Век цифровых технологий предлагает меломану широкие возможности. На смену довольно хрупким виниловым пластинкам и громоздким катушкам пришли долговечные цифровые носители и множество форматов. Как разобраться в этом изобилии и как выбрать диск с действительно качественной записью? О мифах и реальных возможностях современных музыкальных форматов, об их преимуществах и недостатках мы беседуем с челябинским меломаном, владельцем магазина «Мир звука» Александром Шкодских.
– Александр Викторович, мы с вами встретились, чтобы поговорить о музыке на цифровых носителях, в частности, на компакт-дисках. Означает ли это, что век винила закончился?
– Настоящие меломаны никогда не откажутся от виниловых пластинок. У меня очень много знакомых меломанов, которые коллекционируют музыку и на виниле, и на компакт-дисках. Диски, конечно, более удобны: поставил его, нажал на пульте кнопку, и музыка играет. Можно песни в любом порядке слушать, можно самому задавать программу воспроизведения. С пластинками так не получится.
– Но пластинки потрескивают!
– Ценители винилового звучания, в частности я, это потрескивание любят. Оно придает звучанию особенную ауру. Я для себя на компакт-диски с помощью специального рекордера переписываю музыку только с винила, чтобы слушать в машине. У меня нет возможности установить в автомобиль проигрыватель для виниловых пластинок, как сделал Мик Джаггер, да и дороги у нас такие, что звукосниматель будет постоянно прыгать, поэтому я обхожусь дисками. Здесь нет нарушения прав, потому что я переписываю музыку для себя, а не для продажи и не для публичного исполнения. И когда я еду в машине и слышу потрескивание пластинки, у меня сразу создается другое настроение. Поверьте, на пластинке совсем по-другому воспроизводятся низкие частоты, звук приятный, обволакивающий, сохраняется виниловая аура. Хотя при оцифровке, конечно, звучание претерпевает кое-какие изменения, которые, может быть, простому человеку недоступно услышать, но мы, меломаны, очень чутко на них реагируем.
– То есть вы ярый приверженец виниловых пластинок?
– Почему? Нет, процентов 70-80 свободного времени я слушаю компакт-диски, процентов 20-30 – виниловые пластинки, но от прослушивания винила я получаю больше удовольствия. Пластинку берешь в руки, вынимаешь из конверта – у нее особый запах старины, кладовки. Многие пластинки комплектовались плакатами любимой группы. Кладешь пластинку на проигрыватель, протираешь волосяной щеточкой, потом опускаешь на нее иголочку, видишь, как пластинка крутится. Все это делает тебя полноценным участником услышанной мелодии. Печально, что только до 81-82 года мастер-ленты для изготовления виниловых пластинок делались аналоговые. А позже студии перешли на компьютеры, что, на мой взгляд, было неправильно. Сейчас осталось несколько студий , которые используют при записи аналоговые мастер-ленты. Возвращаясь к моим пристрастиям, скажу, что для души я также слушаю записи на магнитной ленте и на кассетах, сделанные, как я говорил, только с виниловых пластинок.
– На какой аппаратуре?
– Кассетный магнитофон у меня фирмы Sony.
– Почему не Akai?
– У Akai долговечные головки, потому что сделаны из стеклоферрита – очень износостойкого материала. Именно потому магнитофоны так долго и работают. Но такие долговечные головки хороши для звукозаписывающей аппаратуры, а для воспроизведения звука больше подходят головки, сделанные из металла. Мы их называем мягкими.
– Давайте обо всем по порядку. Из ваших слов я понимаю, что катушечные и кассетные магнитофоны до сих пор пользуются спросом?
– Среди меломанов – да. До появления компакт-дисков в Челябинске у нас были лишь виниловые пластинки, магнитная лента и компакт-кассеты. У катушек длина ленты была 375 метров, 525, 760 и 1100 метров. Кстати, я до сих пор коллекционирую катушки с лентой, правда, в основном длиной 1100 метров, потому что на нее можно записать около семи виниловых пластинок. Допустим, беру у друзей-меломанов коллекционные, редкие Ella Fitzgerald, Fausto Papetti, Bert Kaempfert, Paul Mauriat и компоную одного исполнителя на одну бобину. Общее время звучания любимого исполнителя получается около пяти часов. Записываю музыку только на импортные ленты, так как они долговечные, и только с винила. Сам процесс настройки и записи тоже доставляет удовольствие.
Возможности кассеты, или, как правильно их называть, компакт-кассеты, были в свое время раскрыты не полностью, потому что не было достойной аппаратуры во времена их популярности, а были лишь дешевые пластмассовые музцентры, которые мы называли балалайками. Кассеты ведь есть трех типов: «ферро» (или normal), «хром» и «металл». Сейчас я приобрел очень качественную кассетную деку и к ней покупаю кассеты типа «хром» и «металл». Их очень трудно найти, но при желании можно. Переписав на такую кассету музыку с винилового диска на качественной аппаратуре (это и вертушка, и звукосниматель, и фонокорректор, и провода), я получаю запись, которая любому компакт-диску фору даст.
– Качество кассеты зависит от ее производителя?
– Лучше покупать продукцию известных марок, таких как BASF, Sony, Maxell, TDK. Правда, это дорогое удовольствие. Одна кассета сейчас стоит около пяти-десяти долларов.
Катушечные же магнитофоны сейчас перешли в разряд High-End аппаратуры. У них очень высокое качество воспроизведения за счет высокой скорости движения ленты. Например, продукция знаменитой фирмы Akai. Я ее все время сравниваю по надежности с тракторами «Беларусь», которые до сих пор в некоторых деревнях работают, хотя были выпущены еще в далекие 70-е годы. Вот мой катушечный магнитофон Akai GX-747 выпущен в 1983 году и работает без всяких проблем.
– Но потом в мире стали появляться компакт-диски…
– Совершенно верно. В 1979 году фирмы Sony и Philips пришли к соглашению о размере компакт-диска – 120 миллиметров. Разработчики Philips сначала предлагали 115 миллиметров, но Sony предложила взять за основу Девятую симфонию Бетховена, которая длилась около 80 минут. И решили сделать диски такой емкостью, чтобы вмещалась эта симфония. Так пришли к стандарту в 120 миллиметров и времени звучания 74 минуты. Первый серийный выпуск музыки на компакт-дисках начался в Германии. В 1982 году вышел альбом Visitors группы ABBA.
– И в каком году он дошел до Челябинска?
– У нас в городе компакт-диски появились в конце 80-х. Я был одним из первых, кто привез музыкальный центр с СD-устройством, как сейчас помню, фирмы Philips, и к нему мне дали несколько компакт дисков. Это была диковинка. Потом меня это увлекло, и я начал заниматься поставками компакт-дисков в Челябинск. Но c самого начала я занимался только фирменными дисками. Потому что люди, покупая фирменный продукт, приобретают не только качественный звук, но и проявляют уважение к труду исполнителя, они уверены, что эти деньги попадают на счет автора. Многие ведь сейчас даже не понимают, что они покупают пиратскую продукцию, создается впечатление, что если диск с красивой обложкой, то он фирменный. Фирменный диск не может стоить сто рублей, в Европе их цена порядка 14-17 долларов. К тому же я много бывал на концертах западных исполнителей и заметил интересную вещь: ни один уважающий себя артист не оставит автограф на пиратском диске. Я считаю, что это правильно.
– В конце 80-х уже были пиратские диски?
– Нет, они появились позже. Когда я привозил в Челябинск диски, о пиратской продукции не было и речи. Все было только фирменное. На продукции стояли обозначения, которые на современных дисках почему-то уже не ставят, – три буквы AAD, или ADD, или DDD.
– Что они обозначают?
– Процесс изготовления матрицы, с которой печатались диски. «А» обозначало «analog», «D» – «digital». Первая буква указывает на аналоговый источник, используемый при создании оригинальной мастер-ленты, на которую записывалась фонограмма. Вторая буква – мастеринг, то есть обработка, и третья – тип записи на носитель. На мой взгляд, самой лучшей является запись AAD. То есть аналоговые мастер-лента и мастеринг. У нее и звук натуральнее, и слух от нее меньше устает. Но в последнее время, к сожалению, все больше студий переходит на цифру, то есть даже фонограмму записывают на компьютерах. Правда, сохранились в мире такие студии, где до сих пор используют аналоговые студийные магнитофоны.
– На видеодисках (DVD) еще появилось обозначение региона.
– Верно. Хотя Россия и не подписала соглашение о делении мира на регионы для выпуска DVD-дисков, на западе все равно присвоили ей номер пять. Нужно это деление для того, чтобы альбом или фильм, выпущенный, скажем, в Америке, не смогли посмотреть в Европе раньше, чем там пройдет его релиз. Поэтому диски, выпущенные для Америки, нашей аппаратурой не будут читаться. То же самое с дисками Blu-ray, только там не цифры, а буквенные обозначения, где «С» соответствует региону России. Об этом стоит помнить, приобретая продукцию за границей.
– Чтобы слушать качественный диск, нужна соответствующая аппаратура.
– Естественно! Она должна состоять из компонентов: проигрывателя дисков, усилителя, акустических систем Hi-Fi или High-End класса. Самая важная деталь в проигрывателе – это оптический узел, который считывает информацию с диска. Хорошие оптические головки у фирмы Philips, и именно ее головки используют в своей аппаратуре многие именитые производители, как, например: Krell, Wadia, Rega, Moon. А если при этом еще и процессор Burr Brown используется, то качество звука обеспечено.
– А как же транспортные механизмы?
– Они тоже важны. Есть недорогие проигрыватели, которые используют компьютерные приводы, но у них не будет хорошего звука.
– Купить дорогую стереосистему для дома легко. Но есть ли какое-то решение для автомобилистов?
– В автомобилях экстра-класса устанавливается аппаратура тех же марок, которые используются в домашних стереосистемах класса Hi-Fi и High-End. Это, например, Mark Levinson, Bang & Olufsen, Bose, Dynaudio. Они выпускают технику как для дома, так и для авто. Если в машине стоит такая аппаратура, то разница между mp3-форматом и CD чувствуется даже неподготовленным ухом.
– Бывает, что техника дорогая, но уже не новая. Можно ли как-то улучшить звучание?
– Есть несколько способов. Например, заменить межблочные и сетевые провода на более дорогие. Кто-то делает подставки и шипы под колонки, чтобы звук не создавал вибрацию. Но можно не вкладываться в провода, а просто покупать диски лейблов, где изначально музыку записывают очень качественно.
– Влияет ли на воспроизведение конструкция проигрывателя: моноблочный он или многоблочный?
– Если проигрыватель состоит из двух или трех блоков, то он считается наиболее качественным. Блоки обычно содержат транспортный механизм, тактовый генератор и цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП). Все фирмы, которые выпускают достойные СD-проигрыватели, отчаянно борются с джиттером (Jitter – искажение импульсов при цифровой передаче, дрожание изображения или звука. – прим. ред.). Так вот, у многоблочных проигрывателей джиттер сведен к минимуму.
– Но существуют такие форматы, в которых звук прописан настолько качественно, что на джиттер не стоит обращать внимания.
– Я понимаю, о чем вы – о формате Super Audio CD (SACD). Это диски с диапазоном частот до ста тысяч герц, но прослушать этот диск можно только на специальной аппаратуре, и все компоненты этой аппаратуры должны быть класса Hi-Fi или High-End, так как только на ней возможности данного формата могут раскрыться полностью. Диски SACD бывают мультиканальные и стерео. Для прослушивания мультиканальных нужна система наподобие домашнего кинотеатра. Находясь посередине комнаты, человек будет ощущать всех музыкантов вокруг себя: виолончель, например, справа, контрабас – слева, ударные посередине, духовая секция позади и так далее.
– Но ведь диски с многоканальной записью можно прослушать и на аппаратуре DVD Audio!
– Да, но сам формат DVD-Audio подразумевает видеодорожку. Такие проигрыватели хороши для дисков, где записан видеоряд – статичные заставки.
– Вы сказали, что диапазон SACD – сто тысяч герц. Не многовато ли для человека?
– Человеческое ухо слышит диапазон от 20 до 15-17 тысяч герц. Есть, конечно, уникумы, которые могут слышать звуки в 20 тысяч герц. Но высокая частотность тем не менее очень важна в звучании. Ухом мы не улавливаем такую частоту, но мозг все равно обрабатывает эти звуки, и таким образом у музыки возникает объемность. Слушаешь диск SACD – и звук наполненный, воздушный, появляются моменты, которые ранее на простом CD не были слышны. Вот для этого и нужна такая высокая частота.
– Какие еще форматы доступны для стандартных дисков 120 миллиметров?
– Формат DVD, мы о нем уже сказали. Он полностью вытеснил видеокассеты. Их я тоже вспоминаю с трепетом, храню записи многих концертов, изредка просматриваю их на хорошем Hi-Fi видеомагнитофоне. Например, тот концерт Pink Floyd в Гайд-парке, на котором мне довелось побывать в 2005 году, я пересматриваю на даче, вспоминаю те волнующие моменты, которые пережил в Лондоне, когда в последний раз величайшие музыканты собрались вместе и исполнили свои самые лучшие хиты. За 13 лет, что существует формат DVD, все к нему настолько привыкли, что стали считать видеомагнитофоны пережитком прошлого.
– А вообще, как в Челябинске дело обстоит с техническими новинками? Как быстро они здесь появляются?
– Довольно быстро. Например, первый Blu-ray проигрыватель в Челябинск привез я. Это было года три назад. У меня друг поехал в Америку, и я ему заказал эту новинку. Это сейчас цена на него упала, а тогда он стоил около полутора тысяч долларов. Так вот, он, естественно, оказался с кодом «А», да еще на 100 вольт, так что включать мне его пришлось через трансформатор и диски для него заказывать в США с кодом «А» соответственно. Сейчас очень большой выбор Blu-Ray проигрывателей и дисков.
– Расскажите подробнее об этом формате.
– Формат Blu-ray изобрела фирма Sony. Параллельно с этим фирмой Toshiba продвигался формат HD, но большой популярности он не достиг. Большинство производителей, в том числе кинокомпании, поддержали Blu-ray. Преимущество этого формата – в большом объеме информации, помещающемся на диск. Казалось бы, на таких дисках должно умещаться больше фильмов или музыки, но производители пошли по иному пути – пути увеличения качества изображения и звучания. Качество ведь тоже требует емкости. Если сравнить Blu-ray с DVD, то мы увидим ощутимую разницу: 25 гигабайт против 4,7 на DVD. Пятикратное увеличение объема диска позволило увеличить параметры четкости, яркости, контрастности и так далее. Диски Blu-ray записаны с разрешением 1080р или 1080i, а также cо звуком Dolby true HD, правда, для просмотра нужна соответствующая аппаратура: Blu-ray проигрыватель и телевизор или видеопроектор, поддерживающий данный формат – Full HD (1920 на 1080 строк). Если на одном и том же телевизоре просмотреть DVD-диски и Blu-ray, то разница в качестве просто поражает. У Blu-ray настолько красивая и реалистичная картинка получается! Как будто можно рукой дотронуться до артистов.
Старые форматы я не забываю, но и новые не игнорирую. Как только появляется какая-то новинка, я сразу стараюсь ее приобрести, чтобы протестировать и составить свое мнение. Правда, что касается формата Blu-ray, то на нем я коллекционирую только музыкальные программы: клипы, живые концерты. Живые концерты мне даже больше нравятся, потому что именно там артист полностью раскрывает свои таланты, если они у него, конечно, есть.
– Мне кажется, что на Blu-ray очень мало музыки и фильмов.
– Это распространенное заблуждение. Я работаю с американским каталогом музыкальных программ и фильмов на Blu-ray, и могу сказать, что он насчитывает тысячи наименований. Вспомните, когда появился DVD, то поначалу на нем тоже мало выпускали фильмов и музыки, а теперь он настолько плотно вошел в нашу жизнь, что мы уже не представляем, как можно обойтись без него.
– Может, стоит подождать, пока все это раскрутится, приобретет массовые масштабы?
– Уверяю вас, не надо ждать. Я диски формата Blu-ray уже использую три года – это нормальный срок для адаптации. Чем быстрее мы начнем внедрять его в нашу жизнь, тем быстрее он станет общедоступным.
– Но Blu-ray – дорогое удовольствие. Средняя стоимость такого диска – 1000 рублей.
– Примерно так же было и с DVD. Однако уже сейчас появляются Blu-ray диски, например, серия фильмов о Джеймсе Бонде, которые стоят около 500 рублей. Кстати, хорошие виниловые пластинки в Советском Союзе тоже стоили недешево: рублей 50-70, а зарплата, например, у меня в то время была 120 рублей. Сейчас, конечно, другое время, да и история доказала, что тенденция удешевления формата напрямую зависит от его массовости.
– И от расторопности пиратов?
– Пока контрафактных дисков данного формата нет.
– Из всех форматов только Blu-ray остался недоступен пиратам?
– Нет, он не самый защищенный формат. С SACD ему не сравниться. Этот формат не копируется вообще. Наверное, странно прозвучит, но именно поэтому он не получил большого распространения. У нас ведь популярно то, что доступно. А доступность – главный девиз пиратов.
– Пока от расторопности пиратов выиграл лишь один формат – МР3.
– Мое мнение таково: сжатый звук не может быть качественным. Следовательно, формат mр3 в качестве конкурента форматам CD, SACD и тем более Blu-ray я не воспринимаю. Раньше еще были мини-диски, но для музыкальных композиций этот формат не прижился именно из-за «сжатого» качества звучания. А mp3 удобен для прослушивания только аудиокниг, но не музыки, потому что он настолько сжимает звук, что иногда не слышно целые партии. Более того, многие пираты «распаковывают» mp3-файлы и записывают с них компакт-диски, что, естественно, отражается на звучании. Поэтому форматы, на которых происходит чрезмерное сжатие, я считаю ущербными.
– Вы вообще цифровую музыку не приемлете?
– У меня друг недавно купил навороченный iPod. Мы его послушали: вроде бы и звучание хорошее, но душа не принимает. Когда не видишь процесса, как воспроизводится музыка, то она и воспринимается как-то не так. Диск или пластинку можно взять в руки, их нужно помещать в проигрыватель, а цифровая музыка материально никак не выражена. Молодежь далека от этого понимания, так как слушает такого рода виртуальную музыку. Я понимаю, что для каждого поколения есть свои ценности.
– Вы занимаетесь продажей аппаратуры и дисков, чтобы просвещать челябинцев, прививать им вкус?
– Нет. Сейчас у меня есть бизнес, который приносит мне стабильный доход, а дисками я занимаюсь для души. Привожу в Челябинск записи известных исполнителей, таких как Doors, Deep Purple, Pink Floyd, The Beatles, Rolling Stones, Led Zeppelin, и довольно редкие группы – Spooky Tooth, King Crimson, Rory Galagher, Free, Caravan и другие. Конечно, эти исполнители не на слуху, но любители рока со стажем эти команды знают. Я имею в виду оригинальные альбомы. Ко мне недавно пришел покупатель и удивился, что у меня очень много альбомов Боба Дилана. Я, говорит, был в Санкт-Петербурге и не смог найти дисков Дилана.
Вообще обо всей продукции, которая есть в нашем магазине, можно узнать на нашем сайте Mir-zvuka.ru. Мы занимаемся прямыми поставками дисков из различных стран: 90% продукции у нас производства США, остальные – японского и европейского производства. В частности, полное собрание альбомов Led Zeppelin из Японии. Это мини-винилы
, как мы их называем, потому что они полностью повторяют пластинку: обложкой, количеством песен и, конечно, звучанием. Японские диски записаны по-своему, потому что в каждой стране свой подход к студийным записям. Европейские, на мой взгляд, записаны глуховато: европейцы по-своему воспринимают диапазон частот. Поэтому я предпочитаю американский вариант, далее по убыванию идут английские диски и японские. Американские CD представлены лейблами Rhino, Columbia,Universal, Mercury, EMI,Arista, Epic, Polydor,Capitol, Alligator, и другими.
– У вас много рока…
– В нашем магазинчике можно приобрести диски трех жанров: рок, джаз и блюз. Диски же поп-исполнителей не закупаю принципиально, так что ни Мадонны, ни Бритни Спирс у меня не найти. Фильмов тоже. У нас можно купить не только музыкальные CD , но и диски Blu-ray, SACD и DVD.
– Наверное, у вас есть свои предпочтения по лейблам?
– Большинство дисков представлено известными лейблами . Но у меня есть диски редких лейблов, которые выпускают референсные записи.
– Что это значит?
– Для людей, имеющих дорогостоящую аппаратуру и желающих наслаждаться качественным звуком, американская фирма First Impression Music (FIM) выпускает диски с особым качеством записи. Они звучат как аналоговые виниловые пластинки, потому что записаны по особой технологии ХRCD, которую разработала фирма JVC. Стоимость этих дисков, конечно, сама говорит за их качество: у них покрытие из серебра или позолоты. Есть очень редкие диски, выпущенные студией Analog Production Originals (APO), которые завоевали уважение среди меломанов. Название лейбла себя оправдывает: его диски изготавливаются c аналоговой мастер-ленты.
– Есть ведь лейблы, которые знамениты работой с музыкантами одного какого-то направления…
– Да, в основном, это джазовые лейблы, такие как Prestige, Concord Jazz, Verve, Naim, Riverside, Pablo, Blue Note и другие. Здесь пишутся именитые джазовые музыканты, и, покупая диск с таким лейблом, можно быть уверенным, что приобретаешь качественный товар. Есть очень интересная немецкая студия ECM, она записывает джазовых музыкантов, играющих в сложных поджанрах.
– Вы, получается, слушаете и джаз, и рок?
– Я был воспитан на роке, это моя юность. А потом постепенно увлекся джазом и временами слушаю классику. Я считаю, что это определенный рост, потому что выше классики ничего нет, она – вершина музыкального развития. У меня младший сын окончил пятилетнюю музыкальную школу за три года и часто по вечерам играет на пианино классические произведения. Я слушаю с большим удовольствием, потому что живой звук лучше любого звука даже на самой качественной аппаратуре.
– И все-таки возвращаясь к теме стоимости дисков, замечу, что уровень жизни россиян не настолько высок, чтобы они покупали оригинальные альбомы любимых исполнителей.
– Фирменные компакт-диски – дорогое удовольствие. Но если мы говорим о настоящих ценителях и коллекционерах чего угодно: монет, вина, марок, антиквариата, – то мы понимаем, что они приобретают только подлинники. Почему в случае с музыкой должно быть иначе?
– Но ведь не все, кто слушает музыку, коллекционируют ее.
– Можно не быть коллекционером, но быть ценителем. Ведь когда открываешь фирменный диск, там обязательно находишь многостраничный буклет – глянцевый, с фотографиями исполнителей, с текстами песен и прочей информацией, которая всегда интересна слушателю.
– Ценители ведь приобретают не только фирменные диски, но и дорогую аппаратуру, потому что слушать качественную запись на простеньком проигрывателе не очень хорошо. Выходит, что меломаны – люди довольно обеспеченные.
– Не всегда. Многие люди имеют дорогую аппаратуру, но при этом у них нет других престижных материальных атрибутов. С качественными дисками все к тому же гораздо проще: в нейтральном положении регуляторов высоких и низких частот музыка звучит именно так, как задумывал ее исполнитель. Вообще, в некоторых моделях High-End аппаратуры отсутствуют темброблоки, потому что чем меньше препятствий проходит звук до конечных каскадов усилителя, тем он более правильный и качественный.
А вообще меломан – это состояние души, ценителем хорошей музыки и чистого звука может быть человек любой профессии. Ко мне в магазин приходят и простые рабочие, и священнослужители, и работники прокуратуры, потому что перед музыкой все равны.
И нынешний президент нашей страны большой поклонник группы Deep Purple, а с предыдущим президентом мы находились на концерте Paul McCartney в 2003 году совсем рядом на Красной площади.