RU74
Погода

Сейчас-9°C

Сейчас в Челябинске
Погода-9°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -15

0 м/c,

725мм 73%
Подробнее
2 Пробки
USD 103,43
EUR 109,01
Бизнес Сердар Аннамухамедов, глава представительства ЕБРР в Уральском федеральном округе: «Инвестиционный потенциал Челябинской области остается недооцененным»

Сердар Аннамухамедов, глава представительства ЕБРР в Уральском федеральном округе: «Инвестиционный потенциал Челябинской области остается недооцененным»

Челябинская область ставит перед собой задачу создания имиджа инвестиционно привлекательного региона. Сделать это непросто, учитывая особенности нашей моноэкономики, закрытости для зарубежных компаний в течение многих десятилетий прошлого века и экологических проблем региона. Что может привлечь инвесторов, а что лишь оттолкнет, как кризис изменил ситуацию на рынке инвестпроектов и почему одного банка для реализации проекта мало? Об этом Сhel.ru рассказал глава представительства Европейского банка реконструкции и развития в Екатеринбурге Сердар Аннамухамедов. В конце 2010 года он был участником Х Уральского инвестиционного форума в Челябинске и любезно согласился ответить на наши вопросы.

Южный Урал заслуживает большего

Сердар Мелисович, каков на ваш взгляд инвестиционный потенциал Челябинской области?

– Высокий и не совсем оцененный, как на самом деле он того заслуживает. Инвестиционный потенциал, безусловно, выше среднего. Но есть и известные минусы: жесткий климат, земли не такие плодородные, как на юге страны, регион расположен далеко от Европы, с экологией есть проблемы. Много конкурентных угроз: рядом Свердловская область, Казахстан, который привлекает своими природными ресурсами, Китай, который нависает над всеми.

Но есть и сильные стороны – трудовые ресурсы, квалифицированные кадры. По этому показателю область выигрывает по сравнению с регионами, расположенными восточнее. В Челябинской области есть сильные технические и гуманитарные вузы, приличная сеть средних специальных образовательных учреждений. Благодаря промышленной специализации региона создана прослойка квалифицированного рабочего класса, достаточно развита инфраструктура: дороги, много промпредприятий, которые неизбежно начнут решать проблему модернизации, потому что сегодня это вопрос выживания! Есть компании, на которые можно опереться в реализации инвестиционных проектов. Что касается возможностей, то Челябинской области просто необходимо стать областью-экспортером и не только металла.

Родился в Ашхабаде. Окончил физико-математический факультет МГУ. Работал в частных компаниях, затем в министерстве экономики Туркменистана. Окончил университет г. Сиракузы (США), получив диплом мастера администрирования государственного сектора. В структуре ЕБРР – с 2001 года, работал в представительствах банка в Ашхабаде, Лондоне и Москве. В январе 2010 года назначен главой представительства банка в УрФО (Екатеринбург).

– Что нужно сделать, чтобы войти в пул регионов-экспортеров?

– Сначала нужно исходить из того, что есть. Область традиционно вывозила металл, но это были полуфабрикаты, которые экспортировались фактически по себестоимости, чтобы потом кто-то в другой стране из этого что-то сделал и продавал в 10-30 раз дороже! Поэтому прежде всего нужно повышать передел выпускаемой продукции. Без использования новых технологий это невозможно. Второе – стоит обратить внимание на сельское хозяйство. Область вполне может быть экспортером животноводческой продукции: мясо, молоко, продукция их переработки. Третье – есть возможность производить на экспорт строительные материалы. И, разумеется, сегодня нужно создавать предпосылки для чего-то другого. В этом смысле у меня большие надежды на нового губернатора, который знает, как работает бизнес и что нужно для привлечения в область новых инвесторов.

Бороться за любого инвестора

– Говоря о недооцененности инвестиционного потенциала области, вы имели в виду иностранного инвестора?

– У нас принято делить инвесторов на иностранных и российских и больше заботиться о приходе иностранцев. Но, на мой взгляд, нужно бороться за любого инвестора. В том числе и за местного. Более того, очень плохо, если нет местных инвестиций. Это значит, что местный бизнес, зная все «родные» условия, считает невыгодными вложения в регион.

– Как ЕБРР оценивает инвестиционную привлекательность России и нашего региона?

– Каждый год, даже в кризис, банк увеличивает вложения по России. В 2009 мы увеличили на 40% вложения в целом по стране. По Уралу, к сожалению, такого роста нет, поскольку стареющие металлургические, машиностроительные, химические производства, расположенные здесь, наибольшим образом пострадали в кризис.

– В какие отрасли ЕБРР инвестирует в России?

– У нас нет отраслей, запрещенных для инвестиций. Мы – всего лишь банк, который приходит в регион вместе с инвестором. Мы можем вложить до 60-70% от суммы, которая нужна инвестору. Но если нет движущей силы – компании, которая хочет открыть производство, банк сам по себе инвестиций не делает. Конечно, и в кризисное время на рынке есть компании, которые реализуют инвестиционные проекты. Но здесь очень активно ведут себя государственные банки, которые накачивают инвесторов, что называется, «под завязку», и наши услуги не нужны.

– Говорят, что сегодня вновь возникла ситуация, когда деньги в банках есть, но тратить их не на кого. Это так?

– К сожалению, сегодня мало хороших заемщиков, мало хороших проектов. До кризиса ситуация была такая: стоило тебе купить землю и «нарисовать» проект, тут же несколько банков предлагали деньги. Все покупалось и продавалось по безумным ценам. Никого не волновало, сколько это стоит. Осенью 2008 года все это рухнуло, сегодня деньги и свои возможности считают все – и банки, и клиенты. Сейчас мы наблюдаем рост качественных проектов. И это хороший знак.

С клиентом работаем «до последнего»

– Как ЕБРР работает с западными инвесторами? Насколько они доверяют возможностям банка?

– Банк для инвесторов – инструмент. Всю основную работу по оценке эффективности проекта, все риски и угрозы инвестор просчитывает сам. Но с нами хорошо работать потому, что ЕБРР – банк, что называется, с крепкой «нервной системой». (Улыбается.) Мы не поднимаем панику при возникновении проблем у инвестора. С клиентом работаем «до последнего», пока есть какая-то возможность решить проблему. Мы можем вести равный диалог с федеральными, региональными и муниципальными властями, поэтому если у нашего партнера возникают сложности во взаимоотношениях в реализации проекта, мы всегда окажем поддержку.

– Сердар Мелисович, насколько благоприятные условия, по вашему мнению, российское законодательство создает для иностранных и российских инвесторов?

– На мой взгляд, картина смазанная. Законы, стимулирующие приход инвесторов, есть. С другой стороны, существует запрет на инвестирование в так называемые стратегические сектора. Много проектов «зависает» на рассмотрении различных комиссий (например, в комиссии при премьер-министре В. В. Путине).

– Вы хотите сказать, что проект фактически «зарубают»?

– Нет, никто не отказывает, он просто «зависает» на достаточно длительный срок. Но инвесторами все это рассматривается как очередной барьер.

– Как вы оцениваете сотрудничество ЕБРР с Россией, и с каким регионом оно особенно успешное?

– В целом сотрудничество с Россией руководством банка оценивается положительно. Хорошо работаем с Калугой: с нуля в открытом поле строятся сложнейшие автомобильные производства, завод по производству автокомпонентов. Возможно, руководство области создает хорошие предпосылки для такого существенного притока инвестиций.

Одними буклетами и сайтами делу не поможешь

– Каковы планы Банка реконструкции относительно Челябинской области?

– Мы готовы работать здесь и ждем от компаний хороших проектов для реализации на территории вашей области. Сейчас мы рассчитываем на участие в реализации инвестиционного проекта энергетической компании «Фортум» в Челябинске. Она планирует привлекать деньги европейских банков, а мы хотим предложить ей свои возможности. Зачем брать на себя финансовые риски, если можно переложить их на наши плечи, а больше заниматься технологической частью проекта.

– Как вы думаете, откуда в Челябинскую область могут прийти инвестиции?

– Это деньги ваших местных инвесторов, а также инвесторов из других российских территорий. Думаю, не стоит очень сильно сейчас уповать на западные инвестиции.

– 20 лет Челябинская область открыта для посещения представителями иностранных государств. Но до сих пор мы сталкиваемся с тем, что Урал и Челябинскую область на Западе не знают. Что нужно сделать, чтобы зарубежный инвестор хотя бы принял к рассмотрению вариант размещения своих инвестиций здесь?

– Конечно, одними буклетами и сайтами здесь не помочь. Должно работать «сарафанное радио»: чтобы иностранные компании, которые здесь уже работают, рассказывали зарубежным партнерам о том, насколько им здесь комфортно. Пока, судя по динамике прихода сюда зарубежных инвесторов, они чувствуют себя не очень уютно. Возможно потому, что здесь не очень любят чужаков в силу достаточного уровня развития собственной промышленности.

– Были ли у вас встречи с новым областным руководством?

– Пока нет, но нам хотелось бы выстроить деловые партнерские взаимоотношения.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
9
ТОП 5
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Уральский блогер объяснила, что запрещено дарить девушкам на Новый год
Ольга Чиги
блогер
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
За прогрев машины во дворе появился штраф. И это правильно, считает наш автожурналист
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления