Все новости
Все новости

Заемщики выкупают кредитные истории

Спад на рынке потребительского кредитования заставил бюро кредитных историй разрабатывать специальные «антикризисные» пакеты услуг для банков, предусматривающие мониторинг поведения заемщиков. Услуга позволяет банку оперативно получать информацию о том, о

ds

Поделиться

Поделиться

Спад на рынке потребительского кредитования заставил бюро кредитных историй разрабатывать специальные «антикризисные» пакеты услуг для банков, предусматривающие мониторинг поведения заемщиков. Услуга позволяет банку оперативно получать информацию о том, обращался ли клиент за получением нового займа в другие кредитные организации и не допустил ли он просрочки по непогашенным кредитам. Заемщики также проявляют живой интерес к собственным кредитным историям, опасаясь, что испорченная репутация не позволит им получить новый кредит.

Вопреки ожиданиям консолидации рынка бюро кредитных историй, за последний год появилось два новых игрока – Пермское региональное бюро кредитных историй и межрегиональное бюро кредитных историй «Кредо», расположенное в Камышине. Таким образом, на сегодняшний день сведения о клиентах, воспользовавшихся кредитными средствами, банки передают в 33 бюро кредитных историй. Однако, по прогнозам генерального директора бюро Global Payments Credit Services Олега Лагуткина, в ближайшее время все же ожидается уменьшение количества игроков на рынке бюро кредитных историй, при этом и сегодня явно прослеживается монополизация рынка несколькими крупнейшими игроками.

Во время кризиса бюро кредитных историй выживают за счет расширения спектра услуг. Так, если прежде банки интересовались преимущественно кредитными историями потенциальных клиентов, обратившихся за получением кредита, и выплачивали бюро за предоставленную информацию небольшую комиссию, то сейчас акценты сменились. Темпы кредитования заметно снизились, соответственно, поток запросов банков в бюро кредитных историй практически иссяк. Вместе с тем, частные лица, столкнувшиеся с финансовыми проблемами и допустившие просрочку платежей по кредитам, обеспокоились, не испортилась ли в связи с этим их кредитная история – ведь это способно полностью закрыть и без того ограниченный доступ к получению нового кредита.

Просрочка по кредиту могла возникнуть и в связи с форс-мажорными обстоятельствами, и, имея кредитную историю на руках, заемщик может ее оспорить. И все же Олег Лагуткин полагает, что в период кризиса из-за роста неплатежей по кредитам число плохих кредитных историй может значительно возрасти. Уже сейчас, по его словам, наблюдаются первые предпосылки. Бесплатно получить сведения о собственной кредитной истории частные лица имеют право только раз в год, за каждый следующий запрос придется заплатить порядка 300-500 рублей.

«Хорошая кредитная история нужна всегда – и в кризис, и в спокойные времена, но в сегодняшних условиях упор по кредитному сотрудничеству сделан на работу именно с клиентами с положительной кредитной историей, – говорит исполняющий обязанности управляющего челябинским филиалом Промсвязьбанка Олег Гриценко. – Не испортить ее в кризис, если есть кредит, который сейчас трудно обслуживать, – это действительно важно. Совет один: обязательно сообщать в банк обо всех возникающих трудностях сразу, чтобы можно было найти приемлемый для всех сторон вариант обслуживания кредита и не испортить кредитную историю».

Большинство крупнейших банков, в том числе и Промсвязьбанк, по словам эксперта, уже предложили розничным заемщикам специальные антикризисные продукты, которые позволят облегчить ежемесячные выплаты по банковскому кредиту клиентам, которые столкнулись с резким сокращением доходов или потеряли работу.

Разумеется, полностью переориентироваться на обслуживание частных клиентов БКИ не спешат и сейчас активно разрабатывают новые продукты, актуальные для рынка финансовых услуг в кризисные времена. Так, угроза роста просроченной задолженности по выданным ссудам обусловила появление такой новой услуги, как мониторинг действий заемщика, не погасившего задолженность по кредиту в полном объеме. В частности, подобный «антикризисный пакет» предложило банкам БКИ Global Payments Credit Services. С помощью данной услуги кредитные организации могут отслеживать поведение клиентов: берут ли они кредит в других банках, вовремя ли погашают займы, не допускают ли просрочки по кредиту. Причем информация о заемщиках может предоставляться как ежедневно, так и, к примеру, раз в месяц. Исходя из полученных данных, банки могут адекватно оценивать состояние своего кредитного портфеля. По словам Олега Лагуткина, в условиях кризиса данная услуга пользуется большим спросом. «Банкам теперь не до раздува портфелей, – отмечает эксперт, – хорошо бы уберечь в хорошем качестве то, что есть». О намерении запустить в ближайшие месяцы аналогичные антикризисные программы уже заявило и бюро кредитных историй «Экспириан Интерфакс».

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter