады, что можем предложить такую возможность нашему бизнес-сообществу. Подобные семинары мы проводим также в городах нашего присутствия: Екатеринбурге, Самаре, Уфе, Сургуте.
– Вы практически каждое направление охарактеризовали как очень интересное. Аудит – это действительно так увлекательно?
– Со стороны может показаться, что это скучная работа. Но если вы послушаете нашего руководителя департамента общего аудита Лилию Покровскую, вы измените свое мнение. Она с таким самозабвением и любовью говорит об этих цифрах! Я рада, что люди с подобным подходом работают в нашей компании. Они видят в цифрах судьбу предприятия.
Аудит – это скрупулезная работа, которая в результате показывает акционеру сильные и слабые стороны работы его компании. У собственника бизнеса не всегда есть возможность вникать в тонкости бухгалтерии. Наши специалисты проверяют эти документы и указывают на ошибки. Они могут быть как единичными, легко исправимыми, так и системными, которые длятся годами и приносят предприятию убытки. Иногда аудитор может сэкономить компании миллионы рублей. Нельзя забывать и об общественной значимости оказываемых нами услуг. Это, безусловно, налагает на нас большую ответственность.
– Безусловно, оказать такую поддержку предприятию может только профессионал. Расскажите, пожалуйста, о своем коллективе.
– Коллектив у нас молодой. Средний возраст сотрудников – около 25 лет. При подборе персонала мы не только оцениваем его профессиональные качества, но и смотрим, насколько человек способен принять наш корпоративный дух и влиться в коллектив. У нас работают сотрудники, готовые учиться, творить, активно общаться. Несмотря на постоянный разъезды, мы находим возможность собраться вместе, чтобы сходить на каток, поиграть в пейнтбол, выехать за город. Внутри компании царит дух взаимопонимания, поддержки и любви. Ребята очень дружные, это не может не радовать. Это позволяет коллективу жить, развиваться, шагать вперед, потому что есть общие цели, стремления. Я как руководитель стараюсь это поддерживать.
Все наши руководители департаментов и топ-менеджеры выросли с основания компании. Они живут этой работой, много сил отдают росту фирмы и ее развитию. Всегда болеют за сотрудников, которых учат. Компания всегда поддерживала стремление к профессиональному росту. Может быть, именно это позволило нам занять столь высокое положение и развиваться сейчас.
У нас работает Галина Рамазановна Сосновских – руководитель департамента внутреннего контроля. Ее подразделение отвечает за контроль качества тех заключений, которые дает наша компания. В принципе, за качество работы отвечает каждый аудитор. Мы понимаем, что от качества наших услуг, от соблюдения принципов этики зависит устойчивость и развитие бизнеса наших клиентов.
Дмитрий Лукьянов – руководитель департамента банковского аудита. Работает в компании со дня ее основания. Все банкиры и главные бухгалтеры банков, которые он ведет, его знают и любят. Вообще ребята из департамента банковского аудита стараются быть в курсе всего нового, и даже в чем-то идти впереди. Они всегда инициируют что-то для развития направления, для совершенствования работы и повышения качества услуг.
Мария Вершинина – руководитель департамента корпоративных финансов. Задача финансового консультанта – не только понять, что клиент хочет, но и продиагностировав нынешнее положение дел, предложить ему такую «конфетку», которая будет работать и приносить стабильную прибыль. Это очень ответственная и кропотливая работа. Клиенты благодарят нас за проекты Маши, когда они воплощаются в жизнь.
Вообще я могу сказать буквально про каждого: у нас такие хорошие люди работают! Они настолько увлечены своим делом!
Хочется сказать про консультационный центр, руководителем которого является Анна Каргаполова. Наши клиенты очень часто в течение жизнедеятельности предприятия сталкиваются с вопросами, на которые сами не могут ответить. Обычно они обращаются к аудиторам, ведущим компанию. В нашей фирме направление консультаций выделено в отдельный блок, поскольку занимает особое место. Много времени и специфических знаний нужно иметь, чтобы им заниматься. Ане поступают вопросы из Челябинска, Уфы, Екатеринбурга, Самары. Это очень тяжелая и напряженная работа. Приходится давать квалифицированные ответы предприятиям совершенно разных отраслей. Это очень ответственно, поскольку наш мнение для многих клиентов является официальным, они на него рассчитывают, отстаивают свои интересы перед налоговыми инспекторами. Кстати, 18 июня Анна Каргаполова читает семинар по теме «Практика исчисления НДС и налога на прибыль в 2008 году». Приглашаем послушать нашего специалиста.
Все сотрудники очень увлечены работой. Это не может не радовать. Мне приятно, что работа для них это не груда обязанностей. Это нормальная жизнь. Но не в любом коллективе встретишь такую дружбу и взаимоподдержку, такую атмосферу. Наши сотрудники всегда много учатся, это касается и аудиторов, и специалистов, занимающихся бизнес-образованием, и юристов. Мы стараемся соответствовать высокому уровню и постоянно поднимаем себе планку.
– То есть цель стать лидером аудита и консалтинга в России, сформулированная несколько лет назад, осталась неизменной?
– Да. Все сотрудники об этой цели знают и к ней стремятся.
– Вы так прямо рассказываете о своих сотрудниках, не боитесь, что ваших звезд попытаются переманить конкуренты?
– Не боюсь. Компания «Листик и партнеры» – это прежде всего люди, которые в ней работают. Мы ими гордимся. Их профессионализм залог нашего успеха и репутации компании. Я считаю, что наши клиенты должны знать о тех специалистах, которые оказывают им услуги. Конечно, бывают случаи, когда люди уходят. Но зачастую это молодые люди, которые недолго проработали в компании, ищут новые перспективы. Бывают когда уходят хорошие специалисты, но уходят работать, как правило, в другие отрасли. Я не вижу ничего страшного в том, что кто-то находит лучшее место под солнцем. Я рада за них. Моя задача как руководителя – обеспечить такие условия, чтобы люди не уходили.
– Расскажите о ближайших планах компании.
24-25 июня в Челябинске наша компания совместно с корпорацией «Стратум» проводит ставший уже традиционным Форум финансовых директоров. В этом году программа форума акцентирована на поиске внутренних источников финансирования и резервов для развития компании. Уникальным событием станет интервью на сцене с ведущими финансовыми директорами и руководителями уральских компаний «100 вопросов и ответов», которые поделятся интересным опытом и решениями. Каждый участник форума независимо от размера его бизнеса сможет задать вопрос успешным в бизнесе людям. Как всегда форум создает площадку для общения и обмена опытом профессионалов в сфере управления финансами, откроет возможности для знакомства с ведущими экспертами и консультантами в области финансов и представителями финансовых институтов.
– Вам нравится быть директором?
– Конфуций говорил: «Не беспокойся о том, что у тебя нет высокого чина. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы иметь высокий чин». Я об этом беспокоюсь. С 1994 года я работала в банковской сфере и начинала путь от кассира-контролера. 13 лет работы в сфере финансов, в том числе и на руководящих должностях. Конечно, объем работы и ответственность здесь совершенно другие. Но меня это не страшит. По натуре я трудоголик, я терпелива, и упорства мне тоже не занимать. Сегодня компания крепко стоит на ногах – это заслуга и успех всего коллектива.
– Опыт управления компанией как-то повлиял на ваше мировосприятие?
– Я стала чувствовать с утра до утра ответственность за жизнедеятельность компании, за каждого сотрудника, чтобы у него завтра была работа и достойная зарплата, чтобы микроклимат в коллективе был таким, каким его заложили основатели, чтобы это сохранялось.
Конечно, стало много поездок, командировок. Младший сын меня постоянно спрашивает: «Мама, ты теперь будешь также много ездить, как папа?» Многое поменялось в семейном укладе. Из Братска приехала моя мама, она теперь живет с нами, потому что надо быть с детьми.
Старший сын в этом году заканчивает школу. Он очень ответственный, понимает, что свободного времени практически нет, и старается по максимуму решать свои вопросы сам. Это не может не радовать, потому что меня просто физически на все не хватает. Конечно, жизнь изменилась, летит стремительно, меньше времени уделяю детям, может, это и плохо, но сейчас по-другому нельзя.
– Ваш старший сын выбрал финансовую сферу?
– Он всегда говорил, что будет экономистом. Мы хотели, чтобы Никита поступал в Тюменский институт нефти и газа. Считали это перспективным, интересным направлением, там есть, чего добиться, где себя проявить. Он очень яркая натура, человек с активной жизненной позицией. Если сын найдет себя в чем-то другом, это чудесно. Муж мне всегда говорил, что дети должны расти сами, добиваться всего собственными силами, и был всегда против, когда кто-то приходит на все готовое. Я с этим абсолютно согласна. Если на работу в компанию приходил кто-то из родственников, подход всегда был таким: начинай карьеру с самых азов, хочешь работать – достигни. Даже не заходи в этот кабинет, не проси поддержки. Я придерживаюсь такого же мнения. Если сын захочет работать здесь – пожалуйста, условия известны, если нет – вот рынок, иди работай, добивайся.
– В чем вы видите своего младшего сына?
– Пока трудно сказать. Но в том, что Миша гениальный ребенок, я не сомневаюсь. (Смеется.) Как ни странно, ребенок в пять лет любит цифры, наверное, говорят папины гены. Например, он знает, сколько в миллионе или миллиарде нулей. Недавно просто заставил меня купить ему калькулятор. Он очень любознательный. Тут надо отдать должное родителям мужа, дедушка отдает ему очень много времени, занимается с ним, учит играть в шахматы.
– Удается отдыхать при таком напряженном графике работы?
– Сейчас пока нет места отдыху. Уже не помню, когда отдыхала последний раз. Может быть, летом, когда сезон деловой активности спадет, я смогу себе это позволить. Я очень люблю кататься на горных лыжах, мне нравится активный отдых. В последнее время Новый год мы встречали в Австрии на горнолыжных курортах, собиралось до 30 человек. Приезжали ребята из Челябинска, Москвы, Калининграда, из Германии. Мне нравится отдыхать с друзьями, я люблю, когда жизнь заполнена событиями, и не люблю одиночество. Летом я стараюсь выбирать места, где еще не бывала, и сочетать пляжный отдых с познавательными экскурсиями.
– Жанна, о чем вы мечтаете? Чего хотелось бы достичь, скажем, через десять лет?
– Хотела бы, чтобы компания росла и дальше, чтобы была представлена во всех крупных городах. Мы будем к этому стремиться. Я не люблю озвучивать далекие планы не потому, что этого может не случиться. Предпочитаю дело слову. Конечно, хотелось бы планомерно подниматься в рейтингах. Самое главное, чтобы фирма жила, росла и развивалась. Чтобы сохранялся творческий дух в нашем коллективе. Я хочу, чтобы в компании работали люди, которые любят свою работу.
Конечно, хочется заработать много денег. (Улыбается.) Но всех денег не заработаешь. В моей жизни произошла переоценка ценностей. Я понимаю, что самое главное – это люди.
А что касается себя лично... Чтобы родственники были здоровы, дети радовали, друзья не забывали – в общем, все банально просто, но это и есть простое счастье.