Бизнес ЧТЗ на двоих

ЧТЗ на двоих

На этой неделе должна определиться судьба крупнейшего предприятия Челябинской области. Акции «ЧТЗ-Уралтрака» теперь будут делить два собственника – южноуральское правительство и НПК «Уралвагонзавод», которая станет владельцем доли более 80 процентов. Глав

На этой неделе должна определиться судьба крупнейшего предприятия Челябинской области. Акции «ЧТЗ-Уралтрака» теперь будут делить два собственника – южноуральское правительство и НПК «Уралвагонзавод», которая станет владельцем доли более 80 процентов. Глава региона Михаил Юревич уже дал положительную оценку этой сделке. Между тем гендиректор ООО «Технопарк «Тракторозаводский» Игорь Сербинов заявил, что решение о продаже основных активов предприятия является следствием оказанного на топ-менеджмент завода давления. Мнения экспертов Chel.ru относительно судьбы тракторного завода разошлись.

Тема продажи Челябинского тракторного завода обсуждается не впервые. На этой неделе губернатор Челябинской области Михаил Юревич внес ясность, сообщив журналистам, что корпорация «Уралвагонзавод» станет основным владельцем ООО «ЧТЗ-Уралтрак». Правда, речь шла не о покупке областной доли, которая пока остается за правительством.

Напомним, в июле 2010 года министр промышленности и природных ресурсов Челябинской области Валерий Прудской сообщил, что доля уставного капитала ЧТЗ, принадлежащая областному правительству, будет передана в доверительное управление или продана УВЗ. Однако 4 февраля 2011 года первый вице-губернатор Челябинской области Олег Грачев уточнил, что теперь речь идет о полном приобретении челябинского предприятия Уралвагонзаводом.

В понедельник, 14 марта, глава региона обвинил руководство ЧТЗ в самопиаре и рассказал, что в конце недели завершится сделка по приобретению контрольного пакета акций ЧТЗ федеральной корпорацией. «Сейчас идет процедура оформления сделки, мы безусловно рады этому, – отметил он. – Нам нужны рабочие места и налаженное производство. 14 лет руководство ЧТЗ пускало пыль в глаза жителям области заявлениями о том, как много делается на заводе. За это время не было проведено серьезной модернизации, без которой невозможно развитие любого промышленного производства».

«ЧТЗ-Уралтрак» – промышленное объединение по производству и продаже колесной и гусеничной дорожно-строительной техники (бульдозеров, трубоукладчиков, фронтальных погрузчиков, мини-тракторов), запасных частей и пр. Потребителями продукции являются предприятий России, стран СНГ и дальнего зарубежья различных отраслей деятельности, таких как нефтегазовая, горнорудная, строительная, лесная и других, а также государственные министерства и ведомства различных стран. Выручка компании в 2010 году составила 7,1 млрд руб.

В этот же день на сайте УВЗ появилось сообщение о назначении генерального директора ЧТЗ Валерия Платонова на пост заместителя гендиректора Уралвагонзавода. Было сказано, что теперь господин Платонов будет совмещать две должности – руководителя челябинского завода и топ-менеджера вертикально-интегрированной структуры. «Его назначение в высший эшелон руководства корпорации позволит ускорить процесс интеграции предприятий и компаний, входящих в корпорацию», – заключили в УВЗ.

Позднее сам Валерий Платонов подтвердил, что стратегическим инвестором ЧТЗ станет НПК «Уралвагонзавод», а 28 марта на научно-техническом совете корпорации будет рассмотрен проект перевооружения ЧТЗ на предстоящие пять лет. По его словам, уже подписаны необходимые документы, согласно которым контрольный пакет ЧТЗ и технопарка «Тракторозаводский» переходит к Уралвагонзаводу. «Таким образом, он теперь является не только стратегическим инвестором предприятия, но и его основным собственником», – подчеркнул руководитель ЧТЗ.

«Ранее доля Уралвагонозавода на ЧТЗ составляла около 17 процентов, – пояснили в пресс-службе тракторного завода. – Областному правительству принадлежало около 16 процентов». Остальные активы, которые и перешли к УВЗ, делили между собой несколько юридических и физических лиц. Сумма этой сделки не уточняется.

Между тем генеральный директор ООО «Технопарк «Тракторозаводский» (управляет основными фондами ЧТЗ) Игорь Сербинов считает, что сделка стала следствием оказанного на топ-менеджмент предприятия давления. «В течение последнего месяца усиленно распространялись слухи о том, что всё на ЧТЗ принадлежит области, а на собственников предприятия оказывалось давление с применением угроз уголовного преследования и банкротства завода с целью достижения цели бесплатной передачи контроля над предприятием, – отметил он. – В «благодарность» за эти действия было обещано прекращение публичной травли в СМИ. В цивилизованных странах это называется рейдерством». В связи с этим, по словам господина Сербинова, было принято решение об увеличении участия Уралвагонзавода в собственности ЧТЗ с целью защиты от «наезда». «Думаю, это остудит ретивость рейдеров, поскольку теперь негативные действия в отношении ЧТЗ будут бросать тень и на Уралвагонзавод – предприятие, находящееся под личным патронажем премьер-министра, – выражает он надежду. – В случае необоснованных «накатов» на это предприятие можно и перейти от громогласных политических заявлений к продуванию дырочек в продукции собственного предприятия».

ОАО «Научно-производственная корпорация«Уралвагонзавод» имени Ф. Э. Дзержинского» возглавляет интегрированную структуру, объединяющую более 20 промышленных предприятий, научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро в России и Европе. Генеральными партнерами Уралвагонзавода являются крупнейшие отечественные перевозочные компании, а также Министерство обороны РФ и ФГУП «Рособорнэкспорт». По данным издания Defence News, Уралвагонзавод входит в сто крупнейших военно-промышленных комплексов мира. В 2009 году занимал 80-е место по объемам выпуска продукции военного назначения и был третьим по этому показателю среди российских производителей.

Кроме того, Игорь Сербинов посетовал, что губернатор ни разу так и не побывал на заводе. «Любые сообщения о позитивных событиях на ЧТЗ вызывают у действующей областной власти резкую изжогу, – отметил он. – Между тем нынешний губернатор ни разу не почтил своим посещением прославленный завод, а его высказывания говорят о его полной неосведомленности в отношении положения дел на предприятии. По моему мнению, ЧТЗ является одним из лучших крупнейших машиностроительных предприятий страны, преодолевшим кризис без дополнительных финансовых вливаний. А пыл в привлечении иностранных инвесторов в машиностроение можно утолить на промплощадках «Станкомаша» или АМЗ».

Мнения экспертов Chel.ru по поводу дальнейшей судьбы предприятия разошлись. «Если у федерального холдинга и Ростехнологий есть намерения по консолидации активов, что позволит осуществить проекты по производству современных видов гражданской и военной техники, то слияние не должно вызывать опасений, – считает депутат Госдумы, президент челябинского регионального объединения работодателей «Промасс» Валерий Панов. – К тому же Уралвагонзавод является давним партнером и акционером ЧТЗ. В свое время челябинское предприятие поставляло для них танковые двигатели и ряд другой продукции мирного назначения. Дальнейшая производственная кооперация пойдет на пользу при возможной технической модернизации производства, так как завод нуждается в современном технологичном оборудовании».

Бизнес-аналитик, начальник фондового департамента компании «Милком-инвест» Виталий Шурупов говорит, что УВЗ, скорее всего, купил бы не весь завод, а отдельные его производства, например моторное, литейное и прессосварочное, если бы была такая возможность. «Судить о том, насколько это выгодная сделка для сторон, достаточно сложно, – рассуждает он. – В состав корпорации входят многие машиностроительные заводы, им всем нужны инвестиции, и не факт, что «Уралтрак» окажется в первой очереди. После приобретения Уралвагонзаводом ЧТЗ, скорее всего, усилит свое оборонное производство. Однако следует понимать, что для самого УВЗ времена по-прежнему не безоблачные. Минобороны все чаще кивает, что российский ВПК производит морально устаревшую технику. И не факт, что денежный дождь из бюджета прольется именно на предприятия УВЗ».

По мнению собеседника, сумму сделки по приобретению 60% долей «Уралтрака» тоже трудно оценить. «Здесь присутствуют еще политические моменты, но ориентировочно сумма сделки может лежать в диапазоне 300–500 млн. долларов», – предполагает он, добавляя, что консолидацией 80% долей Уралвагонзаводом события на ЧТЗ, возможно, не закончатся.

По словам бизнес-аналитика, генерального директора УК «Миссия» Григория Вахитова, для УВЗ эта сделка является в какой-то степени необходимой. «Челябинский завод поставлял для корпорации немалое количество танковых двигателей, – говорит он. – Благодаря этому приобретению можно строить вертикально интегрированную структуру. Тем более что в планах УВЗ – консолидация и других тракторных производств. Что касается ЧТЗ, его судьба в последнее время больше зависела от оборонзаказа, а УВЗ имеет мощное лобби. Поэтому они и шли долгое время в одной упряжке».

С другой стороны, слияние двух предприятий может-таки повлечь за собой негативные последствия. «Вполне вероятно, что из области может уйти определенный объем налоговых отчислений, если новый собственник перерегистрирует предприятие в Екатеринбурге, – поясняет собеседник сайта. – Если же область сможет отстоять свои интересы, то все будет хорошо. Стоит также отметить, что региональные власти раньше давили на предприятие с точки зрения социальной ответственности. В результате на ЧТЗ никогда не было сокращений сотрудников. Неизвестно, как поведет себя в этой ситуации новый владелец».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления