18 января вторник
СЕЙЧАС -9°С

Лариса Алдошенко, директор архитектурно-строительной компании «Армада»: «Ремонт – это мое хобби»

Поделиться

Поделиться

" width=

" width=

Поделиться

Затеять строительство коттеджа или ремонт квартиры, а тем более привлечь к этой работе хороших специалистов – такое сейчас приходит в голову немногим даже из тех, кто собирался это сделать. И причина вполне понятна – на дворе кризис, поэтому надо экономить. Однако, как выясняется, для подобных планов кризис как раз не худшее время – компании сами стремятся клиентам навстречу. И тем, кто решается на подобный шаг, стоит просто определиться со своими возможностями и правильно выбрать. О том, как это сделать и на что можно рассчитывать, рассказывает руководитель архитектурно-строительной компании «Армада» Лариса Алдошенко.

Антикризисное предложение

Лариса Викторовна, до осени прошлого года благосостояние горожан росло, поэтому они активно строили коттеджи и дачи, ремонтировали квартиры. Что изменилось с кризисом?

– Строить и ремонтировать люди не перестали – это точно, но изменения есть. Главным образом кризис сказался на объеме заказов и классе работ. Допустим, если говорить о жилье, то падение спроса на новые квартиры привело к тому, что у компаний, занимающихся их отделкой, объем работ снизился процентов на 20. Если говорить о коттеджном строительстве, то до кризиса в основном строили дорогие коттеджи, сейчас стало больше заказов экономкласса. Вообще, клиенты стали более внимательно относиться к деньгам. Раньше рассчитывались не глядя, сейчас, наоборот, считают, контролируют расход материалов, сопоставляют объемы и прочее.

Отчасти из-за кризиса наметился любопытный тренд. Корпоративные клиенты стали избегать помпезных офисов, предпочитая более простой дизайн и простую отделку. А частные клиенты напротив. Если решаются на ремонт, то на дизайне и хороших материалах, хотя некоторые из них подорожали, не экономят. Раньше было наоборот: роскошные офисы и более простые квартиры.

С чем это связано?

– На мой взгляд, с тем, что особенно сейчас люди стали больше ценить личное пространство, в котором можно расслабиться. Поэтому, несмотря на кризис, и стремятся его обустроить.

Не секрет, что за последний год потребитель привык к разным «антикризисным» предложениям. В сегменте строительных и ремонтно-отделочных работ такие предложения есть?

– Не буду говорить за остальные компании, а у нас – дfа. Так, по сравнению с прошлым годом в целом снизилась стоимость услуг. Кроме того, внимательно следим за тенденциями в строительных материалах и технологиях, ищем варианты их применения. Это помогает, сохраняя качество работы, удешевлять проект, делать его более доступным. Понятно, что такую работу мы вели и до кризиса, но сегодня это особенно важно, поскольку большинство заказчиков живет в режиме экономии. К примеру, сейчас у нас есть свой «антикризисный» вариант для тех, кто хочет построить коттедж.

" width=

" width=

Поделиться

В чем он заключается?

– Мы можем предложить принципиально новую систему экономичного малоэтажного строительства. Проект разработал инженер Александр Самарин. Смысл заключается в том, что дом собирается по принципу «лего» из типовых элементов – несущих и ограждающих конструкций. Получается коттедж каркасного типа с абсолютно любой планировкой и любыми ограждающими конструкциями стен. В результате заказчик приобретает дом, который максимально подходит его запросам и в котором в процессе эксплуатации можно, не меняя конструктива здания, проводить неограниченное число перепланировок. Стоимость строительства начинается от 14 тысяч рублей за коттедж «под ключ». Но, думаю, этот вариант будет интересен клиентам с самым разным уровнем дохода.

Все в комплексе

Многие компании пытаются удешевить свое предложение за счет разного рода оптимизаций. «Армада» занимается и строительством, и дизайном, и ремонтно-отделочными работами. Нет желания отказаться от каких-то направлений и сконцентрироваться на чем-то одном?

– Отказываться я ни от чего не собираюсь, потому что тогда лишусь собственных преимуществ – и мои плюсы станут моими минусами. Действительно, мы предлагаем достаточно большой перечень услуг. Если говорить о коттеджном строительстве, это весь комплекс работ: архитектурное проектирование, дизайн интерьеров, строительство, а затем отделочные, сантехнические и электромонтажные работы. Если говорить о ремонте квартир, это подготовка и согласование проектной документации для перепланировки, дизайн интерьера, собственно ремонтные и отделочные работы. Что касается общественных помещений, то к уже названному можно добавить перевод жилых помещений в нежилые, эскизные проекты и монтаж входных групп и фасадов. Ни от чего отказываться не собираюсь именно потому, что в комплексности услуг заключается наше конкурентное преимущество. Компаний, предлагающих или только строительные, или только проектные, или только дизайнерские работы, на рынке много. Тех, кто предлагает весь спектр услуг, мало.

Разве такой расклад не совпадает с тенденцией к более узкой специализации?

– На мой взгляд, в нашем сегменте перспектива как раз у комплексного подхода. Объясню почему. К примеру, человек решил сделать ремонт в своей квартире и пригласил несколько компаний – одна готовит дизайн-проект, вторая занимается отделкой, третья ставит сантехнику и т.д. В этом случае согласовывать их действия, особенно если возникают какие-то проблемы: не так сделали, не то нарисовали, что-то не учли и т.п., вынужден будет именно заказчик. Ему придется тратить и время, и нервы на то, чтобы выяснить: почему так вышло, кто виноват и что дальше делать? Оставить так или переделывать? Продолжать работать с этими компаниями или нанять другие?

Допустим, заказчик выяснил, кто виноват, и решился нанять других. И здесь тоже могут возникнуть проблемы. Надо учитывать, что этот рынок достаточно конкурентный и непростой. Желающих заработать много. А заказчиков, которые хорошо разбираются во всех вопросах, связанных со строительством и ремонтом, мало. В результате довольно часто встречается такая ситуация. Клиент чем-то недоволен, приглашает нового исполнителя. Тот говорит: как все плохо сделано, мы вам все переделаем. На самом деле погрешности в работе встречаются практически у каждого, но далеко не все они требуют полной переделки. А поскольку заказчик, как правило, в этом не разбирается, его незнание позволяет на нем зарабатывать.

Интересно, есть какие-то объективные критерии, по которым заказчик в этом случае может оценить реальное качество работы? Или стоит читать специальные руководства по ремонту и т.п.?

" width=

" width=

Поделиться

– Читать, может быть, и стоит. Но если у него нет собственной практики, оценить, насколько объективна критика со стороны новых подрядчиков и не стоит ли за этим что-то еще, ему будет достаточно сложно. Здесь неизбежно возникает вопрос доверия к профессионализму исполнителей. И, конечно, важны рекомендации и правильный выбор. Почему я за комплексный подход? Мне как клиенту было бы проще и удобнее работать с одним человеком, которому доверяешь и знаешь, что будет сделано все и сделано хорошо. Во-первых, я знаю, кто отвечает за конечный результат, поэтому мне не надо тратить время, нервы и деньги на проблемы, возникающие в процессе работы. Во-вторых, я получаю готовый продукт, который, если исполнитель дорожит своей репутацией, будет качественным и не потребует переделок.

А с точки зрения бизнеса насколько эффективна комплексность?

– Я считаю, она более эффективна, чем узкая специализация. Естественно, с учетом того, что в каждом направлении работают опытные и квалифицированные сотрудники. Проектирование, дизайн, ремонт тесно связаны друг с другом, они требуют постоянного взаимодействия специалистов. Если смотреть с позиции конечного результата, то подразделения одной компании взаимодействуют гораздо оперативнее и эффективнее, чем самостоятельные компании. Кроме того, когда все находится в одних руках, проще контролировать процесс. Это в итоге сказывается и на времени исполнения, и на стоимости, и на качестве работ. Я не могу сказать, что мы выполняем абсолютно все. Мы не устанавливаем двери и окна, не делаем кондиционирование и вентиляцию, не ставим сигнализацию. Это очень специфические вопросы, для решения которых прибегаем к услугам подрядчиков. Но основной перечень работ выполняем сами, и к такой организации бизнеса я пришла не теоретически, а на собственном опыте.

