Дорогая «Роспечать»

В Челябинске резко подорожали деловые издания. Рост цен на журналы издательских домов «Коммерсант», «Эксперт» и Axel Springer Russia составил от 30 до 50%. Возросла на треть стоимость «Русского Newsweek» и «Эксперта». А Forbes в челябинской...

Поделиться

 

" width=

" width=

Поделиться

В Челябинске резко подорожали деловые издания. Рост цен на журналы издательских домов «Коммерсант», «Эксперт» и Axel Springer Russia составил от 30 до 50%. Возросла на треть стоимость «Русского Newsweek» и «Эксперта». А Forbes в челябинской «Роспечати» продается сегодня за 199 рублей, тогда как в Екатеринбурге и даже Москве он по-прежнему стоит 110-120 рублей. В качестве одной из основных причин роста стоимости деловой периодики местные участники рынка дистрибуции прессы называют повышение отпускных цен издательствами. Однако издатели, признаваясь в частичном увеличении стоимости журналов и прогнозируя рост цен и в будущем, отмечают при этом, что не стоит сбрасывать со счетов и торговые наценки.

Напомним, цены на периодику в России начали расти еще в первом квартале 2009 года. В марте вице-президент Гильдии издателей периодической печати Василий Гатов в интервью газете «Коммерсант» рассказал, что за январь-февраль стоимость прессы в розничной торговли выросла на 10-15%. Цена на издания в «Роспечати», по оценкам руководства этой сети в Челябинске, выросла в среднем на 20-25%, причем это увеличение не было разовым. По словам директора ОАО «Роспечать Челябинcкой области» Константина Федоринина, произошло повышение цен у издателей кроссвордов и журналов для детей, а деловые издания претерпели незначительные изменения. С другой стороны, как отметил г-н Федоринин, в киосковой сети спрос на деловые издания традиционно невысок, особенно если сравнить с магазинами самообслуживания, поэтому «возникла необходимость оптимизировать такие издержки» – повысить цены на ряд деловых изданий.

Однако, как стало известно Chel.ru, цены на деловые издания в челябинских киосках повысились существенно. Некоторые издания подорожали на 30%. Так, журнал «Русский Newsweek» в розничной сети «Роспечать» стоит сегодня 59 рублей, в то время как около двух месяцев назад его цена составляла 39 рублей. «Эксперт», ранее продававшийся за 45 рублей, сегодня стоит около 65-ти. А журнал Forbes в Челябинске сейчас вообще стоит дороже на 80-90 рублей, чем в Екатеринбурге и даже Москве! В нашем городе это издание продается за 199 рублей, тогда как в столице нашей Родины и в столице Урала он стоит, как и прежде, 110-120.

ИД «Коммерсант»: «Власть», «Деньги», «Секрет фирмы», «Огонек».
ИД Axel Springer Russia: «Русский Newsweek», Forbes.
Группа «Эксперт»: «Эксперт», «Русский репортер».

«Цена формируется по цепочке всеми участниками процесса производства и дистрибуции, – поясняет формирование конечной стоимости издания Константин Федоринин. – Это издатель, оптовый дистрибьютор, которого может и не быть, если издание является региональным или печатается в регионе, и розничный дистрибьютор». На каждом из перечисленных этапов формируется своя наценка, «которая складывается из затратной части соответствующего этапа и нормативов доходности».

Экономический кризис, по словам г-на Федоринина, не мог не сказаться на деятельности издателей и в итоге стал полноценным фактором формирования отпускных цен на периодику. «Фактически в разы упали рекламные доходы издателей, которые до этого компенсировали часть издержек, – продолжает руководитель местной «Роспечати». – Издания, жившие за счет рекламных доходов, либо закрылись, либо существенно изменили свои качественные характеристики и увеличили цены». Издания, жившие за счет продаж в розничных сетях, тоже, как отмечает эксперт, были вынуждены оптимизировать свои расходы: сокращать персонал, менять качество и увеличивать отпускные цены.

Помимо вышеперечисленных «внешних» причин увеличения стоимости периодики в челябинской «Роспечати», есть, по словам специалиста, и так называемая «внутренняя» – это изменение системы налогообложения. С 1 января 2009 года «Роспечать» перешла с единого налога на вмененный доход на общую систему налогообложения. «Налоговые издержки нашей компании увеличились в четыре раза, – продолжает Константин Федоринин. – Мы могли бы закрыть нерентабельные торговые точки, это около 30% нашей сети, но мы отказались от этого. В итоге решили компенсировать увеличение налоговых платежей за счет увеличения наценки».

Финансовый директор РС «Вечерний Челябинск» Наталья Подоплелова утверждает, что в их сети среднее повышение цен на деловую прессу составило 25-30%. При этом собеседник сайта отметила, что летние цены на периодику не показательны, так как «это сезон спада деловой активности, а значит, и продаж». Продолжая тему сезонных колебаний, г-жа Подоплелова уточнила также, что если раньше в неделю было пять дней активных продаж, то в настоящий момент – только четыре.

«В начале года произошло достаточно резкое повышение цен, – комментирует общую ситуацию на рынке реализации прессы финансовый директор сети ВЧ, – потом были плавные переходы». Однако повышение в различной периодике происходило по-разному. Так, по словам Натальи Подоплеловой, стоимость газет повышается в начале года, как правило, на 20-30%, а увеличение цены на журналы происходит более планомерно.

Как и Константин Федоринин, представитель розничной сети «Вечерний Челябинск» отмечает свою зависимость от целого ряда участников процесса ценообразования. «Как правило, – продолжает г-жа Подоплелова, – глянцевые издания нам поставляет так называемый генеральный дистрибьютор, он и диктует свои условия». В то же время Наталья Подоплелова признается, что, имея определенную точку рентабельности, сеть, в свою очередь, не исключает и определенные наценки на конкретные издания. Однако далеко не всегда она может повышать стоимость периодики по своему желанию – это отмечается в договорах сотрудничества с издательствами или дистрибьюторами.

Как выяснил корреспондент Chel.ru, общаясь с издателями, увеличение стоимости деловых изданий в Челябинске не во всех случаях связано с инициативой издательских домов – некоторая пресса подорожала исключительно из-за торговых наценок.

Менеджер по продвижению издательского дома Axel Springer Russia Маргарита Зиновьева подтвердила, что с начала года стоимость журнала «Русский Newsweek» возрастала три раза, причем осенью, по ее словам, произойдет еще одно повышение. «Если сравнить с прошлогодней ценой, – говорит г-жа Зиновьева, – то она выросла на 30%, добавьте к этому накрутки дистрибьюторов и розничных сетей». При этом, как отметила представитель ИД, конечная стоимость журналов в столице и регионах значительно отличается, так как в провинции «большие наценки, которые дистрибьюторами объясняются тем, что в них заложена транспортировка». Так, в Москве средняя стоимость журнала «Русский Newsweek» составляет 40-45 рублей, а Forbes, с начала года подорожав на 10%, сейчас в столице продается за 110-120 рублей.

«Еще в декабре 2008 года мы повысили стоимость «Русского репортера» на 50%, – говорит региональный представитель ЗАО «Группа Эксперт» по Уралу Михаил Иванов, – при этом цена журнала «Эксперт» не изменилась». Как отметил собеседник, Челябинская область была первым регионом, в котором произошло столь значительное увеличение стоимости одного из журналов издательского дома. Кроме того, по словам г-на Иванова, в Челябинске многие деловые издания стоят значительно дороже, чем в соседнем Екатеринбурге, и связано это, по мнению специалиста, с тем, что «в городе много перекупщиков, которые также делают свои наценки».

Директор отдела распространения ИД «Коммерсант-Урал» Павел Труш сообщил, что ни на одно их издание отпускная стоимость не была увеличена. «Если где-то цена изменилась, – отметил г-н Труш, – причины этому – торговые наценки».

P.S. Позднее, уже после выхода статьи генеральный директор ОАО «Роспечать» Константин Федоринин специально для Chel.ru представил обоснование изменения цен: «Основным фактором формирования наценки нашего предприятия с 1 января 2009 года является увеличение затратной части вследствие изменения системы налогообложения. Этот фактор зачастую недооценивается, но в силу своего обязательного характера не оставляет нам другого выбора, кроме как исполнять изменившийся налоговый закон. Для наглядности отмечу, что переход с системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход на общую систему налогообложения увеличил только издержки нашей компании на налоговые платежи приблизительно в четыре раза. Более того, государство поставило нас в условия, когда на продукцию в киосковой сети стал дополнительно начисляться НДС (еще 10%-18%). В сложившихся условиях мы предприняли активные меры по оптимизации затрат, однако такие меры не смогли компенсировать новые налоговые затраты. Существовал и другой путь экономии – закрытие нерентабельных торговых объектов (порядка 30% от общего количества киосков). Однако этот путь не рассматривался нами как справедливый, поскольку его реализацией мы существенным образом ограничили бы возможность читателей на получение информации. Учитывая наше положение крупнейшего розничного игрока, мы не можем игнорировать социальную составляющую ведения бизнеса, поэтому путь закрытия части киосков был неприемлем. Таким образом, у нашей компании не оставалось иного выбора, как компенсировать увеличение налоговых платежей за счет увеличения наценки. При этом мы смогли сохранить торговые объекты, обеспечить гражданам возможность получения свежей периодической печати, обеспечить людей рабочими местами.

Другим существенным фактором формирования наценки является изменение издателями закупочных цен. Оно было вызвано тем, что в связи с кризисом фактически в разы упали рекламные доходы издателей, которые до этого компенсировали часть их издержек. Так, издания, «жившие» за счет рекламных доходов, либо закрылись, либо существенно изменили свои качественные характеристики и увеличили цены. Издания, «жившие» за счет продаж, вынуждены были оптимизировать свои затраты, в том числе сокращая персонал, иногда закрывая целые подразделения, также изменяя качественные характеристики издания, а также увеличивать цены.

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter