Штраф за продажу испорченного товара может вырасти до 700 тысяч рублей, если соответствующий законопроект будет принят Госдумой РФ. Возможное увеличение штрафа будет более чем значительным – сегодня он составляет 20 тысяч рублей. Кроме того, альтернативой штрафа может стать закрытие магазина на срок до 90 дней. Такие меры, по мнению авторов документа, позволят эффективно бороться с наличием испорченного товара в магазинах, в то время как сегодняшний размер штрафа ритейлеров не пугает. Эксперты Chel.ru не в восторге от предложенных нововведений – ужесточения должны быть в разумных пределах. Кроме того, такой закон должен быть максимально подробным, считают собеседники сайта, отражая меру ответственности и наказание в зависимости от того, кто виноват в просрочке – магазин, поставщик или производитель.
3 июня 2011 года в Государственную думу РФ был внесен законопроект, касающийся увеличения штрафов за продажу испорченных продуктов питания. Депутат Госдумы Антон Беляков, являющийся его автором, предлагает увеличить денежное наказание с нынешних 20 тысяч до 700 тысяч рублей. По его мнению, столь значительное повышение «расплаты» за реализацию просроченного товара будет более эффективной мерой – сегодняшние 20 тысяч рублей может позволить себе даже небольшая торговая точка, не то что крупный сетевой ритейлер.
Кроме того, г-н Беляков предлагает ввести и альтернативную меру наказания – закрытие магазина на срок до 90 дней.
Эксперты Chel.ru признали, что в определенном ужесточении денежного наказания смысл есть, однако предлагаемый вариант схож с драконовскими мерами.
Директор по корпоративным отношениям компании X5 Retail Group (в Челябинской области торговые сети «Пятерочка», «Пятерочка Макси», «Перекресток») Михаил Сусов уверен, что сегодня проблема не в размере штрафа, а в контроле над соблюдением качества. «Бесполезно повышать штрафы, если 70% рынка, которые составляет неорганизованная торговля, никто не будет проверять, как не проверяет сейчас, – говорит собеседник сайта. – Контролеры всех мастей по-прежнему будут ходить только в сетевые магазины, в которых дела с просрочкой обстоят в десятки раз лучше, чем в палатках, на рынках, ярмарках».
В качестве примера контроля над соблюдением качества представленной продукции г-н Сусов приводит внутреннюю программу: в обмен на обнаруженный просроченный товар покупатель бесплатно получает такой же в рамках срока годности, при этом стоимость подаренного покупателю товара оплачивает руководство магазина. «Персонал трясет от этого, но результат отличный!» – добавляет эксперт.
Кроме того, Михаил Сусов отмечает, что, если практика применения закона в случае его вступления в силу окажется необъективной, в результате может пострадать и обычный покупатель, и добросовестный бизнес. «Саму проблему наличия отдельных просроченных товаров на полках не удалось решить еще ни одному ритейлеру в мире», – резюмирует представитель X5 Retail Group.
Коммерческий директор РС «Проспект» Андрей Грибанов также отмечает, что проблема просроченного товара является вечной для продуктового ритейла, однако бороться с ней путем многократного увеличения штрафов – не выход. «Ужесточение должно быть, но в разумных пределах, – говорит собеседник сайта. – Цифры должны быть адекватны показателям ритейлера, то есть заработку, выручке и так далее». Кроме того, эксперт отмечает, что значительное ужесточение мер ответственности становится постоянной практикой в нашей стране, взять хотя бы недавнее увеличение штрафов за нарушение правил пожарной безопасности.
Что касается закрытия магазина, то г-н Грибанов считает его допустимым в случае повторного нарушения в течение определенного периода.
Заместитель директора по продажам ТС «Союз» Андрей Новокрещенов отмечает, что в таком законопроекте должны быть учтены многие нюансы, например, кто виноват в просрочке товара – магазин, поставщик или производитель. «Просрочка йогурта на один день – одна мера ответственности, – рассуждает эксперт, – умышленная торговля поддельным алкоголем, из-за чего могут отравиться многие люди, – другая». Предлагаемые меры г-н Новокрещенов считает оправданными только в том случае, если продажа испорченного товара велась умышленно.