Каким образом?

– У меня два высших образования: строитель и дизайнер. В 2003 году, получив второй диплом – дизайнера жилых и общественных помещений, – я стала выполнять частные заказы. И, занимаясь дизайном, довольно быстро поняла, что к нему необходимы услуги по ремонту и отделке. Начала тесно взаимодействовать со строителями и отделочниками, поскольку надо было контролировать процесс – вести авторский надзор. Кроме того, к дизайну часто требуется и перепланировка помещений, поэтому начала работать с проектантами. К 2005 году эти три направления я объединила в рамках одной компании. Со временем перечень услуг расширялся. В принципе, он и сейчас продолжает расширяться.

К примеру, из того, что появилось недавно, это уборка помещений после ремонта, то есть заказчик получает продукт буквально в чистом виде. Что очень важно. Кто сталкивался с такой проблемой, тот знает. Это послеремонтное обслуживание…

Послеремонтное обслуживание – это что?

– Это комплекс услуг, который мы предлагаем нашим заказчикам после того, как закончили ремонт или построили коттедж под ключ. Он предполагает любые строительно-монтажные или отделочные работы в малом объеме. Вплоть до таких, как замена лампочек, ремонт светильников, кранов, прибивание полок и т.п. Как правило, на эту работу сложно найти хорошего специалиста, потому что работа «мелкая» и, соответственно, малооплачиваемая. Но и она требует качественного исполнения. В результате человека не с улицы найти сложно, а приглашать с улицы не все готовы. Мы берем это на себя не потому, что нам экономически выгодно, но это удобно для клиента. Удобно по нескольким причинам. Во-первых, он нас знает, он с нами работал. Во-вторых, он может обратиться практически в любое время. В-третьих, послеремонтным обслуживанием занимаются те же специалисты, что выполняли и основную работу. То есть они знают, что, где и как сделано, соответственно, решают возникшую проблему быстрее и качественнее. В рамках послеремонтного обслуживания мы можем предложить и уборку помещений с частотой, которая удобна клиенту, – раз в месяц или раз в неделю.

При этом, заключая договор на такой комплекс услуг, клиент не несет никаких материальных затрат.

Если для вас это экономически не выгодно, какой смысл?

– Это способ привлечь клиентов, способ повысить их лояльность. К примеру, договор на послеремонтное обслуживание может заключить не только тот заказчик, у кого мы

делали ремонт, но и любой другой. При этом если ему понадобится снова делать ремонт, он в зависимости от объема работ может получить скидку 10-15%. Также в качестве бонуса мы предлагаем годовое страхование помещений, в которых выполнили отделочные работы, от затоплений и прочего. Если вдруг что-то происходит, страховая компания выплачивает деньги, на которые можно восстановить отделку. Я считаю, что создавать для заказчика систему бонусов, это, может быть, неоправданно с точки зрения сиюминутной выгоды, но стратегически правильно. Мы стараемся продумывать все варианты, которые позволят избавить клиента от головной боли, связанной со строительством и ремонтом, и таким образом сделать предложение еще более интересным.

Комплексный подход влияет на цену? Кто основной потребитель ваших услуг?

– На самом деле у нас есть клиенты разного уровня доходов. Это связано с несколькими моментами. Более эффективное взаимодействие специалистов разных направлений в рамках одной компании позволяет снижать издержки, об этом я уже говорила. Кроме того, на конечную цену услуги влияет класс отделки и класс работ, то есть стоимость материалов и уровень задач. Если говорим о ремонте, то, к примеру, потолок можно просто побелить, а можно сделать с лепниной. Согласитесь, уровень разный. Но это и позволяет ценовой политике быть очень гибкой. То есть мы можем подстроиться фактически под любого клиента и выполнить работы на ту сумму, на которую он рассчитывает. Единственно, что не зависит от класса работ и отделки, это качество исполнения. В любом варианте оно будет одинаковым.

Тогда частный вопрос. Сколько стоит сейчас ремонт квартиры, к примеру, в экономичном и чуть более дорогом варианте?

– В среднем от двух до десяти тысяч рублей за квадратный метр. Эта сумма включает все – материалы и работу. В более высоком сегменте стоимость услуги будет в большей степени зависеть от стоимости материалов.

" width=

" width=

Поделиться

Тех, кто уже воспользовался вашим предложением, можете назвать?

– Коттеджей и квартир сделано много, к тому же мы работаем подрядчиком по отделке у «Стройкома», поэтому выделить кого-то достаточно сложно. И, наверное, неправильно, поскольку это частная жизнь. А среди корпоративных клиентов нашими заказчиками были федеральное управление миграционной службы, ЗАО «Уралмостострой», банк «Ураллига», ТК «Первоозерный», «Киномакс-Урал», целый ряд детских образовательных учреждений и многие другие организации города и области.

Насколько знаю, «Армада» занималась правительственными объектами при подготовке саммита ШОС. Обычно в таких случаях принято искать подоплеку, в вашем случае с чем был связан выбор?

– Нет, подоплеки здесь нет. Выбор был связан как раз с тем, что мы предложили весь комплекс услуг. К саммиту ШОС мы готовили обкомовские дачи: делали ремонт, все сантехнические и электромонтажные работы, отделку VIP-уровня и приведение помещений в порядок уже после ремонта. При этом объем работ был очень большой – порядка 500 квадратных метров, а срок – всего лишь месяц. Мы сумели сделать все качественно и вовремя. Конечно, это было непросто – потребовалась очень жесткая дисциплина и организация, работали в две – три смены. Я этот месяц фактически не спала. (Улыбается.) Но в итоге справились хорошо, и считаю, что это серьезный показатель для компании.

Вкусное дело

А вам самой чем интереснее заниматься – общественными помещениями или жильем?

– Как руководитель я не делаю различия. Но лично мне, конечно, интереснее жилье – здесь больше возможностей для воплощения фантазии, для создания красоты. Видимо, дает знать о себе дизайнер. (Улыбается.) Эта специальность мне очень нравится. Я до сих пор получаю колоссальное удовольствие, превращая помещение, которое никак не выглядит, в нечто красивое. И с большим удовольствием наблюдаю реакцию заказчика – его удивление и радость, когда он видит результат.

Жилье, как правило, довольно точно отражает вкус, уровень культуры и амбиции его владельца. Что предпочитают челябинцы и почему?

– Предпочтения зависят от уровня доходов, от возраста. К примеру, для молодых людей, кто рано состоялся, до недавнего времени был достаточно характерен минимализм и хайтек. Многие из них квартиру воспринимали лишь как место, где можно переночевать. Более зрелые и состоятельные заказчики чаще выбирают классику с элементами роскоши, может быть, даже с элементами дворцового стиля – колоннами, лепниной, дорогой мебелью, шикарными коврами. Как говорят некоторые: золота, золота побольше. (Смеется.) В таком интерьере легче расслабиться, легче почувствовать себя значительным человеком.

Многие психологи считают, что как раз этим люди реализуют свой комплекс неполноценности…

– Если комплекс неполноценности таким образом можно превратить в чувство самодостаточности, разве это плохо? Разве плохо, когда человек через интерьер напоминает себе, что он молодец, что он это заработал? Я считаю, это здорово. И по себе знаю, насколько роскошная обстановка придает уверенности в своих силах и заряжает позитивной энергией. В домашнем интерьере самое главное – это совпадение внешнего пространства и внутреннего состояния человека, чтобы было комфортно, ничего не раздражало. Для дизайнера высший пилотаж – как раз почувствовать это внутреннее пространство заказчика и воплотить его вовне. Для этого нужно быть психологом. Я до сих пор первую встречу с клиентом провожу сама, потому что мне удается уловить то, что он хочет. Наверное, в большей степени на интуитивном уровне. И дизайнер работает уже по моим идеям и впечатлениям.

Воспитательная функция в вашем случае присутствует?

– Нет, нет, нет. Я никогда не давлю на заказчика. Он всегда прав, даже если его решение мне не нравится. Если человек скажет, что хочет зеленый потолок, я, несмотря на то что эту идею не принимаю, не буду с ним спорить. У каждого свой внутренний мир. То, что мне при зеленом потолке будет некомфортно, еще не говорит, что заказчику будет так же некомфортно. Выбор за ним, потому что именно ему в этом помещении жить.

Если учесть, что дизайнер в своей работе руководствуется не только психологическим состоянием, но и эстетическими категориями. Для вас как для специалиста есть табу или бизнес превыше?

– Нет, бизнес превыше. «Любой каприз за ваши деньги», – это наш девиз, и мы его придерживаемся. Но не только потому, что он позволяет зарабатывать. Заказчики – в подавляющем большинстве состоявшиеся люди, имеющие свое мнение, свои амбиции. И это надо уважать.

Не секрет, что отсутствие вкуса – достаточно распространенная проблема. Не бывает так, что, потакая заказчику, вы в итоге получаете нечто некрасивое и даже смешное?

" width=

" width=

Поделиться

– Существуют две крайности. Есть заказчики, которые полагаются только на собственный вкус, и если его нет, получается то, о чем вы говорите. Есть заказчики, которые, наоборот, совершенно не уверены в собственном вкусе и полностью полагаются на дизайнера. Если у дизайнера нет вкуса, а такое тоже бывает, результат может быть аналогичным. Тем более некоторые рассуждают: неважно, красиво или нет, раз дорого, значит, пусть будет. Но подобные вещи – это все-таки исключение из правил. Чтобы такого не было, надо выбирать хорошую компанию с хорошими специалистами, которые могут объяснить, показать и доказать, почему стоит делать именно так. Мы, к примеру, обязательно предлагаем свое видение, но делаем это без нажима и всегда учитываем пожелания.

Вы можете оценить уровень решений, предлагаемых челябинскими дизайнерами? Обычно их принято считать «вторичными» по сравнению с тем, что предлагают москвичи или питерцы.

– На мой взгляд, в Челябинске достаточно много талантливых специалистов, которые могут предложить интересные и нестандартные идеи. Действительно, бывает, клиенты говорят: а вот дизайнер из Москвы предложил гораздо более интересное решение. По сути, оно может быть и не лучше, но стоит гораздо дороже. Естественно, чем выше уровень доходов человека, тем больше ему хочется чего-то такого. Это нормально. В этой ситуации особенно приятно, когда сумеешь переубедить, что мы можем сделать не хуже. И видишь, что потом заказчик остался не просто доволен, но еще и удивлен уровнем дизайнерского решения и в целом уровнем исполнения работ.

Из всех ваших проектов есть такой, который запомнился больше других, которым вы гордитесь?

– Поскольку мы стараемся делать хорошо, ко всем своим проектам у меня такое отношение. (Улыбается.) Сейчас, кстати, мы вместе с журналом «Навстречу звездам» начали совместный проект – будем освещать на его страницах основные этапы ремонта, который ведем в квартире одного из сотрудников издания. Это как раз та ситуация, когда человек полностью полагается на наш вкус и мнение. В качестве основного стиля выбрана настоящая классика. Кроме того, нам разрешено использовать очень качественные материалы. Сейчас мы готовим дизайн-проект, затем займемся перепланировкой и отделкой. Отчеты о работе будут выходить ежемесячно, поэтому можно посмотреть.

А собственную квартиру вы как сделали?

– Сложно сказать, что я ее сделала. Я все время ее переделываю. (Смеется.) Постоянно появляется что-то новое: материалы, идеи – и все это хочется попробовать. В результате я экспериментирую прежде всего на себе. Хотя моя семья меня постоянно спрашивает: когда мы, наконец, избавимся от этого ремонта? А я не могу остановиться: очень люблю красивое и стараюсь сделать все лучше и лучше. Получается, постоянный ремонт – это мое хобби.

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter