
Поделиться

Поделиться
Рынок интернет-доступа сейчас можно назвать, пожалуй, одним из наиболее динамично развивающихся сегментов рынка телекоммуникаций. Если, например, у сотовых операторов период активного наступления уже позади и сейчас они играют в основном на лояльности абонентов, то с широкополосным доступом все иначе: несмотря на вроде бы осложнившуюся финансовую ситуацию, проникновение Интернета растет как никогда быстро. У нас, конечно, не Финляндия, и законодательно приравнивать ШПД к таким благам, как свет и горячая вода в квартире, никто не собирается, однако если смотреть на данные статистики, становится хорошо видно, что все больше людей не желают оставаться в стороне.
Благо, и предложений на рынке интернет-доступа сегодня предостаточно. Провайдеры активно борются за новых пользователей и нацелены на то, чтобы потенциальный абонент остановился именно на их предложении. А для этого компании нужно внятно объяснить клиенту, чем ее Интернет отличается от Интернета другого провайдера. Отличий тут, кстати, может быть много, но самого абонента интересуют далеко не все. Ведь хотя и не всем, но по крайней мере большинству пользователей без разницы, какую технологию использует оператор и на каком оборудовании работают его сети, какие технические решения он внедряет. Это все проблемы провайдера, которые он пускай решает как-нибудь сам. Абонента же интересуют в основном три вещи – цена, скорость и надежность. При этом основным инструментом привлечения клиентов является, конечно же, тарифная политика. Ее мы и коснемся в этой статье или, точнее, последних изменений в ценовой политике интернет-операторов.
О появлении новых тарифных планов провайдеры объявляют регулярно, и нужно отметить, что в отличие от тех же мобильных операторов они пересматривают цены отнюдь не в сторону повышения. Предыдущий спад цен на услуги интернет-доступа произошел летом, а последнее массовое снижение тарифов началось в сентябре. Эта тенденция выражается в одних случаях в появлении более экономичных предложений, в других – в увеличении скоростей при сохранении существующих расценок. Нас, разумеется, интересуют в первую очередь безлимитные планы, поскольку именно они являются основой тарифной политики практически любого провайдера фиксированного доступа. Рассмотрим действующие предложения нескольких челябинских провайдеров.
Провайдер ДОМ.ru (компания «ЭР-Телеком») в сентябре представил абонентам линейку из трех новых тарифных планов – «Москва New», «Сочи» и «Токио».
Период действия летнего тарифа «Москва» закончился 31 августа. Новая линейка пришла ему на замену, и благодаря ее запуску абоненты, пользовавшиеся этим предложением, смогли получить безлимитный широкополосный доступ в Интернет на привычных для них условиях. В дневное время скорость на самом «быстром тарифе» достигает 5,5 мегабит в секунду, а ночью все скорости удваиваются.
Тариф «Москва New» является наиболее экономичным из безлимитных планов ДОМ.ru. Он ориентирован на свободный веб-серфинг и умеренное скачивание файлов из Сети. На этом тарифе установлен порог в 40 гигабайт, после превышения которого скорость может снизиться. Для значительной части пользователей 40 Гб в месяц предостаточно, однако для тех, кто активно качает, в том числе тяжелый контент (фильмы, например), лучше подойдут тарифы «Сочи» и «Токио», не имеющие ограничений по объему трафика.
«ЭР-Телеком» разработал также ряд бонусных предложений для физических лиц, которые позволяют абоненту увеличить скорость доступа к внешним ресурсам. При подписке на тарифы «Сочи» и «Токио» на три месяца вперед провайдер предоставляет абоненту скидку, и абонентская плата снижается на 9% (для «Сочи») и на 12,6% (для «Токио»). Само подключение в рамках проводимой акции стоит 10 рублей.
Группа компаний «Интерсвязь» этим летом и осенью также провела ряд работ, направленных на «ускорение» Интернета. В результате провайдер увеличил скорости на ранее действовавших тарифных планах, а также ввел новые предложения, среди которых тарифы, предназначенные специально для экономных пользователей. Эти тарифы объединены названием «Сёрфер», поскольку позволяют свободно просматривать веб-страницы, но ограничивают возможность скачивания файлов, просмотра порталов видео- и аудиохостинга, а также страниц, содержащих, например, тяжелый флеш-контент. При этом доступ к таким ресурсам ограничивается после превышения порога трафика в один гигабайт для «Бронзового сёрфера», два гигабайта – для «Серебряного серфера», и 3 Гб – для «Золотого сёрфера». Абонентская плата по этим трем тарифным модификациям составляет соответственно 199, 220 и 250 рублей. При этом нужно учитывать, что еще 100 рублей пользователь ежемесячно платит за базовый тариф. Скорость доступа для абонентов «Сёрфера» составляет один мегабит в секунду.
На остальных безлимитных тарифных планах «Интерсвязи» ограничения по объему скачанного трафика сняты. В ночное время скорости на них увеличиваются в два раза.
За подключение к «Интерсвязи» нужно заплатить 1150 рублей.
Универсальный оператор связи Utel (компания «Уралсвязьинформ») этой осенью решил кардинально изменить подход к формированию тарифов. Вместо привычных фиксированных тарифных планов компания запустила услугу «Интернет-микс», позволяющую абонентам самостоятельно менять условия оплаты, добавлять и отключать опции.
Базовый ингредиент к этому «коктейлю» – безлимитный Интернет на скорости один мегабит в секунду. Его стоимость для новых абонентов – 390 рублей в месяц для челябинцев и 450 – для жителей области. При этом предусмотрено ограничение по трафику – после скачивания 30 гигабайт в месяц скорость снизится в разы. Опять же нужно отметить, что большей части пользователей этого пакета на месяц вполне хватает. Тем же, кто качает помногу, Utel предлагает подключить дополнительную опцию «Сними ограничения», название которой говорит само за себя. Стоит эта услуга 60 рублей в месяц. Доплатив еще 90 рублей, можно удвоить скорость доступа. Столько же стоит опция «Накачайся контентом», которая позволяет скачивать медиафайлы на максимально допустимой по условиям тарифного плана скорости. За возможность вносить абонентскую плату в течение месяца после фактического оказания услуги доступа в Интернет пользователю нужно доплатить еще 30 руб.
Для существующих абонентов Utel доступ в рамках услуги «Интернет-микс» предоставляется на других условиях. Они могут выбрать либо двухмегабитный пакет «Мини Город», либо четырехмегабитный «Макси Город», стоимость первого составляет 570 рублей, второго – 660. На обоих предложениях ограничений по трафику нет.
Пока Utel предлагает только четыре дополнительных опции, однако в дальнейшем обещает предоставить абонентам более широкий выбор.
Провайдер «Факториал-Интернет» совсем недавно также увеличил скорости на безлимитных тарифах. Сейчас в линейке безлимитных планов компании четыре предложения. При этом «Факториал» указывает не ежемесячную, а суточную стоимость услуг, поскольку подписка на тарифы может быть начата в середине или в конце месяца, и при этом абонент не будет платить за те дни, в течение которых он услугами провайдера не пользовался.
Таким образом, например, двухмегабитный тариф обойдется абоненту провайдера «Факториал-Интернет» в 600 рублей в месяц, четырехгигабитный будет стоить около тысячи. Выбрав наиболее экономичное предложение, пользователь будет платить чуть менее 300 рублей в месяц, а за 1 Мбит/сек – около 400 рублей. Порог трафика на безлимитных тарифах отсутствует. Подключение к «Факториалу» стоит 10 руб.
У других провайдеров фиксированного доступа динамика тарифов во многом похожа на приведенную выше. Выбор потребителя ограничивается только тем, что зачастую он может стать абонентом далеко не любого провайдера: компания, которая вроде бы больше других заинтересовала абонента стоимостью услуг, может просто не обслуживать его дом. Поэтому ключевую роль при выборе играют даже не тарифы, а географическая возможность подключения. Если сети компаний «ЭР-Телеком», «Интерсвязь» и Utel охватывают практически все части города, то ряд других провайдеров работает лишь в отдельных районах. При этом у крупных компаний, активно увеличивающих абонентскую базу, больше возможностей снижать стоимость интернет-услуг за счет объемов продаж, не прибегая при этом к явному демпингу.
Сами участники рынка отмечают, что делать Интернет более доступным удается отчасти потому, что компании стремятся учесть финансовую ситуацию и войти в положение клиентов, отчасти благодаря быстро растущим абонентским базам. При этом отдельные игроки отмечают, что в дальнейшем сама услуга доступа в Сеть будет только дешеветь, хотя и сложно прогнозировать, насколько быстро это будет происходить.
«Это вполне логичная динамика рынка, – комментирует руководитель отдела маркетинга компании «ЭР-Телеком» Станислав Замятин. – Главный вопрос – какими темпами провайдеры будут снижать планку своих тарифных предложений. Конечно, федеральные компании будут делать «вкусные» предложения для абонентов раньше, а региональным придется либо под эти условия подстраиваться, как это происходит сейчас, либо терять своих абонентов. Для нашей компании особенно приятен тот факт, что именно с приходом ДОМ.ru в Челябинск цены на безлимитный Интернет стали постепенно снижаться, а скорости – повышаться».
При этом нужно отметить, что на фоне снижения стоимости интернет-доступа провайдеры ищут все новые возможности получать доход благодаря дополнительным сервисам, количество которых постоянно растет. Пожалуй, одним из самых востребованных в их перечне является файлообмен. Об этом направлении деятельности челябинских интернет-операторов мы расскажем в одном из следующих материалов.