Бизнес Банковская система: в доверии отказано

Банковская система: в доверии отказано

Российские банки рискуют потерять доверие клиентов. Непрекращающийся рост стоимости кредитов и снижение доходности по вкладам приводят к тому, что люди чувствуют себя...

Российские банки рискуют потерять доверие клиентов. Непрекращающийся рост стоимости кредитов и снижение доходности по вкладам приводят к тому, что люди чувствуют себя обманутыми. К такому выводу пришли исследователи международной компании Accenture. Банковскому сектору грозят серьезные изменения, причем не в лучшую сторону, предупреждают эксперты. И в ближайшие годы ситуация не изменится – негативные настроения в обществе будут сохраняться.

Ближайшие четыре года станут самыми тяжелыми для российской банковской системы, говорится в исследовании «Российский банковский сектор 2015: победа в битве за клиентов», проведенном исследовательской компанией Accenture. Прогнозы неутешительны: снижение ставок по вкладам, рост стоимости кредитов, снижение прибыли, падение уровня доверия к банкам со стороны клиентов. При этом для кардинального изменения сложившейся ситуации потребуется не один год.

Прошлый год компания Accenture посвятила исследованию мировой банковской системы. В России опрос проходил с ноября по март в городах с населением более 500 тысяч человек. В качестве респондентов выступили 1600 клиентов российских банков и более 30 руководителей крупнейших государственных и частных кредитных организаций. Эксперты пришли к выводу, что банковский сектор «будет претерпевать значительные изменения в худшую сторону, обусловленные сменой модели потребительского поведения и ростом конкуренции».

«Российский банковский сектор сегодня развивается медленнее, чем в докризисный период. Рост доходов в ближайшие три-четыре года может составить лишь 5-10%, – сообщил изданию «Газета.ru» управляющий директор Accenture в России Александр Горин. – Рынок остается фрагментированным».

Так, 80% опрошенных в ближайшие четыре года предрекают снижение доверия клиентов к российской банковской системе. Оказалось, что людей не устраивает работа отрасли в целом. 71% респондентов хотят использовать «инновационные продукты и услуги», 66% хотят, «чтобы банковская система была упрощена и стала более удобной», при этом 57% настаивают на увеличении оперативности при совершении банковских операций.

«Принятие закона о стопроцентном государственном страховании вкладов объемом до 700 тысяч рублей (и эквивалента этой суммы в валюте) способствовало существенному росту доверия населения к российской банковской системе, – говорит заместитель начальника аналитического отдела «Инвесткафе» Александра Лозовая. – Можно говорить о снижении уровня доверия к мелким и средним банкам в пользу крупных государственных и иностранных банков. Однако по мере преодоления посткризисных явлений частные банки вновь отвоюют свою аудиторию».

Около 90% опрошенных сходятся во мнении, что в ближайшие четыре года российские банки ждет сокращение прибыли. Из-за конкуренции банкам приходится жертвовать доходностью.

«Сокращение прибыли ожидает небольшие банки, – считает главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин. – Крупнейшие банки – и, прежде всего, госбанки – за счет увеличения своей доли на рынке существенно нарастят прибыль. Количество банков в России в ближайшие годы, возможно, сократится на 300 и более».

Сегодня прибыль крупнейших банков страны растет с трехзначными темпами процентного прироста в годовом исчислении. Однако небольшие банки действительно демонстрируют отрицательную рентабельность. Для банков с капиталом до 180 млн рублей рентабельность капитала, по оценкам Ассоциации Российских банков (АРБ), составляет 3,4–6,0%, а у банков с капиталом от 180 до 300 млн рублей – от 3,8% до 5,7%. Итогом становится консолидация банковского сектора, которая ускорит решение ключевой для банков задачи рекапитализации и накопления резервов.

Еще одной проблемой, обозначаемой экспертами в рамках ситуации в банковском секторе, стало низкое качество заемщиков. Решить ее намного сложнее, чем обеспечить устойчивое улучшение основных показателей финансов крупнейших банков. Прорыв в данной сфере возможен лишь при общем росте инвестиций в экономике страны. Судить о его начале можно будет лишь после появления первых реальных результатов намеченной на ближайшие годы руководством страны стратегии привлечения внешних инвестиций.

«Банкам потребуется еще несколько лет на рекапитализацию балансов, при этом сдерживающим фактором останется низкое качество заемщиков, – говоритАлександр Осин. – В результате реальные темпы прироста кредитования в ближайшие годы возможно будут составлять сравнительно небольшие 3-10% в год». По мнению эксперта, сейчас ситуация постепенно изменяется. Решающим аргументом, свидетельствующем о здоровье экономики и банковского сектора, является не прирост кредитования как таковой, а структура выдаваемых кредитов, увеличение в них долгосрочных займов реальному сектору.

В целом показатели роста банковского сектора за последний год можно назвать оптимистичными, говорят эксперты. Банки разобрались с последствиями кризиса и готовы начать очередное наступление на рынок, внедряя передовые технологии и предлагая современные услуги. Поэтому в ближайшие год-два можно ожидать существенного роста проникновения банковских услуг в жизнь россиян.

Опрос компании Accenture показал, что сегодня россияне в среднем пользуются услугами трех банков. В одном, как правило, они получают заработную плату, в другом – открывают вклад, а в третьем, что ближе к дому и удобнее, – оплачивают счета.

«Население все еще не слишком активно пользуется банковскими услугами, – считает начальник управления развития продуктов УК ФГ БКС Дмитрий Кашаев. –Это связано не столько с недоверием, сколько с невысокой финансовой грамотностью населения. Именно непонимание и незнание того, что смогут сделать банковские услуги для людей, приводит к тому, что люди используют банки только как резервное хранилище, то есть кладут деньги на депозиты и очень редко берут кредиты».

Однако россияне продолжают активно жаловаться на банки. Так, в прошлом году Управление Роспотребнадзора по Челябинской области зарегистрировало 150 жалоб и выявило более 60 нарушений требований законодательства о защите прав потребителей. В основном южноуральцы сетуют на незаконно взимаемые комиссии, включение в договор займа обязательного личного страхования, а также на передачу проблемных долгов в коллекторские агентства.

Наиболее часто ведомством устанавливались такие нарушения закона «О защите прав потребителей», как непредставление клиенту полной и достоверной информации о товаре или услуге. Особенно часто это касается потребительского кредитования. Спорными вопросами признавались взимание банковских комиссий за досрочный возврат кредитов, а также изменение тарифов в одностороннем порядке.

Стоит отметить, что в прошлом году в ходе банковских проверок Управление Роспотребнадзора по Челябинской области выявило 62 нарушения требований законодательства по защите прав потребителей. Кроме того, ведомством дано 10 заключений по гражданским делам и подано два иска в защиту прав потребителей по факту выявления незаконного установления комиссий и изменения процентной ставки в одностороннем порядке.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления