Бизнес Уралвагонзавод и УКВЗ померяются трамваями

Уралвагонзавод и УКВЗ померяются трамваями

Корпорация «Уралвагонзавод» (УВЗ) озвучила планы по запуску производства электротранспорта на базе Усть-Катавского вагоностроительного завода (УКВЗ). Вкладывая в южноуральскую площадку 50 миллионов долларов, корпорация собирается использовать трамвайное п

Корпорация «Уралвагонзавод» (УВЗ) озвучила планы по запуску производства электротранспорта на базе Усть-Катавского вагоностроительного завода (УКВЗ). Вкладывая в южноуральскую площадку 50 миллионов долларов, корпорация собирается использовать трамвайное производство УКВЗ для создания на его базе кластера по выпуску рельсового электротранспорта нового поколения. Технологии производства, по замыслу «Уралвагонзавода», будут переданы УКВЗ от дочерней компании корпорации – ОАО «Уралтрансмаш».

В Усть-Катаве расценивают эти планы как попытку недружественного поглощения. Дело в том, что «дочка» УВЗ – Уралтрансмаш – является прямым конкурентом южноуральского вагоностроительного завода. Эксперты напоминают, что пока УКВЗ занимает лидерские позиции на рынке России и других стран СНГ, а Уралтрансмаш плетется в хвосте. Они также не исключают, что версия о недружественном поглощении под видом небольших инвестиций имеет под собой основания.

В конце прошлой недели руководитель дивизиона дорожно-строительной техники ОАО «НПК «Уралвагонзавод» Семен Млодик рассказал о планах корпорации по созданию собственного производства на территории ФГУП «УКВЗ». «К концу 2011 года будет запущено производство вагонов и рельсового электротранспорта нового поколения на базе ОАО «Уралтрансмаш» (входит в УВЗ) и УКВЗ с передачей технологии УВЗ, – сообщил Семен Млодик. – Это позволит повысить загрузку трамвайного производства завода, при этом будут созданы новые модели высокотехнологичных скоростных трамваев, соединяющих загородные и внутригородские перевозки».

По данным Уралвагонзавода, проект рассчитан на три этапа – с 2011 по 2013 год. В случае его успешной реализации через три года кластер будет производить продукцию на сумму 150 миллионов долларов в год. Первичный объем инвестиций составит 50 миллионов долларов.

Представители корпорации, в частности Семен Млодик, акцентируют внимание на том, что планы УВЗ, связанные с Усть-Катавом, – это прежде всего инициатива главы Южного Урала. Губернатор Челябинской области Михаил Юревич действительно еще в конце мая 2011 года заявил, что УКВЗ в ближайшее время может быть разделен на два предприятия. «Одно будет заниматься оборонной тематикой, а второе – производством трамваев и железнодорожных вагонов. Его предполагается объединить с Уралвагонзаводом», – передали региональные электронные СМИ слова губернатора, произнесенные им на встрече с редакторами газет городов и районов области.

На Усть-Катавском вагоностроительном заводе информацию о возможном слиянии с Уралвагонзаводом воспринимают негативно. Как пояснил Chel.ru помощник генерального директора ФГУП «УКВЗ» Виталий Михеев, инвестирование корпорации в УКВЗ справедливее было бы назвать убийством конкурента. «В свое время концерн Siemens купил в Праге завод «Татра», а потом попросту закрыл его, чтобы избавиться от конкурента в Восточной Европе. Точно такая же история с Уралвагонзаводом, – отмечает представитель УКВЗ. – В состав этого холдинга вошло екатеринбургское предприятие Уралтрансмаш. Несколько лет назад там был построен трамвайный корпус. И сейчас они выпускают свои трамваи».

По мнению Виталия Михеева, дальнейшие планы Уралвагонзавода связаны с закрытием УКВЗ или превращением его в сборочную мастерскую. При этом по мощности южноуральский завод в десятки раз превосходит Уралтрансмаш.

«Большинство трамваев на территории СНГ произведены в Усть-Катаве, наша компания занимает второе место. Уралтрансмаш имеет совсем незначительную долю рынка, – сообщила директор по связям с общественностью ОАО «Петербургский трамвайно-механический завод» Анастасия Горина. – Производственные мощности у этих заводов совершенно разные, самые большие принадлежат УКВЗ. При этом площадки всех трех компаний недозагружены. Если я не ошибаюсь, в прошлом году Уралтрансмаш выпустил что-то около двух трамваев». Для сравнения, в 2010 году УКВЗ продал 43 трамвайных вагона, а ПТМЗ – 39. По данным на I квартал 2011 года, в России используются 4970 трамваев усть-катавского производства, чуть более тысячи вагонов – петербургского. И только 95 трамваев, функционирующих в городах РФ, выпущены Уралтрансмашем.

Кстати, «Уралвагонзавод» с начала 2011 года стал контролировать два крупных южноуральских завода: ООО «ЧТЗ-Уралтрак» и ОАО «Электромашина». Кроме того, генеральным директором ОАО «ММК» назначен бывший первый заместитель гендиректора «Уралвагонзавода» Борис Дубровский.

По словам главного конструктора гражданской продукции Уралтрансмаша Сергея Соловьева, УКВЗ действительно конкурирует с Уралтрансмашем. Однако собеседник Chel.ru отказался комментировать, как на этой конкуренции скажется возможное слияние предприятий. Не стали распространяться на эту тему и в московском офисе Уралвагонзавода.

«50 миллионов долларов нельзя назвать крупными инвестициями, – поделился своим мнением председатель комитета по промышленности челябинской «Опоры России» Денис Константинов. – Очень не хотелось бы, чтобы под предлогом этих небольших вложений производство на усть-катавском заводе было бы закрыто или сведено к отверточной сборке. В этом случае отрицательные последствия для города сложно будет переоценить. Кроме того, любое ограничение конкуренции отражается в конечном счете на потребителе – возрастает стоимость товара».

Начальник фондового департамента компании «Милком-Инвест» Виталий Шурупов не без скепсиса отнесся к стремлению Уралвагонзавода основать электротранспортный кластер в Усть-Катаве. «Для его успешного развития сейчас не хватает спроса. Трамвай в отличие от автотранспорта является узконишевым продуктом. Он предназначен для крупных городов, – отмечает эксперт Chel.ru. – К тому же муниципальные заказы при их наличии могут достаться не новому кластеру, а Вагонмашу или Метровагонмашу. Да и суммы в 50 миллионов долларов недостаточно, чтобы организовать полномасштабное производство».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления