Бизнес «Пятый» эксперимент

«Пятый» эксперимент

Экономию горожан на дорогих продуктах решили обернуть в свою пользу владельцы дискаунтеров. 14 мая заявила о расширении своего присутствия в Челябинске и изменении ценовой политики X5 Retail Group. В этом году в городе появится...

" src=

Экономию горожан на дорогих продуктах решили обернуть в свою пользу владельцы дискаунтеров. 14 мая заявила о расширении своего присутствия в Челябинске и изменении ценовой политики X5 Retail Group. В этом году в городе появится еще пять «Пятерочек», в каждую из которых будет инвестировано от пяти миллионов рублей. Кроме того, в компании заявляют о продаже по минимальной рыночной стоимости всего ассортимента продукции. Поставщикам ретейлер готов сократить отсрочку платежей в обмен на снижение цен со стороны производителя. Достичь лучшего качества работы сети в Челябинске X5 рассчитывает благодаря сокращениям издержек за счет собственного распределительного центра. Между тем, по мнению некоторых экспертов Chel.ru, в случае с «Пятерочкой» о качестве – как обслуживания, так и товара – вряд ли может идти речь. Кроме того, специалисты связывают заявления о планах развития сети с, возможно, предстоящей продажей этого бизнеса.

Напомним, на Южном Урале сеть «Пятерочка» существует около семи лет. На сегодня в Челябинске больше всего дискаунтеров под этим брендом по сравнению с другими городами УрФО, где представлена X5, – 63 (в Екатеринбурге – 40, в Перми – 34).

X5 Retail Group – лидер российской розницы. Темпы роста Х5 в 2008 году – 57%, общая выручка – более $10 млрд. В состав группы входят продуктовые сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель». На 31 марта 2009 года в России и Украине более 1144 магазинов под управлением Х5, 586 франчайзинговых магазинов на территории России. Из них на Урале – 137 магазинов, в основном дискаунтеров.

14 мая ретейлер заявил о своих планах развития на Урале и, в частности, Челябинске. В 2009 году в УрФО откроется 20 новых магазинов X5, из которых пять – в столице Южного Урала. Как сообщил генеральный директор уральского филиала X5 Retail Group Алексей Красников, инвестиции в каждый магазин в Челябинске составят от пяти до десяти миллионов рублей. «Да, сейчас снизилась потребительская активность, – говорит топ-менеджер компании. – Но мы работаем в таком формате, который в рамках кризиса хорошо себя чувствует. Цены в «Пятерочке» – самые низкие в Челябинске». Как уточнил господин Красников, эта сеть станет еще доступнее, так как в Челябинске реализуется новая ценовая стратегия. «Если раньше мы продавали по минимальной рыночной цене только 20% от всего ассортимента (социальный товар), то сейчас мы намерены продавать по такой цене все 100 процентов», – уверяет руководитель уральского филиала X5.

Господин Красников отметил, что продуктовая инфляция в России составила 16,5%, а в сети группы X5 на Урале – только 12,9%. «Мы потеряли в маржинальной доходности, но за счет увеличения трафика компенсируем это», – говорит топ-менеджер розничной сети. Кроме того, компания, отменившая бонусы для небрендированной продукции, рассчитывает компенсировать потери за счет снижения арендной платы (в среднем по компании оно составляет 20%, по разным объектам – от 30 до 50%), сокращения ассортимента (количество наименований будет снижено с 3500 до 3000), а также снижения логистических издержек в 2-2,5 раза. Сегодня у компании есть в Челябинске собственный распределительный центр площадью 6,6 тысяч квадратных метров. В дальнейшем его планируется расширить до десяти тысяч «квадратов».

Кроме этого, ретейлер готов пойти на уступки поставщикам. В связи с проблемами кредитования «Пятерочка» предлагает сократить отсрочку платежей – с 30 дней до 10 в обмен на снижение цен со стороны производителя на 2-3%. Как уточнил господин Красников, наценка в их сети на небрендированную продукцию (ее доля в «Пятерочке» – 60%, из них 56% – продукция местного производителя) не больше десяти процентов. Кроме того, будет расширена «фрэш-группа» (фрукты, молочная продукция и так далее). В ближайшем будущем сеть намерена развивать private label. Увеличив количество частных марок, «Пятерочка» рассчитывает привлечь покупателя низкой ценой, а производителя – гарантированным объемом заказа.

По поводу того, насколько реально в условиях дефицита качественных площадей открывать в Челябинске новые магазины, начальник управления по торговле и услугам администрации Челябинска Сергей Березуев высказался довольно оптимистично. «До кризиса свободные площади в нашем городе найти было тяжело, – комментирует он. – Сейчас дела обстоят лучше. Во-первых, строятся новые торговые центры. Во-вторых, мелкие игроки в связи с кризисом будут разоряться – появятся свободные площади».

Разделяет это мнение и независимый эксперт-консультант Алексей Шестаков. «Сейчас идеальное время для расширения, – считает он. – Бизнес разорившихся магазинов сейчас можно купить в 2-3 раза дешевле, чем до кризиса. Поэтому, если есть деньги, сейчас для развития золотое время». Между тем господин Шестаков отмечает, что пять миллионов рублей для одного магазина – «копейки». Открыть магазин с хорошим ремонтом обходится, по словам эксперта, в 600 долларов за один квадратный метр.

Согласившись со своевременностью развития сети, специалист, однако, ставит под сомнение улучшение качества ее работы. «Сам формат «Пятерочки» не подразумевает качество, – комментирует Алексей Шестаков. – Высокий уровень обслуживания, все работающие кассы – это требует дополнительных затрат. Учитывая концепт «Пятерочки» – дешево и сердито – вопрос качества вызывает большие сомнения». Как отметил собеседник сайта, кроме сервиса, вряд ли стоит ожидать и качественного товара. Дешевое не может быть качественным, заметил эксперт, а на private label, которую намерена развивать «Пятерочка», сети обычно пытаются максимально экономить.

«Один из высокопоставленных чиновников Роспотребнадзора купил однажды в магазине одной известной сети айран уфимского производства, – приводит в свою очередь пример не очень качественной работы российских сетей Сергей Березуев. – Оказалось, что купленный напиток еще не произведен: дата выпуска согласно заводской маркировке... через четыре дня!» Но такие казусы, по мнению чиновника, вина не сетей, а производителей, с которыми ретейлеры пытаются бороться.

Тем не менее собеседника Chel.ru, скептически оценившего качество работы сети дискаунтеров, насторожил и сам факт заявления о развитии «Пятерочки» с раскрытием некоторых финансовыми подробностей. «Зачем компании, решившей привлечь покупателя, заявлять, например, о том, в какую сумму обойдется открытие магазина?», – задается вопросом Алексей Шестаков. По его мнению, в этом случае речь может идти о подготовке к продаже бизнеса.

Фото: Коллаж Фариды НИЯЗОВОЙ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления