Все новости
Все новости

Юрий Королев, первый заместитель генерального директора ОАО «Челябинский радиозавод «Полет»: «Наш «Дизайн-центр» станет кузницей идей и кадров»

Челябинский радиозавод «Полет» ищет таланты, умные головы и креативную молодежь. Выстояв в трудные времена, один из лидеров отечественной радиоэлектронной промышленности продолжает планомерное движение вперед. Речь идет не только о коренной модернизации заводских цехов. У руководства «Полета» гораздо более амбициозные планы. Например, в будущем году здесь планируют создать… мини-Сколково на отдельно взятом предприятии.

Как сокращение армии отразилось на производственных планах челябинского радиозавода, кого будут взращивать в «полетовском» бизнес-инкубаторе, что такое унифицированные модули и почему молодежи нужно платить больше? Об этом и многом другом мы беседуем с первым заместителем генерального директора челябинского радиозавода «Полет» Юрием Королевым.

Поделиться

С оборонкой нет проблем

Юрий Васильевич, как вы оцениваете работу предприятия в 2010 году?

– Уходящий год был для завода успешным. «Полет» вышел на докризисные объемы производства, полностью выполнил все обязательства перед государством: и гособоронзаказ, и задание по линии гражданской авиации. Ожидается неплохая прибыль – около 50 млн руб. Уже сейчас проделана большая работа по подготовке к работе в 2011 году. Скорее всего, он станет самым напряженным за последние 20 лет. Дело в том, что уже в 2010-м объемы производства увеличились почти в два раза. Это связано и с ростом государственного оборонного заказа, и с увеличением спроса на гражданскую продукцию. Кроме того, немалая доля заказов приходится на экспорт: будем поставлять продукцию в Белоруссию, Туркмению, Казахстан и Вьетнам. В этих странах летают наши самолеты, стоят наши аэродромы, то есть активно используется бывшее советское оборудование и требуется его обновление.

Сейчас по многим военным отраслям идет сокращение гособоронзаказа, а у вас наоборот он увеличивается. Как это удается?

– Дело в том, что мы производим продукцию двойного назначения – оборудование для организации и обеспечения безопасности полетов. Не стреляем, не взрываем…(Улыбается.) В рамках реформ, которые нынче происходят в Вооруженных силах, приоритетными задачами становятся обеспечение безопасности и сохранение жизни людей. Поэтому и востребована наша продукция. Может быть, не в тех объемах, как хотелось бы, но тем не менее… Такая же ситуация с гражданскими заказами. Что бы ни происходило в политике и экономике, самолеты должны летать и садиться, следить за границей и обеспечивать безопасность страны. И необходимое для этого оборудование кому-то нужно делать.

ОАО «Челябинский радиозавод «Полет» выпустил первую продукцию 31 декабря 1952 года. В настоящее время предприятие является единственным в России производителем транспортируемых систем ближней навигации и посадки самолетов, оборудованных совместимой бортовой аппаратурой, в том числе самолетов ВВС. Современные системы ближней навигации и посадки РСБН-4Н(М), ПРМГ-76У(М), ПРМГ-5, выпускаемые челябинским радиозаводом, не уступают лучшим зарубежным аналогам. ОАО «Челябинский радиозавод «Полет» входит в государственный концерн «Вега». Изделия «Полета» работают в 40 странах мира, новая продукция поставляется в страны СНГ, Азии и Африки.

Правда ли, что «Полет» производит уникальную продукцию – то, что больше никто в нашей стране не делает?

– Действительно, мы единственные в России поставщики двух видов локаторов, которые предназначены для Минобороны. Что касается гражданской авиации, то продукцию аналогичную нашей собственной разработке, выпускает Лианозовский электромеханический завод. Но, на наш нескромный взгляд, у них все сложнее, хуже и дороже. (Улыбается.)

Планы на следующий год уже сверстаны. Что станет главной задачей?

– Работы предстоит много – как на основном производстве, так и по техническому перевооружению. Мы продолжим оснащение завода современной металлообрабатывающей техникой, оборудованием для монтажных и регулировочных работ. Планируем получить на эти цели средства из федерального бюджета – около 100 млн руб. (в 2010-м году финансирование шло в размере 80 млн руб.).

То есть вы полны оптимизма и уверенно чувствуете себя на рынке?

– Да, до 2015 года, пока действуют целевые программы по гражданской авиации и по линии ВВС, мы себя чувствуем спокойно и уверенно. Что будет потом – дело другое. Надеемся, что нынешние планы государства кардинально не изменятся, и «Полет» будет загружен работой.

Бизнес-инкубатор в заводских стенах

Поделиться

Юрий Васильевич, раскройте секрет: что за бизнес-инкубатор будет организован на базе «Полета»?

– Мы понимаем, что в век стремительного развития электронно-элементной базы жить прежними достижениями (а они у завода были и есть) просто невозможно. Поэтому принято решение в рамках нашего объединения (концерна «Вега», куда входит челябинский радиозавод «Полет», – Прим. автора) создать пять базовых центров системного проектирования унифицированных электронных модулей. Для простоты мы называем их «Дизайн-центрами». Речь идет о структурах, которые будут работать над архитектурой изделий – соответствия внутренней начинки и внешней формы. Один из них создается в Челябинске на базе радиозавода «Полет». Разумеется, базовые центры системного проектирования в разных городах будут связаны между собой.

А что такое унифицированные модули, которые вы собираетесь проектировать?

– Возьмем для примера сотовый телефон. Основные части, из которых он состоит, – это передатчик, приемник и блок питания. Это и есть три модуля – своеобразный конструктор, на который нанизывается все остальное. В изделиях, выпускаемых нашим заводом, практически та же самая система, как в мобильнике. Конечно, продуктов много, характеристики у них разные, но основа-то фактически одна. Унифицированный модуль позволяет нам в будущем создавать такие конструкции, которые можно вставлять в уже существующие изделия и тем самым удешевлять технику, уменьшать трудозатраты. Естественно, в таком случае в разы поднимается и качество изделий.

На качество «полетовской» продукции вроде бы и так нареканий не было?

– Пределов совершенству нет. Хотя одна из наших «проблем» заключается как раз в том, что «полетовская» техника работает по 30-40 лет и никак не сломается. (Смеется.) То есть можно не спешить ее менять…А если серьезно, то, имея такие электронные модули, можно составлять модификацию изделий и четко подстраиваться под те потребности рынка, которые существуют в тот или иной период времени. К примеру, самолеты летают на разной высоте, но все они должны быть в зоне видимости определенных служб. Раньше основное внимание уделялось большим лайнерам, а теперь активно развивается малая авиация, появляется частный бизнес в этой сфере. Возникает потребность в приборах, «закрывающих» небо сверху донизу.

Чтобы никакой Руст не пролетел незамеченным?

– Конечно. Для таких высот государство никогда не заказывало специальную аппаратуру. Но со временем потребность появится, и мы должны быть к этому готовы.

Кто финансирует «Дизайн-центры» – государство или сами предприятия?

На их создание выделены федеральные средства – по программе «Развитие электронно-компонентной базы и радиоэлектроники». Она действует с 2008-го по 2015-й годы и призвана помочь осуществить переход предприятий с нынешних изделий, разработанных в 60-70-х годах прошлого века на современные. То есть провести модернизацию на новой электронно-компонентной базе.

Но в целом речь идет о частно-государственном партнерстве. Это значит, что бремя финансирования в равной степени взваливают на свои плечи и государство, и предприятия, участвующие в программе. Тяжело, конечно, но система себя оправдывает. К сожалению, сейчас все заводы страны, в том числе и наш, оборудованы настолько устаревшей техникой, что ее техперевооружение требует огромных средств. К тому же оборудование быстро устаревает – некоторые станки, не говоря уже о компьютерах и программных средствах, через три года можно выбрасывать…

Что уже сделано для запуска челябинского «Дизайн-центра», на каком этапе находится реализация проекта?

– Два года (2010-й и 2011-й) отводятся на создание инфраструктуры – от разработки техзадания, конструкторской документации, ПО до выпуска готовых образцов, их испытания и ввода в серию. То есть необходимо отработать цепочку от идеи до продукта. В 2012 году планируется аттестовать «Дизайн-центр». Мы уже закупили программное обеспечение: это и конструкторское ПО, и решения вопросов топологии печатных плат, и так далее. Все продукты лицензированы, что позволит нам качественно создавать конструкторскую документацию, а в дальнейшем запускать продукцию в серию. Для разработки и испытаний новой техники закупаем современные контрольно-измерительные приборы, в основном, зарубежного производства. Разработана необходимая проектно-сметная документация, по которой будет оборудован «Дизайн-центр». Сейчас строители ведут ремонтные работы.

Это будет один из самых современных производственных комплексов на нашем предприятии. «Дизайн-центру» выделено великолепное помещение площадью 700 кв.м, оно оснащено всеми необходимыми системами жизнеобеспечения (вентиляция, кондиционирование, серверная), новейшими компьютерами, лицензионным ПО. Мы делаем все, чтобы тем, кто придет сюда работать, было удобно и комфортно творить, выдумывать, пробовать, создаем условия для рождения новых идей.

Кадры снова в цене

Поделиться

Юрий Васильевич, расскажите о новейших разработках завода.

– Сейчас мы работаем над оптико-электронным устройством, чье назначение - наблюдать за границей в радиусе 12 км при любых погодных условиях – туман, дождь, снег. Это как раз тот самый модуль, о котором я говорил ранее. Выполнен опытный образец, он проходит испытания и доработку. Причем это чисто российский прибор, сделанный из изделий и комплектующих (в том числе ПО, управляющего модулем) отечественного происхождения. Потенциальным заказчикам (а мы показывали изделие на выставке) вариант понравился, он конкурентоспособен и имеет большое будущее. А молодые ребята из будущего «Дизайн-центра» займутся созданием модификаций на базе этого модуля. Он станет основой нового продуктового ряда нашего предприятия.

Кстати, сколько человек получат работу в новом проекте?

– «Дизайн-центр» рассчитан на 64 рабочих места. Он должен привлечь на завод молодые кадры, ребят, которые займутся разработкой нового торгового ряда и модернизацией выпускаемых изделий. Кроме того, на предприятии есть ряд подразделений, которые нужно укомплектовывать, в том числе и молодежью. На современной технике будь это станок лазерной резки, гибочный станок с ЧПУ или токарно-фрезерное оборудование, на котором обрабатываются импортные центры, должны работать высококвалифицированные работники. Пенсионеров вы здесь не увидите. Кстати, ЮУрГУ сейчас готовит специалистов по универсальной специальности: наладчик-программист-оператор. Именно такие люди нам и нужны. Чем больше профессий может совмещать человек, тем интереснее будет его работа и достойнее зарплата.

Кадров не хватает?

– Да, есть такая проблема. Поэтому, пользуясь случаем, приглашаю на завод выпускников ЮУрГУ по специальностям, связанным с деятельностью «Полета». Также ждем молодых работников других предприятий, если на старом месте они не видят перспектив для развития. «Полет» предлагает творческую работу, видимые результаты и достойную оплату. Готовы рассмотреть и возможность возвращения специалистов, уходивших с предприятия в последние годы.

Не секрет, что оборонная промышленность в нашей стране во многом сохранилась благодаря энтузиазму ее представителей.

– К сожалению, это так. Костяк работников «Полета» всегда трудился, не делая скидку на трудные или легкие времена. Мы делали то, что было нужно нашей стране. И сейчас стремимся обучать молодежь, передавать ей знания и опыт, чтобы сохранить преемственность и дать новый импульс развитию «Полета». Очень много внимания уделяем повышению квалификации – проводим курсы с привлечением ЮУрГУ, обучаем работе с новыми программными средствами. Стараемся привлекать на завод студентов 3-4 курсов хотя бы на полставки: для них дополнительный доход и практика, и предприятию пользу приносят. Многие потом остаются работать, так что на предприятии постепенно идет омоложение кадров.

Молодые люди, как правило, хотят всего и сразу: высокую зарплату, машину, крышу над головой… Как вы думаете, что привлекает новых сотрудников на «Полет»?

– Вообще, нет ничего страшного в том, что молодой человек ставит высокие требования перед руководством (ему нужно с нуля обеспечивать себя и свою семью). Главное – чтобы не забывал предъявлять их и себе. Поэтому при прочих равных условиях мы сознательно готовы предложить молодому сотруднику несколько более высокую заработную плату. Приходя на завод, люди видят, что здесь они могут реализовать свои амбиции, что для них стараются создать приемлемые условия, дать минимальный социальный пакет. Например, мы страхуем работников по накопительной системе. Она позволяет через 10 лет работы на заводе получить солидную денежную сумму. Кроме того, молодежи на заводе нескучно. Проводится много различных мероприятий, например, широко известный фестиваль юмора «Жемчужина», скоро будет очень интересный новогодний вечер.

«Полет» всегда был кузницей кадров Челябинска. Не боитесь опять потратить время, силы, обучить людей, выпестовать и – снова попрощаться с ними?

– Действительно, где только не работают наши люди – и на ЗЭМе, и на «Приборе», и на других предприятиях! Специалистов также постоянно оттягивал рынок, связанный с услугами связи. К сожалению, выпускники ЮУрГУ, поработав год-два и набравшись опыта, подавались в другие места на большую зарплату. Туда, где платят деньги за торговую марку, а не за светлую голову. Но сейчас идеология меняется. Мы серьезно взялись за то, чтобы работа на заводе «Полет» считалась престижной, а зарплата его специалистов, особенно тех, кто создает будущее предприятия, была достойной и адекватной рынку труда.

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА

Реклама

    Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter