Бизнес Дмитрий Голота, директор челябинского филиала компании «ERGO Русь»: «Главное – не набрать огромный портфель, а быть уверенным, что компания сможет платить по обязательствам»

Дмитрий Голота, директор челябинского филиала компании «ERGO Русь»: «Главное – не набрать огромный портфель, а быть уверенным, что компания сможет платить по обязательствам»

В этом году исполняется 20 лет одной из крупнейших российских страховых компаний – «ERGO Русь». Страхование является, пожалуй, одним из самых консервативных видов бизнеса, однако кризис вынудил страховые компании искать новые подходы и приемы. О том, как изменился за прошедший год региональный рынок страховых услуг и отношение челябинцев к страхованию, рассказывает директор челябинского филиала компании «ERGO Русь» Дмитрий Голота.

Дмитрий, в этом году страховая компания «ERGO Русь» отмечает юбилей – 20 лет со дня основания. По сути 20 лет – это вся история современного страхового бизнеса в нашей стране. Расскажите о том, как создавалась компания?

– Действительно, страховая компания «ERGO Русь» может по праву считаться первой негосударственной страховой компанией в современной России – она была основана в сентябре 1990 года и получила лицензию №1 Министерства финансов РСФСР на оказание страховых услуг. До 2006 года компания называлась страховое общество «Русь» и работала преимущественно в северо-западном регионе России. В 2002 году произошел первый важный поворот: «Русь» вошла в состав европейской страховой группы ERGO, главным акционером которой является Мюнхенское перестраховочное общество (Munich Re). Компания перенимала бизнес-процессы, внедряла в работу методы и стандарты страхования страховой группы ERGO, и в 2006 году была переименована в «ERGO Русь». Параллельно шло органичное развитие компании, адаптировались к российскому рынку европейские продукты, рос портфель клиентов, расширялась география присутствия. Сейчас компания работает в 40 городах России, в том числе и в Челябинске.

Как прошло празднование юбилея компании?

– В Петербурге, у Смольного дворца, где находится головной офис компании «ERGO Русь», собралось свыше 400 гостей – руководство и лучшие сотрудники региональных офисов компании, почетные клиенты. Праздничное мероприятие проходило не в пафосном концертном зале или ресторане, а в уникальном месте – в старинном форте Александр, который стоит в Финском заливе вблизи от Кронштадта. Надо сказать, что погода была абсолютно питерская - свинцовое небо, пронизывающий сырой ветер. Издали форт похож на обгоревший, давно заброшенный остов здания, а когда подплываешь поближе, становится ясна вся грандиозность замысла. Форт Александр, который стоит на страже Финского залива, ни разу не был взят неприятелем, и даже попыток штурма не предпринималось – настолько удачно расположение крепости и неприступен ее вид. На мой взгляд, празднование юбилея компании в столь знаковом месте – хороший знак. Военная удача нам понадобится: после кризиса конкурентная борьба на страховом рынке вновь обострилась.

Внес ли кризис коррективы в стратегию развития компании?

– Постулат, который определяет политику компании, остался прежним – прибыльность бизнеса. В соответствии с ним выстраивается и стратегия развитии компании, определяются приоритетные направления бизнеса. К примеру, на сегодняшний день, заниматься добровольным медицинским страхованием – не абы как, а качественно обслуживая заключенные договора – значит, работать себе в убыток. Российский рынок медицинского страхования перегрет, предложения страховых компаний носят явно спекулятивный характер: они стремятся любой ценой наращивать страховые портфели, не ориентируясь на адекватную стоимость полиса. При этом попытки мошенничества в сегменте медицинского страхования достаточно тяжело выявить и отсеять. «ERGO Русь» нашла в себе мужество отказаться от добровольного медицинского страхования, сконцентрировав усилия в других видах страхования. Такая консервативная политика позволяет компании уверенно чувствовать себя в любых обстоятельствах. И даже финансовый кризис не стал помехой для увеличения уставного капитала компании – с 375 млн рублей до 717,8 млн рублей – и укрепления ее позиций на страховом рынке.

Как изменились соотношение и поток страховых поступлений за кризисный год?

– Интерес компании сконцентрирован на развитии таких высокодоходных видов, как страхование имущества и ответственности предприятий, грузов, а в сегменте личного страхования – страхование граждан от несчастного случая и страхование выезжающих за рубеж. Также довольно значительную долю в портфеле традиционно занимает автострахование. Надо сказать, что в части автострахования, программы компании ориентированы в большей степени на довольно узкий сегмент клиентов - опытных водителей, уверенно чувствующих себя на дороге. Не секрет, что одни автомобили часто выбирают молодые люди, нередко создающие опасные ситуации слишком рискованным стилем вождения, а другие – солидные респектабельные бизнесмены. Для каждой категории водителей и автомобилей разработаны актуарные тарифы, учитывающие статистику аварийности и другие существенные факторы. И мы можем позволить себе отказаться от заведомо убыточного клиента, потому что главное – не набрать огромный портфель, а быть уверенным, что компания сможет платить по обязательствам.

Есть ли в компании спецпрограммы по автострахованию со сниженными тарифами?

– Да, в компании «ЭРГО Русь» продолжает действовать программа автострахования «Немецкий стандарт»: застраховать автомобили немецких марок Audi, BMW, Merсedes и Volkswagen бизнес- и премиум-класса 2007-2010 года выпуска можно по льготному, дифференцированному в зависимости от стажа и возраста водителей тарифу - от 2,99%. «Немецкий стандарт» предусматривает восстановительный ремонт на станциях технического обслуживания официальных дилеров для автомобилей находящихся на гарантии. Владельцы автомобилей представительского класса особенно ценят свое время, и им будет интересно то, что программой предусмотрена возможность двух обращений в год по страховым случаям без предъявления справок из ГИБДД, если сумма ущерба не превышает 5% от страховой суммы. Оплату страховой премии можно произвести единовременно или в рассрочку. Единственное условие для приобретения такого полиса – к управлению могут быть допущены водители со стажем не менее пяти лет и возрастом не моложе 25 лет.

Кроме того, в линейке страховых программ есть и различные виды страхования с франшизами. Наши автомобилисты пока не до конца понимают особенности и преимущества страхового полиса с франшизой, который позволяет не тратить время на мелочи и не портить из-за мелкой царапины страховую историю, тем самым снижая стоимость страховки на следующий год. Впрочем, причина очевидна – в России так и не заработала система «бонус-малус»: клиенту, который попал в аварию и получил крупную выплату, достаточно перейти дорогу и другая страховая компания скажет: «Велком!». И он начнет страховую историю с чистого листа.

Демпинг все еще присутствует в автостраховании? Или кризис научил страховые компании считать убытки?

– Демпинг – понятие растяжимое. Например, по одной из наших программ автострахования тариф составляет всего 2,5%. Это демпинг? На первый взгляд – да, безусловно! Однако нужно учесть, что по другой программе, где уровень риска потенциально выше, тариф может достигать 25%. Если взять среднее число – получится среднерыночный тариф. Так что я не берусь судить о том, демпингует ли та или иная компания или нет, поскольку не могу заглянуть в будущее, оценить правильность выбранной стратегии и увидеть, кто уйдет с рынка из-за необдуманной и рискованной демпинговой политики.

Как изменилось отношение к страхованию за последнее время?

– Сложно ответить однозначно, но в последние годы отношение к страхованию действительно стало меняться. Помните, как возмущались автовладельцы, когда в России только собирались утвердить закон об обязательном страховании автогражданской ответственности? А сегодня уже появились клиенты, которые интересуются программами добровольного страхования автогражданской ответственности, позволяющими расширить сумму страхового покрытия. В Госдуме сейчас активно обсуждается возможность повышения лимитов выплат и, соответственно, тарифов по ОСАГО, оппозиция кричит, что это обворовывание народа, а умные люди уже задумываются о приобретении дополнительной страховой защиты. Если произойдет крупная авария, предусмотренных в законе 120 тыс. рублей, возможно, не хватит для возмещения ущерба пострадавшему, и тогда к виновнику аварии придут приставы и опишут весь домашний скарб, вплоть до табуреток. А можно доплатить за полис всего 900 рублей и расширить лимит выплаты до 600 000 рублей. На мой взгляд, это не те деньги, чтобы рисковать благополучием семьи.

Показательный случай: недавно в компанию обратился предприниматель, владелец дорогого коттеджа на озере Увильды – с просьбой застраховать не только свой дом, но и ответственность перед соседями на 100 миллионов рублей. Взнос составил 100 тысяч. Сумма немаленькая, но бизнесмен посчитал, что в случае пожара, который может вспыхнуть в любой момент, он рискует понести куда более серьезные убытки.

Что, на ваш взгляд, выделяет компанию «ERGO Русь»?

– Можно, конечно, просто перечислить: имидж, абсолютная надежность, европейское качество сервиса. Но на самом деле впечатление о компании складывается из множества мелочей. Как вас встретили на reception, на какой стул посадили? Стремился ли консультант разъяснить суть той или иной услуги или программы, или утратил интерес, как только вы внесли страховой взнос? Просто ли дозвониться в call-центр или, может, менеджер дал вам свой мобильный телефон, на который можно позвонить в любое время? Или вы - директор предприятия, а вас просят подождать в очереди за дверью? Или откровенно хамят? В «ERGO Русь» понимают, что ответы на эти вопросы не в меньшей степени, чем быстрота выплаты возмещения, определяют, придет ли клиент продлевать страховой полис на следующий год. После кризиса конкурентная борьба на страховом рынке стала жестче.

Страховые компании продолжали размещать объявления о наборе страховых агентов даже в самый разгар кризиса – и тогда это было, пожалуй, лучшее предложение на рынке труда. Неужели действительно была настолько острая потребность?

– Мы постоянно ощущаем кадровый голод – в филиале «ERGO Русь», например, около года мы не можем закрыть две вакансии – просто нет нужных специалистов. Чтобы стать успешным агентом, нужно обладать, помимо навыков продаж, стрессоустойчивостью и дисциплинированностью и другими качествами. Зачастую классный агент получает больше любого директора филиала страховой компании. Таких «звездных» агентов, которые на равных общаются с руководителями фирм, собственниками бизнеса, с представителями власти в Челябинске – десятки.

А ваша карьера в страховом бизнесе как сложилась?

– В 2002 году меня взяли в страхование на должность автоэксперта, скрепя сердце, учитывая лишь большой опыт в автомобильном бизнесе – и я в течение трех лет, что называется, без отрыва от производства, получил высшее юридическое образование. А сейчас получаю второе высшее образование – экономическое, недавно была, кстати, первая сессия. В страховой компании я был сначала экспертом, затем возглавил отдел выплат, а потом мне предложили должность начальника отдела автострахования в филиале крупной российской компании, где я затем возглавил направление корпоративного страхования. Так что в страховом бизнесе изучил и выплаты, и андеррайтинг, и продажи. Предложение стать руководителем открывающегося в Челябинске филиала компании «ERGO Русь» показалось интересным и потому, что предполагало широкое поле деятельности, и новые горизонты. Но, главное, компания «купила» меня тем, что я увидел в бренде ERGO мощь, многолетние традиции и огромный профессионализм команды. Опыт трехлетней работы в компании показал, что я не ошибся с выбором.

На правах рекламы

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления