Бизнес Александр Букреев, руководитель компании «Легион»: «Индивидуальное проектирование жилья – это, по сути, ручная работа»

Александр Букреев, руководитель компании «Легион»: «Индивидуальное проектирование жилья – это, по сути, ручная работа»

Проектов этой строительной компании в Челябинске немного. Но все они в итоге оказываются в числе самых заметных. Почему даже в сложные времена строительная компания «Легион» продолжила возводить только жилье повышенной комфортности, зачем владельцу бизнеса нужна общественная нагрузка, и сколько денег нужно брать в кредит? Об этом и многом другом рассуждает руководитель компании «Легион» Александр Букреев.



– Александр Сергеевич, недавно был опубликован рейтинг челябинских застройщиков. В 2008 году «Легион» занимал 7 место в ТОП-10. В 2009 и 2010 годах ваша компания стала третьей. Объемы строительства падали у всех, но только вы в рейтинге поднялись. В чем секрет?

– Мы никогда особо не стремились к тому, чтобы быть впереди в этих рейтингах, понимая, что, создавая индивидуальный продукт, достаточно сложно попутно еще и гнаться за объемами. Наша машина намного более инерционна, чем у коллег, которые строят панельные дома. Индивидуальное проектирование гораздо дольше и сложнее; все согласования и сам процесс строительства более многодельный... «Ручная работа» в общем. Кризисный провал ликвидирован, в 2011 году сдаем 44 877 кв. м., в 2012 – 56 390 кв. м. жилья.

– Ваша компания изначально взяла достаточно специализированный сегмент: жилье повышенной комфортности, причем не отдельно стоящие дома, а масштабные проекты. Но ведь это особый риск – вкладывать деньги в один проект...

– «Масштабные проекты» появились относительно недавно. До этого мы строили именно отдельно стоящие дома. Насчет риска – думаю, что он не больше, чем в каких-то других сегментах. Вообще риски, на мой взгляд, создает не сегмент сам по себе, а политика, которую проводят конкретные застройщики. Мы же видим и в Челябинске, и в Москве, что проблемы в сложный период были у конкретных девелоперов, а не в секторах строительства. Мне известен только один секрет диверсификации рисков – всегда быть готовым обеспечить лучшее соотношение качество-цена. Ну и, конечно, в нашей стране очень опасно быть слишком перекредитованным.

– Вы говорили, что нормальное соотношение собственных и заимствованных средств в здоровой компании должно быть 30 на 70%. Удается так работать?

– «Легион» никогда не был закредитован до этих параметров. Мы всегда понимали, где живем и что следование законам мировой экономики – для нас недопустимая роскошь. Хотя на пике кризиса кредитный портфель был весьма внушительным. Я очень благодарен руководству Сбербанка – нам продолжали давать деньги даже тогда, когда никому из строителей уже не давали. Выворачивали наизнанку всю экономику «Легиона», убеждались в том, что «мин нет», и кредитовали. Хотя в тот момент это настолько шло вразрез с общей политикой банков, что каждый шаг в Москве приходилось согласовывать. Сейчас у нас нет заемных средств.

Считаю, что нужно кредитовать покупателей жилья, а не строителей, поскольку такое кредитование расширяет спрос, дает людям возможность на приемлемых условиях реализовать одну из самых острых потребностей человека. А куда именно эти средства вложить, люди сами решат.

– Сегодня вы продолжаете строить дома в жилом комплексе «Александровский». Есть еще какие-то проекты?

– Да, летом этого года мы начинаем застройку нового комплекса вдоль улицы Чичерина от улицы Братьев Кашириных до проспекта Победы. Там будет еще размещен ряд объектов, не относящихся к жилью. В этом месте «Легион» будет возводить 70 тысяч квадратных метров жилья с закрытыми территориями дворов, с парковкой на 500 машиномест. Первые дома будут сданы уже в 2012 году. Эта застройка пока своего названия не имеет, мы открыты к любым предложениям.


– Какие еще площадки вам были бы интересны?

– Не люблю фантазировать на пустом месте. Во всяком случае, в область в ближайшее время двигаться не планируем.

– Александр Сергеевич,, будучи руководителем крупной компании, вы легко делегируете полномочия?

– Как организована работа, рассказывать долго. Полномочия в большей части и так делегированы независимо от того, в городе я или нет. У нас великолепный коллектив и отличные, очень профессиональные топ-менеджеры. Компанию не лихорадит, если я в отъезде или занят общественной работой.

– Почему так сложилось, что «Легион» остается вне политики? Это не сокращает возможности в развитии компании?

– Не знаю, зачем вообще строительной компании нужно быть в политике. Знаю только два возможных случая: либо политика – это оружие в войне с кем-то, либо компания пытается надуть свой имидж при помощи политики, как дети надувают лягушку через соломинку. И то, и другое вряд ли может привести к чему-то хорошему.

– Почему вы приняли предложение возглавить Челябинский межрегиональный союз строителей?

– В кризис впервые возникла ситуация, когда на базе Челябинского городского союза строителей возник «клуб по интересам» из основных застройщиков города. Мы впервые научились слушать и слышать друг друга, выделять общие проблемы и пути их решения. Огромная заслуга в этом Александра Воробьева. Когда Александр Анатольевич возглавил правление СРО ССК УрСиб, эту работу стало сложно совмещать – все мы ведь еще и предприятиями руководим. Коллеги мне доверили, я согласился.


– Какие инициативы вы собираетесь реализовать на этом посту?

– Мы не намерены высасывать задачи из пальца, а собираемся взаимодействовать со всеми здоровыми силами и общественными объединениями и помогать устранять им те препятствия, которые мешают строителям работать. В первую очередь, через диалог с властью разных уровней. Только на первый взгляд кажется, что у строительного бизнеса одни цели и задачи, а у власти – другие. На деле же и цели, и проблемы в основном совпадают, зачастую не хватает либо понимания, какие пути решения существуют, либо этот диалог просто своевременно не возникает.

– Ваши предшественники, побывавшие в кресле председателя Союза, говорили о том, что на этой должности строитель становится чиновником...

– Во-первых, надеюсь, что не все так мрачно. Во-вторых, надо понимать, что один человек все равно ничего не сделает. Эта работа командная, и команда, как мне кажется, на сегодняшний день есть. Если можно не стоять в стороне, ругая законы, строй, режим, чиновников, а что-то делать – почему не попробовать?

– Александр Сергеевич, вы всегда довольны результатом своей работы и команды?

– Нет, конечно. Вообще я ловлю себя на том, что все время говорю в кругу своих коллег и соратников, что у нас не так и что нужно доработать, забывая очень часто сказать, какие они молодцы. Это неправильно. Критериев очень много. В результате все сводится к тому, куда мы движемся – растем (не обязательно количественно), стоим или ползем вниз. Пока я доволен.

– У вас есть профессиональная мечта?

– Да, хочу, чтобы жить в наших комплексах нравилось тем, кто уже живет, и хотелось тем, кто еще только мечтает о новоселье.

На правах рекламы

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления