Малый бизнес обжегся на тарифах

Предприниматели Челябинской области бьют тревогу. Резкий – свыше 40 процентов –рост тарифов на электроэнергию и тепло в 2010 году поставил малый и средний бизнес на грань выживания...

Поделиться

Поделиться

Предприниматели Челябинской области бьют тревогу. Резкий – свыше 40 процентов –рост тарифов на электроэнергию и тепло в 2010 году поставил малый и средний бизнес на грань выживания. Об этом заявили представители общественной организации «Опора России» на круглом столе, прошедшем 11 февраля в Законодательном собрании Челябинской области. Предприниматели отмечают, что ценовой удар особенно чувствителен в условиях кризисного падения спроса на товары и услуги. Чиновники винят во всем большой объем перекрестного субсидирования, исторически сложившийся в нашей промышленной области. Энергетики утверждают, что даже повышенные тарифы не покрывают их расходов, и советуют предпринимателям менять подходы к экономике своего бизнеса, а также внедрять технологии энергосбережения и современные приборы учета.

Первый месяц нового года принес горькое разочарование практически всем представителям малого и среднего бизнеса. В условиях продолжающегося кризиса предприниматели понесли дополнительные потери из-за лавинообразного повышения цен на энергоресурсы. «В конце января – начале февраля 2010 года к нам начали поступать многочисленные обращения представителей малого и среднего бизнеса из Златоуста, Южноуральска, Красноармейского района и других территорий области, – рассказывает председатель челябинского областного отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин. – Предприниматели сообщали о резком росте тарифов на электроэнергию в новом году. Причем такой огромный скачок – сразу до 40-42 (!) процентов – отмечен впервые за многие годы».

С повышением тарифов столкнулись все потребители. Но наибольшая нагрузка, по словам Александра Калинина, легла именно на малый и средний бизнес. Для крупной промышленности рост энерготарифов оценивается лишь в 7-8 процентов. Это напрямую влияет на экономическую активность предпринимателей, и без того пострадавших от последствий кризиса. Так, в 2008 году, по данным Федеральной налоговой службы РФ, в нашей стране закрылось 100 тысяч предприятий. А за первое полугодие 2009-го повесили замок на двери уже 250 тысяч. Новых предприятий также создано меньше, чем раньше: разница с «тучными» годами оценивается в 45 процентов.

«Вопреки обещаниям правительства и президента стоимость электроэнергии в 2010 году значительно увеличена. Рост по нашему предприятию составил 46,7 процента, – рассказывает директор магазина «Продукты» Зинаида Хитрова. – Если в декабре прошлого года за потребленные 15 245 киловатт-часов электроэнергии мы заплатили чуть более 50 тысяч рублей, то в январе 2010-го меньшее количество электроэнергии (12 500 кВт\ч) обошлось нам дороже – в 60,5 тысячи рублей». Такие расценки, по мнению предпринимателей, просто губительны для небольших предприятий. «Из-за снижения покупательского спроса товарооборот не растет, а издержки постоянно увеличиваются, – разводит руками Зинаида Хитрова. – Как здесь выживать?»

«В счетах за январь 2009 года значится цифра 3 руб. 42 коп.; а за январь 2010 года – уже 4 руб. 99 коп. за единицу измерения, – вторит ей индивидуальный предприниматель из Златоуста Раиса Зиновьева. – С начала 2010-го года мои расходы на электроэнергию выросли на 46 (!) процентов. Для меня, например, это вовсе не мелочь!»

Депутаты ЗСО, по их словам, осознают незавидное положение среднего класса и пытаются искать пути взаимодействия бизнеса, власти и энергетических компаний для снижения тарифной нагрузки на предпринимателей. «С одной стороны, мы постоянно говорим о поддержке малого бизнеса, – отмечает заместитель председателя ЗСО Челябинской области Семен Мительман. – С другой – освобождая крупные промышленные предприятия от так называемого «перекрестного субсидирования», взваливаем ношу на бюджет (там рост на 150 процентов) и тот же самый малый – средний бизнес. Надо что-то придумать на местном уровне. Банки, к примеру, разрабатывают специальные программы для поддержки предпринимателей. Может быть, монополистам в электроэнергетике и регулирующим органам пойти по такому пути?»

Однако, как выяснилось в ходе круглого стола, поле для маневра у региональных властей довольно узкое. Большинство тарифных решений принимается на федеральном уровне. Методические указания Федеральной службы по тарифам (ФСТ) не предполагают дифференциации потребителей по виду деятельности, по их социальной нагрузке или значимости для того или иного региона. «Потребители подразделяются только по уровню напряжения и графику использования мощности, – поясняет начальник отдела государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию госкомитета «Единый тарифный орган Челябинской области» Татьяна Кучиц. – Поэтому здесь нет никакого ущемления предпринимателей именно Челябинской области. Мало того, в других регионах России на подобное тарифное меню перешли еще в 2005 году. Так что я не стала бы говорить о том, что конкурентоспособность южноуральских предпринимателей сильно пострадала». В то же время представитель ЕТО отмечает, что такого высокого уровня «перекрестки», как в Челябинской области, практически нигде нет.

Кстати, росту тарифов не слишком рады и сами энергетики. По их мнению, проблема накапливалась годами, и однозначного безболезненного решения не существует. «Тарифы на тепловую энергию в прошлом году были заморожены, да и сейчас не покрывают необходимые затраты. Поэтому существует еще и внутренняя «перекрестка» между электрической и тепловой энергией, – говорит вице-президент ОАО «Фортум» по связям с общественностью и госорганами Марина Балабанова. – В итоге за последние несколько лет мы потеряли огромное количество крупных промышленных потребителей».

Сейчас в общей структуре клиентов энергокомпании «прочие потребители» занимают менее 10 процентов, что, по мнению представителя «Фортума», совершенно ненормально. Причина проста. Желая избавиться от «перекрестного субсидирования», крупные промпредприятия организовывали собственные источники теплоснабжения. «Хотя с точки зрения большой экономики и, конечно, экологии всегда выгоднее производить тепловую энергию на больших станциях», – уверена Марина Балабанова.

Что касается сбытовиков, то они опасаются роста задолженностей за потребленную энергию. «С точки зрения ритмичности платежей, наших кассовых разрывов мы точно проиграем, – замечает заместитель генерального директора ОАО «Челябэнергосбыт» Павел Киселев. – Дело в том, что у населения доля потребления увеличивается, а у промышленности – наиболее платежеспособной категории плательщиков – снижается».

Казалось бы, в условиях постоянного роста тарифов актуальной должна стать идея строжайшей экономии и энергосбережения. Однако южноуральские предприятия модернизироваться не спешат. По данным Челябэнергосбыта, за последние три года доля потребителей, оснастивших свои мощности приборами учета, увеличилась всего на 3%.

Предприниматели говорят, что успели разочароваться в некогда популярных двухтарифных счетчиках. Дело в том, что в прошлом году дневной тариф повысили, а ночную скидку отменили. «Люди покупали счетчики, тратили немалые деньги (от 17 до 70 тыс. руб.), а экономии никакой, оказывается, тарифы опять изменили, – возмущается президент НП «Союз женщин-предпринимателей «Союз успеха»» Вера Соколова. – Теперь нам предлагают какие-то новые счетчики приобрести. Это напоминает историю с кассовыми аппаратами – кого-то просто лоббируют. Но нам сейчас не до новомодных приборов. Дайте просто выжить!»

По мнению вице-президента «Промасс», члена Комитета по промышленной политике, ТЭК, транспорту и связи ЗСО Константина Захарова, при нарастающей безработице государству необходимо создавать условия для самозанятости, в том числе, развивать малый бизнес. В то же время на 40 процентов поднимаются энерготарифы, что делает нерентабельной работу этого сектора экономики. «То есть у нас левая рука не знает, что делает правая, – удивляется депутат. – Нужно искать пути выхода из сложившейся ситуации, а не уговаривать предпринимателей потерпеть и подождать».

Два с лишним часа участники круглого стола искали врага народа (точнее, общего врага предпринимателей). Константин Захаров предложил на эту роль чиновников (мол, «иждивенцы и паразиты на теле бизнеса»), самокритично включив в их число и себя. Семен Мительман винил во всем ФСТ. А предприниматели робко интересовались, что год грядущий им готовит и куда жаловаться недовольным.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter